Реклама
Статья

Интернет-отношения: самоуправление и правовое регулирование

Рассматриваются вопросы самоуправления и правового регламентирования Интернет-отношений.

 УДК 347.1:004.7

Страницы в журнале: 62-66

 

А.С. Санина,

аспирант кафедры теории государства и права  Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов saninp@rambler.ru

 

Рассматриваются вопросы самоуправления и правового регламентирования Интернет-отношений. В связи с проникновением Интернета практически во все сферы деятельности человека обосновывается необходимость взаимодействия государства и общественных организаций по урегулированию Интернет-отношений.

Ключевые слова: самоуправление, правовое регулирование, Интернет-отношения, глобальная сеть, кибердружина, контент.

 

В  последние годы происходит активное развитие Интернета и его внедрение во все сферы деятельности общества, о чем свидетельствует как увеличение числа пользователей ресурсов глобальной сети, так и объемы информации в самом виртуальном пространстве, ставшем удобной средой и средством удовлетворения многочисленных потребностей общества.

По данным опроса российского Интернет-форума «РИФ + КИБ — 2014», если в 2004 году пользователями Интернета было только 12% населения страны, то сегодня сетью пользуется более половины россиян (в 1999 году согласно тем же опросам 47% граждан вообще не знало, что такое Интернет). По данным фонда «Общественное мнение», по итогам 2013 года доля Интернет-пользователей в России достигла 57%, а к концу 2014 года сетью, как предполагается, будут пользоваться уже 67% населения страны [4].

В связи с этим важное место в современном обществе занимают вопросы регулирования Интернет-отношений.

Несмотря на широкое проникновение глобальных информационных сетей в жизнь общества, в нашей стране пока не выработано единого подхода по регулированию отношений, возникающих в связи с их использованием. Одни утверждают, что отношения в Интернете не нуждаются ни в каком регулировании, другие — что эта виртуальная среда, как и все прочие, должна быть подвержена целенаправленному правовому воздействию [6, с. 10].

По мнению Н.В. Валуйскова, большую роль в регулировании Интернет-отношений сегодня играют обычаи, традиции, правила морали, или так называемое моральное (нравственное) регулирование. Так, мораль выступает как совокупность общепризнанных правил поведения и служит критерием для оценки поведения субъектов в Интернете, согласно которым одни поступки субъектов Интернет-отношений расцениваются как правильные, заслуживающие одобрения, другие — как недопустимые, вызывающие осуждение [1].

В частности, одной из наиболее эффективных моделей регулирования Интернета, по мнению международного сообщества, выступает саморегулирование, на котором основывается деятельность Интернет-отрасли в Европе. В странах Евросоюза с 2009 года действует Декларация принципов саморегулирования в целях безопасности в Интернете, к которой присоединились Microsoft, Facebook, Google, MySpace, Yahoo, Vodafone и ряд других Интернет-компаний. Декларация суммирует семь коротких принципов, которые дополняются подробным описанием политик и технологий обеспечения детской безопасности от каждой компании [13].

На наш взгляд, с выходом Интернета на мировой уровень для регулирования Интернет-отношений недостаточно только правил морали, этики, обычаев и традиций. При появлении сети правила устанавливались самими пользователями Интернета. За годы его функционирования были выработаны и отлажены механизмы саморегулирования, приспособленные к его особенностям. Однако с расширением возможностей использования Интернета и круга использующих его лиц стало ясно, что сеть не является и не может являться зоной, на которую право не распространяется. Саморегулирование естественно должно присутствовать, однако его необходимо подкреплять правом, причем как в международных, так и в национальных масштабах, создавая условия для дальнейшего эффективного развития Интернета.

За последний год резко увеличилось количество законопроектов, регулирующих общественные отношения в Интернете.

Так, в 2012 году был внесен 31 законопроект, касающийся Интернет-отношений, в 2013 году — 38, а за первые три с половиной месяца 2014 года — 16 законодательных инициатив [3]. Среди принятых законопроектов можно выделить:

1) Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Наиболее значительные изменения были внесены в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где впервые даются определения интернет-сайта, интернет-страницы, доменного имени, сетевого адреса, владельца интернет-сайта, хостинг-провайдера [12]. Появилась информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов», позволяющая идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Закон определяет порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, посредством которых осуществляется распространение аудиовизуальных произведений и фонограмм с нарушением интеллектуальных прав правообладателей [11];

3) Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». Нормативный акт позволяет Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по предписанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации производить немедленную блокировку сайтов без решения суда за публикацию информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и с другой экстремистской информацией [10];

4) Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Согласно тексту документа блогеры, чью страницу посещают более трех тысяч пользователей, должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора, а также проверять достоверность информации, которую они размещают, не распространять порнографические материалы, а также сведения о частной жизни граждан и экстремистские материалы, им запрещено употреблять нецензурную брань, а также необходимо выполнять правила предвыборной агитации [11].

Конечно, для регулирования Интернет-отношений необходим комплекс норм, который позволил бы решать проблемы, возникающие при использовании Интернета, пресекать совершение правонарушений в данной сфере. Однако первоначально нужно сформировать действенный механизм правового регулирования Интернет-отношений и обозначить методы эффективного воздействия на поведение субъектов таких отношений.

На этапе модернизации России становится все более очевидным, что законодательство не может развиваться вне четкой и обоснованной концептуальной основы. Это ставит перед правовой наукой задачу выработать адекватные реалиям жизни теоретические концепции, научные выводы, практические рекомендации и предложения, связанные с правотворческой деятельностью и правотворческой политикой современного Российского государства [7, с. 48].

Как справедливо отмечает А.В. Малько, продукт, который должна давать юридическая наука, может быть выражен в более концентрированной, аргументированной, системной, целостной форме — в форме концепций. Особенно это касается крупных научных проблем, наиболее злободневных, востребованных как наукой, так и практикой [8, с. 51—52].

17 апреля 2013 г. был представлен проект Концепции регулирования правоотношений, возникающих при использовании сети Интернет в Российской Федерации, который определяет основные цели и задачи, стоящие перед обществом и государством. Разработчиками проекта указывается на необходимость участия всех заинтересованных сторон в работе по регулированию правоотношений в Интернете — государства, бизнеса, общества.

Таким образом, представляется необходимым найти способы взаимодействия самоуправления и правового регулирования Интернет-отношений с целью их взаимного дополнения.

По словам В.В. Путина, Интернет — это действительно пространство свободы, там невозможно ничего ограничить и запретить. Но общество может и должно ограничить себя, от чего? От педофилии, от детской порнографии, от распространения наркотиков и от суицидов, от обучения суицидам [2].

Одним из примеров успешного взаимодействия самоуправления и правового регулирования может быть работа Лиги безопасного Интернета и ее поддержка со стороны государства.

Так, Лигой безопасного Интернета запущены проекты по фильтрации противоправного контента. Активно развивается движение «Кибердружина» (добровольное объединение, действующее в сети), которое объединяет граждан, готовых отслеживать правонарушения в Интернете и сообщать о них в правоохранительные органы [5].

Кроме того, Лига безопасного Интернета сотрудничает с Роскомнадзором, Управлением федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках обеспечения исполнения норм Федерального закона от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» по ограждению детей от опасной информации.

Как отмечает руководитель Роскомнадзора А. Жаров, в 2013 году экспертным центром Лиги безопасного Интернета проведено 313 исследований материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, на основании которых вынесено 1456 решений о включении в Единый реестр указателей страниц сайтов, содержащих порнографические материалы с участием несовершеннолетних. Роскомнадзор продолжает сотрудничать с Лигой как с общественной организацией, которая борется с противоправным контентом.

В 2013 году Управлением «К» Министерства внутренних дел Российской Федерации  было возбуждено: 1506 уголовных дел за распространение детской порнографии, в том числе с помощью кибердружинников — 953; 34 уголовных дела — за вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, в том числе с помощью кибердружинников — 5.

Нельзя недооценивать работу общественных организаций при регулировании Интернет-отношений, поскольку они, как и все прочие, заинтересованы в развитии «чистого» Интернета, а также в создании условий для безопасной деятельности в нем.

Таким образом, регулирование Интернет-отношений со стороны как общества, так и государства является обязательным и необходимым в современном мире, и успешного результата возможно достичь лишь при их взаимодействии.

 

Список литературы

 

1. Валуйсков Н.В. Моральные нормы и Интернет-отношения. URL: http://www.rusnauka.com/31_PRNT_2008/Pravo/36549.doc.htm

2. Годовой отчет 2013 // Лига безопасного Интернета. URL: http://www.ligainternet.ru/ upload/docs/2013-LigaInternet.pdf

3. Государство и Интернет // Интернет в России и в мире. URL: http://www.bizhit.ru/index/ru_gosudarstvo_i_internet/0-408

4. Грамматчиков А. Рунет: двадцать лет спустя // Эксперт. 2014. 19 мая.

5. Кибердружина // Лига безопасного Интернета. URL: http://www.ligainternet.ru/liga/activity-cyber.php

6. Копылов В.А. Интернет и право // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. № 9.

7. Малько А.В., Мазуренко А.П. Правотворческая политика России: история и современность: моногр. — М., 2014.

8. Малько А.В. Правовая политика современной России: от концепции к реальности // Правовая политика. Право. Правовая система / под ред А.В. Малько. — Саратов, 2013.

9. Российская газета. 2013. 10 июл.

10. Российская газета. 2013. 30 дек.

11. Российская газета. 2014. 7 мая.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 48.

 

13. Creating a Better Internet for Kids // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/creating-better-internet-kids

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена рассмотрению перспектив реализации положений Стратегии развития Российского научного фонда на период до 2030 года, утвержденной указом Президента РФ от 28.02.2024 № 146
Добавлено: 11 дней назад
Анализируются возможные модели организации местного самоуправления в контексте конституционных преобразований. Особое внимание уделяется гибридной модели и возможностям ее применения, в том числе в условиях действующего законодательства.
Добавлено: 26.05.2024
В ходе исследования использована совокупность общенаучных (анализ, синтез, методы обоснования и систематизации научного знания) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительный) методов.
Добавлено: 26.05.2024
В статье рассматриваются возможные пути совершенствования российского законодательства в области регламентирования использования дипфейк технологий на основе анализа законодательства США и КНР, регулирующего правоотношения в сфере дипфейк технологий
Добавлено: 06.04.2024
С 1 июля 2019 года в правовую систему России был включен новый институт наследственного права — институт наследственного договора. Многие аспекты этого института не получили своего полного раскрытия, правоприменительная практика наследственного договора только начинает складываться.
Добавлено: 06.04.2024