УДК 347.1:004.7
Страницы в журнале: 62-66
А.С. Санина,
аспирант кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов saninp@rambler.ru
Рассматриваются вопросы самоуправления и правового регламентирования Интернет-отношений. В связи с проникновением Интернета практически во все сферы деятельности человека обосновывается необходимость взаимодействия государства и общественных организаций по урегулированию Интернет-отношений.
Ключевые слова: самоуправление, правовое регулирование, Интернет-отношения, глобальная сеть, кибердружина, контент.
В последние годы происходит активное развитие Интернета и его внедрение во все сферы деятельности общества, о чем свидетельствует как увеличение числа пользователей ресурсов глобальной сети, так и объемы информации в самом виртуальном пространстве, ставшем удобной средой и средством удовлетворения многочисленных потребностей общества.
По данным опроса российского Интернет-форума «РИФ + КИБ — 2014», если в 2004 году пользователями Интернета было только 12% населения страны, то сегодня сетью пользуется более половины россиян (в 1999 году согласно тем же опросам 47% граждан вообще не знало, что такое Интернет). По данным фонда «Общественное мнение», по итогам 2013 года доля Интернет-пользователей в России достигла 57%, а к концу 2014 года сетью, как предполагается, будут пользоваться уже 67% населения страны [4].
В связи с этим важное место в современном обществе занимают вопросы регулирования Интернет-отношений.
Несмотря на широкое проникновение глобальных информационных сетей в жизнь общества, в нашей стране пока не выработано единого подхода по регулированию отношений, возникающих в связи с их использованием. Одни утверждают, что отношения в Интернете не нуждаются ни в каком регулировании, другие — что эта виртуальная среда, как и все прочие, должна быть подвержена целенаправленному правовому воздействию [6, с. 10].
По мнению Н.В. Валуйскова, большую роль в регулировании Интернет-отношений сегодня играют обычаи, традиции, правила морали, или так называемое моральное (нравственное) регулирование. Так, мораль выступает как совокупность общепризнанных правил поведения и служит критерием для оценки поведения субъектов в Интернете, согласно которым одни поступки субъектов Интернет-отношений расцениваются как правильные, заслуживающие одобрения, другие — как недопустимые, вызывающие осуждение [1].
В частности, одной из наиболее эффективных моделей регулирования Интернета, по мнению международного сообщества, выступает саморегулирование, на котором основывается деятельность Интернет-отрасли в Европе. В странах Евросоюза с 2009 года действует Декларация принципов саморегулирования в целях безопасности в Интернете, к которой присоединились Microsoft, Facebook, Google, MySpace, Yahoo, Vodafone и ряд других Интернет-компаний. Декларация суммирует семь коротких принципов, которые дополняются подробным описанием политик и технологий обеспечения детской безопасности от каждой компании [13].
На наш взгляд, с выходом Интернета на мировой уровень для регулирования Интернет-отношений недостаточно только правил морали, этики, обычаев и традиций. При появлении сети правила устанавливались самими пользователями Интернета. За годы его функционирования были выработаны и отлажены механизмы саморегулирования, приспособленные к его особенностям. Однако с расширением возможностей использования Интернета и круга использующих его лиц стало ясно, что сеть не является и не может являться зоной, на которую право не распространяется. Саморегулирование естественно должно присутствовать, однако его необходимо подкреплять правом, причем как в международных, так и в национальных масштабах, создавая условия для дальнейшего эффективного развития Интернета.
За последний год резко увеличилось количество законопроектов, регулирующих общественные отношения в Интернете.
Так, в 2012 году был внесен 31 законопроект, касающийся Интернет-отношений, в 2013 году — 38, а за первые три с половиной месяца 2014 года — 16 законодательных инициатив [3]. Среди принятых законопроектов можно выделить:
1) Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Наиболее значительные изменения были внесены в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где впервые даются определения интернет-сайта, интернет-страницы, доменного имени, сетевого адреса, владельца интернет-сайта, хостинг-провайдера [12]. Появилась информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов», позволяющая идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Закон определяет порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, посредством которых осуществляется распространение аудиовизуальных произведений и фонограмм с нарушением интеллектуальных прав правообладателей [11];
3) Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». Нормативный акт позволяет Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по предписанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации производить немедленную блокировку сайтов без решения суда за публикацию информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и с другой экстремистской информацией [10];
4) Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Согласно тексту документа блогеры, чью страницу посещают более трех тысяч пользователей, должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора, а также проверять достоверность информации, которую они размещают, не распространять порнографические материалы, а также сведения о частной жизни граждан и экстремистские материалы, им запрещено употреблять нецензурную брань, а также необходимо выполнять правила предвыборной агитации [11].
Конечно, для регулирования Интернет-отношений необходим комплекс норм, который позволил бы решать проблемы, возникающие при использовании Интернета, пресекать совершение правонарушений в данной сфере. Однако первоначально нужно сформировать действенный механизм правового регулирования Интернет-отношений и обозначить методы эффективного воздействия на поведение субъектов таких отношений.
На этапе модернизации России становится все более очевидным, что законодательство не может развиваться вне четкой и обоснованной концептуальной основы. Это ставит перед правовой наукой задачу выработать адекватные реалиям жизни теоретические концепции, научные выводы, практические рекомендации и предложения, связанные с правотворческой деятельностью и правотворческой политикой современного Российского государства [7, с. 48].
Как справедливо отмечает А.В. Малько, продукт, который должна давать юридическая наука, может быть выражен в более концентрированной, аргументированной, системной, целостной форме — в форме концепций. Особенно это касается крупных научных проблем, наиболее злободневных, востребованных как наукой, так и практикой [8, с. 51—52].
17 апреля 2013 г. был представлен проект Концепции регулирования правоотношений, возникающих при использовании сети Интернет в Российской Федерации, который определяет основные цели и задачи, стоящие перед обществом и государством. Разработчиками проекта указывается на необходимость участия всех заинтересованных сторон в работе по регулированию правоотношений в Интернете — государства, бизнеса, общества.
Таким образом, представляется необходимым найти способы взаимодействия самоуправления и правового регулирования Интернет-отношений с целью их взаимного дополнения.
По словам В.В. Путина, Интернет — это действительно пространство свободы, там невозможно ничего ограничить и запретить. Но общество может и должно ограничить себя, от чего? От педофилии, от детской порнографии, от распространения наркотиков и от суицидов, от обучения суицидам [2].
Одним из примеров успешного взаимодействия самоуправления и правового регулирования может быть работа Лиги безопасного Интернета и ее поддержка со стороны государства.
Так, Лигой безопасного Интернета запущены проекты по фильтрации противоправного контента. Активно развивается движение «Кибердружина» (добровольное объединение, действующее в сети), которое объединяет граждан, готовых отслеживать правонарушения в Интернете и сообщать о них в правоохранительные органы [5].
Кроме того, Лига безопасного Интернета сотрудничает с Роскомнадзором, Управлением федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках обеспечения исполнения норм Федерального закона от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» по ограждению детей от опасной информации.
Как отмечает руководитель Роскомнадзора А. Жаров, в 2013 году экспертным центром Лиги безопасного Интернета проведено 313 исследований материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, на основании которых вынесено 1456 решений о включении в Единый реестр указателей страниц сайтов, содержащих порнографические материалы с участием несовершеннолетних. Роскомнадзор продолжает сотрудничать с Лигой как с общественной организацией, которая борется с противоправным контентом.
В 2013 году Управлением «К» Министерства внутренних дел Российской Федерации было возбуждено: 1506 уголовных дел за распространение детской порнографии, в том числе с помощью кибердружинников — 953; 34 уголовных дела — за вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, в том числе с помощью кибердружинников — 5.
Нельзя недооценивать работу общественных организаций при регулировании Интернет-отношений, поскольку они, как и все прочие, заинтересованы в развитии «чистого» Интернета, а также в создании условий для безопасной деятельности в нем.
Таким образом, регулирование Интернет-отношений со стороны как общества, так и государства является обязательным и необходимым в современном мире, и успешного результата возможно достичь лишь при их взаимодействии.
Список литературы
1. Валуйсков Н.В. Моральные нормы и Интернет-отношения. URL: http://www.rusnauka.com/31_PRNT_2008/Pravo/36549.doc.htm
2. Годовой отчет 2013 // Лига безопасного Интернета. URL: http://www.ligainternet.ru/ upload/docs/2013-LigaInternet.pdf
3. Государство и Интернет // Интернет в России и в мире. URL: http://www.bizhit.ru/index/ru_gosudarstvo_i_internet/0-408
4. Грамматчиков А. Рунет: двадцать лет спустя // Эксперт. 2014. 19 мая.
5. Кибердружина // Лига безопасного Интернета. URL: http://www.ligainternet.ru/liga/activity-cyber.php
6. Копылов В.А. Интернет и право // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2001. № 9.
7. Малько А.В., Мазуренко А.П. Правотворческая политика России: история и современность: моногр. — М., 2014.
8. Малько А.В. Правовая политика современной России: от концепции к реальности // Правовая политика. Право. Правовая система / под ред А.В. Малько. — Саратов, 2013.
9. Российская газета. 2013. 10 июл.
10. Российская газета. 2013. 30 дек.
11. Российская газета. 2014. 7 мая.
12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 48.
13. Creating a Better Internet for Kids // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/creating-better-internet-kids