Л.К. ТРУНОВА,
доктор юридических наук, профессор МИУ, Почетный адвокат России, член-корреспондент РАЕН
Институт обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в УПК РФ приобрел самостоятельное весомое значение и выделен отдельной главой, включающей статьи 123—127 УПК РФ. Одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства — предоставление права на обжалование процессуальных действий (бездействий) и решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц, в той части, в которой проводимые процессуальные действия или бездействия и принимаемые решения затрагивают их интересы.
Право на обжалование процессуальных действий и решений является одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ)
Жалоба — устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом. Данное право принадлежит также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации.
Гражданин или группа (коллектив) граждан вправе выбирать, защищать свое нарушенное право в суде или обратиться в вышестоящий по отношению к правонарушителю орган. Если жалоба подана в указанный орган, то при неблагоприятном для гражданина результате ее рассмотрения он не лишается возможности обратиться с жалобой в суд.
Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда рассматривается законом не только как средство обеспечения соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, но и как способ обнаружения и устранения нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Предварительное расследование как процессуальная деятельность осуществляется не только до суда, но и «для суда», что обусловливает необходимость судебного контроля действий и решений на досудебных стадиях производства по уголовному делу.
Возможность безотлагательной судебной проверки допускается: 1) при наличии ограничения конституционных прав и свобод личности; 2) если процессуальные действия и решения затрагивают права и свободы человека вне сферы уголовно-процессуальных отношений; 3) при отсутствии прямой связи между проверкой законности и обоснованности процессуальных решений или действий и теми вопросами, которые должен решать суд при постановлении приговора.
Безотлагательная судебная проверка осуществляется по жалобам заинтересованных лиц на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора. Она не влечет ни приостановления производства по делу в целом, ни приостановления исполнения соответствующих решений или действий. Проверка ведется на основе представленных органами расследования материалов, обосновывающих соответствующие решения или действия. Деятельность суда протекает в условиях состязательности, порядок рассмотрения жалоб точно регламентирован законом, обеспечивающим гласность, публичность разбирательства, участие заинтересованных лиц. Благодаря судебному процессу закон применяется не механически, а адекватно каждому случаю, по правде и по совести. Судопроизводство, соответствующее перечисленным принципам, создает условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного, справедливого решения.
Ни Конституция РФ, ни иное законодательство не дают конкретного перечня действий (случаев бездействий) органов, должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы, поскольку можно обжаловать любые действия и решения, если они нарушают права и свободы граждан или затрагивают их интересы, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также по которым законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Участники уголовного процесса, а также лица, чьи интересы затрагиваются принимаемыми решениями, вправе обжаловать как любое действие, так и бездействие органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда на любой стадии уголовного процесса. Право обжалования действий (бездействий) и решений должностных лиц, осуществляющих судопроизводство, имеют все участники уголовного процесса: сторона обвинения — ст. 42 ч. 2 п. 18, 43, 44 ч. 2 п. 17, 45 УПК РФ; сторона защиты — ст. 46 ч. 4 п. 10, 47 ч. 4 пп.14 и 18, 53 ч. 1 п. 10, 54 ч. 2 пп.12 и 14, 55 УПК РФ; иные участники уголовного судопроизводства — ст. 56 ч. 4 п. 5, 57 ч. 3 п. 5, 58 ч. 3 п. 4, 59 ч. 2 п. 3, 60 ч. 2 п. 3 УПК РФ и иные лица.
Право на обжалование должно быть разъяснено должностными лицами правоохранительных органов, прокуратуры и суда, на которых возложена процессуальная обязанность всестороннего, полного, своевременного и объективного рассмотрения жалоб, при первом контакте с лицами, чьи интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями или принимаемыми процессуальными решениями. Такими должностными лицами являются дознаватель, следователь, прокурор и судья, осуществляющие уголовное судопроизводство по конкретному делу. Закон требует немедленного реагирования и устранения нарушений прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.
Действия суда обжалуются вышестоящему суду, действия прокурора, помимо обжалования вышестоящему прокурору, могут быть обжалованы в суд. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Правом на обжалование обладают как физические, так и юридические лица, полагающие, что нарушаются их законные интересы в сфере применения норм уголовно-процессуального права. Жалобы могут исходить от подозреваемого, обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего и его защитника, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также от эксперта, специалиста, переводчика, других граждан, участвовавших или не принимавших участия в уголовном процессе, любых заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.
Например, по уголовному делу по обвинению М. Ходорковского Генеральной прокуратурой РФ был наложен арест на акции нефтяной компании «Юкос». При этом большая часть акций не принадлежала бывшему главе компании М. Ходорковскому. Жалобы компании «Юкос» и акционеров, которым принадлежали арестованные акции, о снятии ареста с акций, совершенно обоснованны.
Другой пример: во время обыска необоснованно допущена порча имущества при обстоятельствах, не требовавших необходимости действий, повлекших указанные последствия (взломаны двери, вскрыты стены и др.).
Третий пример: во время обыска и задержания у подозреваемого была изъята крупная сумма денег. Деньги ему не принадлежали, о чем было сделано соответствующее заявление. Тем не менее, на денежную сумму был наложен арест, и эта сумма была помещена в камеру хранения УВД для обеспечения конфискации имущества в случае, если таковая мера будет применена вступившим в законную силу приговором. Владелец денежных средств, передавший их задержанному лицу накануне для приобретения автомашины, обратился к следователю с заявлением о возврате денег. Однако ему в этом было отказано. Тогда заявитель обжаловал действия следователя прокурору и в суд по месту производства предварительного следствия. Прокурор отказал в удовлетворении жалобы, сославшись на то обстоятельство, что принадлежность денег не установлена, а поскольку по делу могут быть применены определенные санкции (конфискация имущества или возмещение ущерба), деньги будут находиться в органах следствия до вынесения приговора. Тем не менее, суд, изучив доводы жалобы, материалы, представленные заявителем и следователем, и иные доказательства, принял решение о признании действий следователя незаконными и обязал должностное лицо устранить допущенные нарушения.
Жалобы на нарушения в сфере применения норм уголовно-процессуального права рассматриваются по правилам уголовного судопроизводства.
Жалобы могут быть как письменными, так и устными. Устные жалобы фиксируются в соответствующих отдельных процессуальных документах в том виде, в котором жалоба была заявлена, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или решения обжалует заинтересованное лицо. Процессуальный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.
Возможность подачи устной жалобы связана с тем, что не все лица, вовлеченные в сферу уголовного судопроизводства, обладают достаточной правовой грамотностью. Именно потому в обязанности должностного лица, принимающего устную жалобу, входят: помощь заявителю по надлежащему оформлению документа; разъяснение написанного; ознакомление с конечным результатом и предоставление копии жалобы с соответствующей регистрацией об ее приеме и с указанием даты. Специальных требований к процессуальным документам, в которые заносятся устные жалобы, закон не устанавливает, они оформляются по общим правилам составления процессуальных документов. В них указываются время составления, лицо, которым составлен процессуальный документ, содержание жалобы, информация о заявителе.
Заявителю целесообразно письменную жалобу подавать в двух экземплярах, оставляя зарегистрированную копию у себя. Жалоба, заявленная при проведении следственного действия (обыск, осмотр, выемка и т.п.), заносится в протокол следственного действия. Если такая жалоба заявлена устно, то помимо занесения устной жалобы в протокол следственного действия составляется отдельный процессуальный документ.
Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения, если только это не найдут нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.
Жалобы, поступившие к начальнику органа дознания или начальнику следственного отдела, в течение 24 часов должны быть направлены прокурору, осуществляющему непосредственный надзор за исполнением законов при расследовании по конкретному уголовному делу. Указанные должностные лица должны ознакомиться с жалобой или снять копию, в пределах своей компетенции принять меры к устранению допущенных нарушений закона, привлечению к ответственности виновных лиц, а также меры по предупреждению подобных нарушений в будущем. О принятых мерах сообщается прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела, в форме пояснительной записки к поданной жалобе.
Вышестоящий по отношению к осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела прокурор, вплоть до Генерального прокурора РФ вправе лично рассмотреть и разрешить жалобу, поступившую из органов средств массовой информации, органов законодательной и исполнительной власти, а также от физических или юридических лиц. В местах содержания под стражей обвиняемых, подозреваемых представители администрации следственного изолятора во время обязательного ежедневного обхода камер принимают жалобы от подозреваемых и обвиняемых и после регистрации направляют эти жалобы в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, соответствующему адресату.
Принятием Федерального закона от 30.03.98 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»[1]5 Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. В соответствии с данной Конвенцией предусматривается процедура международного рассмотрения индивидуальных жалоб. Граждане Российской Федерации имеют право обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобами на нарушения прав и свобод, допущенные представителями государственной власти. Однако жалобы принимаются Европейским Судом только в тех случаях, когда исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты нарушенных прав или когда эта защита неоправданно затягивается.
Институт обжалования действий (бездействий) и решений дознавателя, органа дознания, следователя — прокурору, а прокурора — вышестоящему прокурору не является новым, поскольку УПК РСФСР содержал правила и порядок такого обжалования. Рассмотрение жалобы прокурором в большинстве случаев включает в себя проведение необходимых проверочных действий, относящихся к ее содержанию. Для надлежащего рассмотрения жалобы и принятия по ней законного и обоснованного решения прокурору необходимо истребовать и изучить материалы дела, материалы оперативно-розыскной деятельности и иные материалы либо выехать непосредственно на место, провести проверочные действия и получить объяснения от дознавателя, следователя, должностных лиц, осуществляющих ведомственный процессуальный контроль, от заявителя и других лиц.
По окончании проверки по требованию заявителя материалы проверки должны быть предоставлены для ознакомления, исключая ту часть материалов, которая касается государственной или иной охраняемой законом тайны. Независимо от характера решения, принятого по жалобе, заявитель должен быть о нем извещен незамедлительно. Определение порядка учета, регистрации, прохождения жалоб, контроля за своевременным и правильным их разрешением содержится в Инструкции по делопроизводству. Когда жалоба содержит сведения, указывающие на признаки преступления, заявителя вызывают для дачи объяснений и предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Объяснения могут быть написаны заявителем собственноручно либо даны в устной форме и записаны прокурором, проводящим проверку. Лица, отказавшиеся явиться по вызову для дачи объяснений, не могут быть подвергнуты приводу.
Решение прокурора по жалобе принимается в течение трех суток, а в исключительных случаях — в течение 10 суток и оформляется постановлением. При отказе в удовлетворении жалобы необходимо в мотивированном постановлении аргументировано разъяснить мотивы такого решения со ссылками на нормы закона и материалы уголовного дела либо иные материалы, истребованные в ходе проверки. Заявителю также разъясняется порядок обжалования принятого решения вышестоящему прокурору либо в суд, хотя зачастую прокурор этого не делает, а ограничивается лишь фразой: «постановление может быть обжаловано». Такой подход не соответствует закону, а неразъяснение прокурором порядка обжалования его решения является нарушением прав граждан.
Копия постановления, как правило, не направляется заявителю, однако ее выдают ему по его просьбе; кроме того, заявитель должен пользоваться правом ознакомления с материалами проверки, проведенной по его заявлению. Признав доводы, приведенные в жалобе, обоснованными, прокурор обязан незамедлительно принять меры к устранению нарушений закона.
В работе по проверке жалоб на нарушение закона должностными лицами правоохранительных органов прокурор вправе требовать содействия как от структурных подразделений внутренней безопасности, так и от руководства этих органов.
Происходит постепенное отмирание общенадзорной функции прокуратуры и переход к такому принципу осуществления плановых общенадзорных проверок, когда нет законных поводов для вмешательства, помимо поступивших сигналов о правонарушениях, а также поводов вне рамок вопросов, затронутых в жалобе, заявлении, кроме случаев защиты безгласного интереса (служебная зависимость либо интересы несовершеннолетнего), а равно неперсонифицированного общественного интереса. Поступившие в ходе расследования уголовных дел жалобы и решения, принятые по ним, приобщаются к материалам соответствующих уголовных дел. Сроки рассмотрения жалоб сокращаются в той части, которая касается разрешения жалоб, не содержащих признаков преступления. Прежний порядок, установленный ст. 10 Федерального закона от 17.01.92 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003 г.), предусматривал 30-дневный срок рассмотрения жалобы со дня ее поступления. Уголовно-процессуальным кодексом РФ данная статья фактически признается недействующей, поскольку УПК РФ, и в частности комментируемая статья, закрепляют единый для всех жалоб срок рассмотрения — 3 дня, а максимальный — 10 дней.
Вторым способом обжалования действий (бездействий) и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а также суда, является обращение в суд. Этот способ защиты гражданских прав, с нашей точки зрения, является более эффективным. Осуществляя правосудие — государственную деятельность, направленную на рассмотрение и разрешение правовых конфликтов, суд становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и законных интересов человека. Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию. Правосудие по самой своей сути отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.
Рассмотрение жалоб в суде — форма как прямого, так и косвенного судебного контроля за несудебным (досудебным) производством. Суд занимает центральное место в системе правоохранительных органов, он не стоит на защите ведомственных интересов. Судебная практика по делам о рассмотрении жалоб имеет целью устранение небрежности, натяжек, фальсификаций, отступления от закона со стороны дознавателя, следователя, прокурора.
Жалобы могут приноситься на постановления дознавателя, следователя, прокурора, т.е. решения, принятые при производстве предварительного следствия или дознания (кроме обвинительного заключения). Заинтересованное лицо вправе обжаловать постановление дознавателя, следователя, прокурора:
а) об отказе в возбуждении уголовного дела;
б) о прекращении уголовного дела;
в) иные действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства;
г) действия (бездействие) и решения указанных лиц, вследствие которых может затрудниться доступ граждан к правосудию.
Жалобы рассматриваются судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора, соответствующего участника процесса, его защитника, законного представителя или представителя. Проверка законности и обоснованности прекращения дела осуществляется по материалам этого дела и без исследования каких бы то ни было новых доказательств.
Жалоба на действия (бездействие), указанные в статье 125 УПК РФ, может быть подана заинтересованным лицом непосредственно в суд по территориальной принадлежности либо через дознавателя, следователя или прокурора. Если жалоба подается непосредственно в суд, суд сам принимает необходимые меры к истребованию необходимых для рассмотрения и разрешения жалобы документов. Принесение жалобы через дознавателя, следователя или прокурора обязывает последних вместе с жалобой представить в суд необходимые документы или материалы дела.
Законодатель определяет подсудность рассмотрения жалоб на действия (бездействия) и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Этими судами являются районные суды общей юрисдикции по месту производства предварительного расследования. Поступившую в суд жалобу регистрируют, заводят на нее отдельное производство, к которому приобщают: жалобу, представленные сторонами материалы, данные о подготовке к заседанию, постановление судьи по результатам рассмотрения жалобы, а также иные документы. Если суд сочтет представленные материалы недостаточными для всестороннего и объективного разрешения дела, он вправе истребовать необходимые дополнительные материалы.
Закон устанавливает 5-дневный срок рассмотрения жалобы со дня ее поступления в суд. Аналогичный срок был установлен ст. 2202 УПК РСФСР для обжалования меры пресечения в виде заключения под стражу. Предусмотрен порядок рассмотрения жалобы с участием заявителя, его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле (о чем необходимо получить подтверждение от органа, производящего предварительное следствие), иных лиц, чьи интересы затрагиваются обжалуемыми действиями (бездействием) или решениями, а также с участием прокурора.
Неявка участников судебного процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, но не сообщивших суду причину своей неявки и не выразивших желания непосредственно участвовать в рассмотрении жалобы, не является препятствием для начала заседания и решения вопроса по существу. Форма жалобы законом не регламентируется. Нечеткость формулировок, недостаточная грамотность оформления жалобы не могут служить поводом для отказа в принятии ее судом к своему производству.
Если жалоба подана в суд непосредственно, о ее поступлении уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, который в течение 24 часов знакомится с доводами, приведенными в жалобе, и в случае необходимости направляет в суд дополнительные материалы. Независимо от того, к кому из должностных лиц — дознавателю, следователю, прокурору, администрации места содержания лица под стражей или другим должностным лицам поступила жалоба —если она адресована суду, это порождает у должностного лица обязанность направить жалобу по принадлежности.
Судебное заседание по жалобе происходит в открытом режиме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 241 УПК РФ, когда суд определением или постановлением вправе закрыть судебное заседание. Судебное заседание может проходить в закрытом режиме в случае, когда: разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.
Судебная проверка по жалобе начинается с того, что председательствующий судья объявляет участникам процесса, какая жалоба подлежит рассмотрению, называет состав суда, т.е. свою фамилию, имя, отчество, должность, разъясняет лицам, явившимся в судебное заседание, их права и обязанности, в том числе и право на отвод. Далее судья выясняет, нет ли отводов или ходатайств до начала рассмотрения жалобы по существу. В процессе рассмотрения жалобы ведется протокол судебного заседания в порядке, установленном ст. 259 УПК РФ.
Судом определяется порядок рассмотрения жалобы. Как правило, судебное заседание начинается с объяснения заявителя (если он явился в суд), который обосновывает мотивы жалобы. В случае отсутствия заявителя суд докладывает дело участникам процесса. Затем заслушивается мнение других явившихся в суд лиц. Суд также выслушивает мнение прокурора по существу принесенной жалобы, по иным вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела по жалобе, а также предложения прокурора о применении норм закона. По окончании рассмотрения жалобы заявитель имеет право реплики.
В процессе обоснования жалобы, как и в процессе произнесения реплики, не должны вестись споры, не имеющие отношения к данной жалобе, недопустимы некорректные выпады в адрес других участников судебного процесса.
(Продолжение следует)
Библиография
1 СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.