Статья

Индивидуальное ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства: некоторые аспекты правового регулирования

Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ) было урегулировано индивидуальное ведение дачного хозяйства. В апреле 2008 года эта форма хозяйствования отметит свой 10-летний юбилей. Однако это не единственный факт, подтверждающий актуальность вопроса. Согласно официальным данным, в России в начале 2006 года насчитывалось 14,3 млн садоводческих и дачных участков общей площадью около 1,3 млн га, а также 3,2 млн огородных участков площадью 318,1 тыс. га[1].

А.Ю. ЧИКИЛЬДИНА,
ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права Волгоградского кооперативного института (филиал Российского университета кооперации)
 
Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ)  было урегулировано индивидуальное ведение дачного хозяйства. В апреле 2008 года эта форма хозяйствования отметит свой 10-летний юбилей. Однако это не единственный факт, подтверждающий актуальность вопроса. Согласно официальным данным, в России в начале 2006 года насчитывалось 14,3 млн садоводческих и дачных участков общей площадью около 1,3 млн га, а также 3,2 млн огородных участков площадью 318,1 тыс. га[1]. 
 
С каждым годом дачников-частников становится все больше. Это связано прежде всего с массовой приватизацией дачных, садовых, огородных участков. Проблем в этой сфере остается много, поэтому представляется полезным рассмотреть некоторые аспекты правового регулирования ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке.
Для начала отметим, что, употребляя понятие «дачное, садовое, огородное хозяйство», Закон № 66-ФЗ его не раскрывает. По смыслу норм дачное, садовое, огородное хозяйство рассматривается как комплекс имущества, владение, пользование, распоряжение (как в совокупности, так и в виде реализации отдельных правомочий) которым осуществляет гражданин. В этот комплекс входит дачный, садовый или огородный земельный участок и объекты имущества, расположенные на нем, — дачные постройки, плодовые посадки и т. д. В зависимости от принадлежности садового, огородного или дачного участка, который используется гражданами, возможно ведение хозяйства на земельном участке, принадлежащем государству либо муниципалитету, самому гражданину либо садоводческому товариществу. Граждане могут вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство на участках, которые были ими приватизированы либо выкуплены у частных лиц. В этом случае граждане выступают в роли собственников земельных участков и могут оформить право собственности также на постройки, возведенные на этих участках. Ведение индивидуального дачного (иного) хозяйства на земельном участке, находящемся в муниципальной (государственной) собственности, возможно в случае, если граждане имеют право пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования либо арендуют такой участок.
Закон № 66-ФЗ урегулировал  только случай ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (как наиболее распространенный). При этом садоводческое хозяйство может быть как собственником всех земельных участков, так и арендатором. Кроме того, земельный участок, на котором расположено садоводческое объединение, может находиться в совместной собственности всех его членов. Принадлежность земельного участка важна прежде всего для определения объема правомочий гражданина по распоряжению им.
В любом из случаев общей является особенность правового статуса дачника-частника, которая заключается в отсутствии его правовой связи с объединением — членства.
Гражданин, осуществляющий хозяйствование в индивидуальном порядке, вне зависимости от принадлежности участка не является членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, не оплачивает членских взносов, не может участвовать в принятии решений, ни в коем случае не отвечает по обязательствам объединения.
На практике такая ситуация нередко складывается в результате выхода  членов садоводческого объединения из его состава.
Возникает закономерный вопрос: как юридически грамотно строить отношения с  садоводами, намеренными выйти (вышедшими, исключенными) из состава объединения, но продолжающими пользоваться участками?
На этот вопрос Закон № 66-ФЗ дает ответ лишь отчасти: поскольку на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения расположены объекты инфраструктуры, граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, так или иначе будут вынуждены оформить свое право пользования такими объектами либо возвести эти объекты для себя вновь (п. 2 ст. 8).
Однако в действительности приходится сталкиваться с проблемой применения положений данной статьи, так как юридическое оформление пользования общей инфраструктурой не практикуется среди граждан.
В целях упорядочения отношений между гражданами, которые продолжают пользоваться электроэнергией от внешних ЛЭП и ТП, имуществом  садоводческого объединения общего пользования,  Закон № 66-ФЗ установил право граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. При этом оговаривается обязательность заключения возмездных договоров с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Предметом такого договора выступает право пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. А одно из основных условий договора —  размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, который не может превышать размера платы за пользование указанным имуществом для членов этого объединения (п. 2 ст. 8). Следует отдать должное законодателю: указанная оговорка выступает одной из гарантий обеспечения прав граждан, ведущих индивидуальное дачное хозяйство.
В качестве второй гарантии обеспечения их  прав выступает норма закона, устанавливающая право граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, обжаловать в суд решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования такого объединения  (п. 2 ст. 8).
Таким образом, можно сделать вывод, что заключение договора  обязательно для  садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в случае, если гражданин обращается с подобным требованием. При этом незаконный отказ объединения в заключении договора не снимает с гражданина ответственности за пользование объектами инфраструктуры объединения без оформленного договора.
Если граждане не вносят плату, обусловленную договором на право пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого объединения, правление объединения либо общее собрание его членов вправе, оформив письменное решение, лишить таких граждан права пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом этого объединения. Закон также наделяет органы управления объединения правом обращения в суд общей юрисдикции с иском о взыскании с неплательщиков платежей за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования объединения. Однако в статье не упоминается о примерных сроках неуплаты — в этом случае применяются общие правила гражданского законодательства, если в договоре между объединением и гражданином не оговорено иное.
Кроме платы за пользование объектами инфраструктуры, граждане, являющиеся собственниками дачных, садовых, огородных участков, а также обладающие ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и ведущие индивидуальное хозяйство, обязаны уплачивать земельный налог. Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Например, земельный налог на территории Волгоградской области введен во всех 492 муниципальных образованиях. Ставки налога варьируют в  зависимости от  категории   земельного участка в диапазоне от 0,05 до 1,5%. Другими словами, ведение дачного хозяйства в индивидуальном порядке не умаляет обязанностей граждан по уплате налогов. Правда, в некоторых регионах депутатами высказываются предложения об освобождении некоторых категорий дачников, а именно пенсионеров, от обязанности по уплате земельного налога[2].
Рассматриваемая форма ведения хозяйства иногда порождает негативные процессы, имеющие скрытый характер. Так, граждане, решившие отделиться от дачного объединения, на территории которого находится их участок, нередко забывают официально это оформить. В результате, оставаясь членами объединения, они рассчитывают на лояльность его правления в отношении их задолженностей по членским взносам. Однако рост юридической грамотности населения, в том числе членов правления садоводческих, дачных объединений, приводит к увеличению судебных дел о привлечении недобросовестных дачников—членов объединений к гражданско-правовой ответственности по задолженностям.
Положительный аспект индивидуальной формы хозяйствования заключается в свободной реализации воли собственника. В случае если право собственности на земельный участок должным образом оформлено, граждане могут свободно распоряжаться этим участком. Однако, на наш взгляд, ст. 8 Закона № 66-ФЗ нуждается в дополнении. Поскольку норма, приведенная в законе, не указывает субъекта, обязанного инициировать процесс заключения возмездного договора с объединением по поводу использования объектов инфраструктуры, дабы предупредить рост судебных дел в отношении недобросовестных дачников-частников, вполне обоснованно было бы прямое возложение подобной обязанности на гражданина, ведущего дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
 
Библиография
1 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” и в Земельный кодекс Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».
2 Южноуральские депутаты решили помочь садоводам и огородникам// РИА «Новый регион», от 02.04.2007.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024