Статья

Интегративно-рефлексивный подход к преподаванию иностранных языков студентам-юристам

И.С. КРЕСТИНСКИЙ, аспирант Тверского государственного университета Историю дидактики иностранных языков XX века характеризовала частая смена парадигм в целях поиска некоего идеального подхода к преподаванию иностранных языков и культур разным целевым группам, в том числе студентам как языковых специальностей — переводчикам и преподавателям, так и неязыковых — юристам, экономистам, инженерам и т. д. В настоящее время обозначились 3 группы подходов: 1) репродуктивный инструктивистский, или грамматико-переводной, 2) продуктивный конструктивистский, или кросскультурно-коммуникативный, и 3) интегративно-рефлексивный.

И.С. КРЕСТИНСКИЙ,

аспирант Тверского государственного университета

 

Историю дидактики иностранных языков XX века характеризовала частая смена парадигм в целях поиска некоего идеального подхода к преподаванию иностранных языков и культур разным целевым группам, в том числе студентам как языковых специальностей — переводчикам и преподавателям, так и неязыковых — юристам, экономистам, инженерам и т. д. В настоящее время обозначились 3 группы подходов: 1) репродуктивный инструктивистский, или грамматико-переводной, 2) продуктивный конструктивистский, или кросскультурно-коммуникативный, и 3) интегративно-рефлексивный.

Грамматико-переводной подход — комплексный продукт традиционной педагогики с элементами других педагогических парадигм, лингвистического структурализма и когнитивной концепции усвоения знаний. Его можно адекватно использовать для развития у обучаемых лингвистической компетенции и пассивных языковых знаний, например умения читать и переводить текст на родной язык.

Кросскультурно-коммуникативный подход — результат слияния гуманистической педагогики, прагма- и социолингвистики, культурологии, когнитивной психологии и психолингвистики. Он направлен прежде всего на развитие у обучаемых прагматических и социокультурных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. умения выражать свои мысли без глубокого понимания грамматических структур при невысокой грамотности высказывания.

Основами интегративно-рефлексивного подхода служат разные педагогические, лингвистические и психологические парадигмы в зависимости от этапа работы над языком, типов используемых упражнений и заданий, реализации заданных узких учебных целей и т. д. Подход используется для формирования вторичной языковой личности, говорящей (пишущей) грамматически, лексически, орфографически и фонетически корректно, прагматически и социокультурно адекватно, бегло и содержательно.

В основе преподавания иностранных языков студентам юридических высших образовательных учреждений и специальностей должен лежать интегративно-рефлексивный подход. Он раскрывается на базе следующих дидактико-педагогических положений: Neuner/ Hunfeld 1993, Straub 1994, Richards/Rodgers 1997, Edmondson/House 2002, Huneke/Steinig 2000, Henrici 2001.

Интегративно-рефлексивный подход ориентирован на каноны элитарного образования с упором как на его духовные, так и на формальные составляющие. Овладение примитивным разговорным языком недостаточно для системного развития интеллекта обучаемого, будущего юриста.

Интегративно-рефлексивный подход одновременно направлен на прагматические цели обучения и диалогическую речь. Важно уметь объясняться на иностранном языке в условиях реальной повседневной коммуникации.

Значимыми являются и теоретическое знание грамматики, и практическое осознанное умение ее использования. Умения и навыки могут приобретаться только через знание о них. Грамматика преподается по циклической прогрессии — от простого к сложному и специфичному.

Целесообразно проводить устный вводный курс в сочетании с вводно-фонетическим. Особое место должно отводиться изучению литературы на иностранном языке, в частности анализу текста или рефлексии о прочитанном.

В интегративно-рефлексивном подходе используется принцип просвещенной одноязычности. Понимание изучаемого материала должно проверяться или подкрепляться переводом на родной язык.

Предпочтение должно отдаваться фронтальным формам организации занятия. Так, преподаватель должен контролировать процесс усвоения знаний и умений. В то же время могут использоваться формы организации занятия, способствующие самостоятельности обучаемых, собственную учебную деятельность которых необходимо поддерживать.

В отборе использующихся для сочетания принципов и элементов других подходов центральную роль занимают критерии их применяемости в преподавательской деятельности и тот факт, насколько эти принципы зарекомендовали себя на практике. В плане содержания подход является межкультурно-страноведческой концепцией.

Читать полностью...

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Это может вас заинтересовать

Уважаемые коллеги!

Вы можете подписаться на нашу рассылку. Мы рассылаем анонсы номеров журнала «Современное право», информируем о предстоящих и текущих событиях, конференциях и других мероприятиях. Также Вы будете регулярно получать письма с перечнем добавленных на сайт статей, постов в блогах пользователей и комментариях. Периодичность рассылки на данный момент 2-3 письма в месяц.

ПОДПИСАТЬСЯ

Оцените статью
0 человек проголосовало.
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье установлено, что привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве является серьезным преступлением, которое наносит ущерб не только потерпевшим, но и обществу в целом
Добавлено: 05.04.2025
В статье рассматриваются аспекты технико-юридического конструирования норм о мародерстве (статья 356.1 Уголовного кодекса РФ). Анализируются конструкция исследуемой нормы, способ изложения ее элементов, конструкция состава преступления
Добавлено: 05.04.2025
В статье рассматривается вопрос включения в конкурсную массу должника цифровых финансовых активов в рамках процедур банкротства, в том числе вопрос выявления «нового» вида имущества в контексте законодательства о банкротстве
Добавлено: 05.04.2025
В статье исследуется существо предиальных сервитутов в Своде законов Российской империи, проводится сопоставление сервитутов как обременений права собственности с ограничениями последнего
Добавлено: 05.04.2025
В истории российского права можно выделить два основных типа правовых актов: обобщающие и проектные. Обобщающие правовые акты направлены на систематизацию и закрепление уже существующих правовых норм и управленческих практик
Добавлено: 05.04.2025