УДК 34.028.6
Страницы в журнале: 4-8
В.Ю. ПАНЧЕНКО,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Сибирского федерального университета panchenkovlad@mail.ru
Рассматриваются перспективы внедрения информационных технологий, обеспечивающих информационную открытость профессиональной деятельности юристов. Сделан вывод о том, что доступность полной и достоверной информации о профессиональной деятельности конкретных юристов может быть условием существенного повышения качества юридической деятельности и инструментом обеспечения эффективного государственного и общественного контроля за ее осуществлением.
Ключевые слова: правовая информация, доступность информации, юридическая деятельность, юридическое содействие реализации прав личности, юридическая помощь, общественный контроль, государственный контроль.
Transparency of Information of Professional Llegal Activities as a Mean of Their Quality Improvement (by the Example of Legal Aid)
Panchenko V.
The article focuses on the prospects of information technologies implementation which provides information transparency of professional legal activities. The author concludes that the availability of complete and accurate information of the professional activities of specific lawyers may be essential to the improving the quality of legal work and providing effective state and public control over it.
Keywords: legal information availability, legal activities, legal assistance in the individual rights implementation, legal aid, public control, state control.
Эффективное осуществление прав и свобод человека, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, в полной мере возможно только в условиях доступности информации о содержании таких прав и свобод, конкретных средствах, способах и механизмах их реализации и защиты. Применительно к праву на квалифицированную юридическую помощь особое значение имеет доступная, полная и достоверная информация о субъекте, ее оказывающем, поскольку только в этом случае выбор получателем конкретного субъекта оказания юридической помощи будет осознанным.
Вместе с тем на сегодняшний день приходится констатировать, что возможности для оперативного получения конкретной, полной, объективной и достоверной информации о юристе, к которому предполагается обратиться за помощью, практически отсутствуют. Ознакомление с реестрами адвокатов показывает, что информация о них ограничивается фамилией, именем, отчеством, указанием на форму адвокатской деятельности (кабинет, юридическая консультация и т. д.), адресом и координатами для связи; никакой иной информации и не может быть в реестрах по закону[2]. Персональные сайты адвокатов и их объединений априори содержат информацию выгодно позиционирующего свойства (реклама адвокатской деятельности запрещена законодательством об адвокатуре), сайты же юридических фирм и частнопрактикующих юристов — информацию рекламного характера.
Информационной открытости как средству повышения качества юридической деятельности в целом и правоприменительной деятельности в частности в последнее время уделяется достаточно серьезное внимание. С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а с 1 июля 2010 года — Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» созданы федеральные государственные информационные системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также установлены требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).
10 сентября 2012 года Правительство РФ внесло в Государственную думу ФС РФ законопроект № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» (далее — СРО). Законопроектом предлагается сделать источником информации о деятельности СРО только интернет-сайт, расширить перечень сведений, которые обязаны публиковать все СРО, установить административную ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение СРО обязанностей по раскрытию информации.
В августе 2012 года на официальном сайте Минэкономразвития России был опубликован проект постановления Правительства РФ об утверждении положения, согласно которому предполагается создание федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей автоматизацию процесса досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг[3].
Примеры важности информационной открытости как средства повышения эффективности юридически значимой деятельности государственных и негосударственных институтов можно продолжать приводить. Так, согласно Федеральному закону от 25.06.2012 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» иски, отзывы на них, доказательства, другие документы при упрощенном судопроизводстве размещаются на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа — только для сторон. По словам председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванова, «в скором времени на сайтах судов будут публиковаться не только их решения, но также иски сторон и отзывы на них и аудиопротоколы судебных заседаний <…> мы предполагаем полную открытость и собираемся размещать исковые заявления, отзывы на них и аудиопротоколы в Интернете. У нас судопроизводство является открытым, и мы должны этот принцип реализовать в полном объеме»[4]. Такая инициатива, на наш взгляд, заслуживает поддержки, поскольку способствует формированию новых стандартов открытости правосудия в России и потребует внедрения в системах и арбитражных судов, и судов общей юрисдикции, в том числе, насколько это возможно, и по уголовным делам (с учетом, безусловно, законодательных требований о сохранении охраняемой законом тайны).
Думается, технологически информационная система с данными о судебных представителях может быть встроенной в базы данных арбитражных судов и судов общей юрисдикции и должна обеспечивать совместный или альтернативный поиск по фамилии, имени, отчеству представителя, категории дела, региону, а также давать доступ к документам, составленным конкретным представителем. Конечно, создание такой системы не решит всех проблем, связанных с оказанием юридической помощи, но может стать значимым фактором повышения ее качества. Представляется, что информационная открытость профессиональной деятельности юристов — гораздо более продуктивный шаг в этом направлении, нежели введение на рынке юридических услуг любых видов монополий, лицензий и т. д. Практически значимая для населения функция юридической помощи состоит в том, чтобы определить, на какое содействие, в каком порядке и на каких условиях лицо может рассчитывать в трудной жизненной ситуации и каким образом должна быть организована социальная инфраструктура юридической помощи.
Для реализации этой функции информационная открытость профессиональной юридической помощи (имеется в виду помощь, оказываемая на постоянной основе) требует создания единой открытой информационной системы «Юридическая помощь», включающей федеральный и региональный уровни. Полагаем, что на сегодняшний момент сложились все предпосылки для осуществления операторской функции информационной системы «Юридическая помощь» Ассоциацией юристов России и ее региональными отделениями. Ранее в Письме Минюста России от 27.12.1995 № 09-17-176-95 «О методических рекомендациях по лицензированию платных юридических услуг» указывалось, что «в дальнейшем возможно объединение региональных союзов в Российскую ассоциацию юристов-лицензиатов с такими внутриструктурными секциями, как «юристы-индивидуалы», юридические фирмы, юристы-международники и т. д.»
На Ассоциацию юристов России государство уже возлагает определенные функции по общественному контролю[5], общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров[6], независимой экспертизе нормативных правовых актов[7]. В ноябре 2009 года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации подписал с Ассоциацией юристов России соглашение о сотрудничестве по вопросам обеспечения и регулирования прав и свобод человека[8]. Кроме того, Ассоциация юристов России создает свою негосударственную систему оказания бесплатной юридической помощи, которая осуществляется за счет ее членов. Имеется также позитивный опыт участия профессионального сообщества в подборе юридических кадров[9].
В идеале для функционирования информационной системы «Юридическая помощь» необходимо законодательно предусмотреть обязанность лица, претендующего на право оказания юридической помощи на постоянной основе, заявления (уведомления) о приобретении статуса субъекта оказания юридической помощи с приложением документов об образовании в региональном подразделении Ассоциации юристов России и внесении сведений о таком лице в реестр лиц, оказывающих юридическую помощь. При этом важно обеспечить широкое информирование населения о реестре лиц, оказывающих юридическую помощь, с использованием всех видов СМИ.
Представляется, что реестр субъектов оказания юридической помощи должен содержать как минимум следующие сведения:
— идентифицирующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) (в случае если в реестр вносятся сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, то в реестре указывается также фамилия, имя (имена) на иностранном языке), дата рождения (число, месяц, год), почтовый индекс, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, адрес официального сайта в сети Интернет (при наличии);
— сведения о документе о высшем образовании;
— сведения обо всех организациях, работником которых юрист является на основании трудовых договоров, с указанием для каждой организации полного наименования, места нахождения, адреса официального сайта в сети Интернет (при наличии), ОРНЗ (при наличии);
— сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — ОГРНИП (при наличии);
— документально подтвержденные сведения о деятельности лица по оказанию юридической помощи (об участии в судебных процессах, судебные постановления, решения иных органов и т. д.);
— сведения о поступивших жалобах в отношении юриста с указанием для каждого случая существа жалобы и существа решения по ней, даты принятия решения, номера решения (при наличии);
— сведения о прохождении контроля качества работы (дата проведения проверки качества работы, наименование органа, проводившего проверку);
— сведения о подтверждении прохождения обучения по программам повышения квалификации (дата и период подтверждения прохождения обучения по программам повышения квалификации);
— сведения о прекращении деятельности по оказанию юридической помощи.
Кроме этого, важнейшим инструментом обеспечения права на юридическую помощь в плане информационной доступности юридической помощи может и должна стать обязанность лиц, оказывающих юридическую помощь, разрабатывать и размещать для всеобщего сведения в реестре субъектов оказания юридической помощи положение о порядке оказания юридической помощи. В такое положение должны как минимум включаться следующие разделы: 1) общие положения; 2) порядок оказания юридической помощи; 3) контроль за оказанием юридической помощи.
Раздел «Общие положения» должен включать: а) предмет регулирования; б) круг лиц, имеющих право на обращение за юридической помощью к данному субъекту ее оказания; в) требования к порядку информирования о предоставлении юридической помощи, в том числе информация о месте нахождения и графике работы, справочные телефоны, в том числе номер телефона-автоинформатора (при наличии), адрес официального сайта в сети Интернет, адреса электронной почты, порядок получения информации заявителями по вопросам оказания юридической помощи, порядок, форма и место размещения указанной информации, в том числе на стендах в помещениях субъектов оказания юридической помощи.
Раздел «Порядок оказания юридической помощи» должен включать следующие положения: а) информация, идентифицирующая данного субъекта оказания юридической помощи; б) формы и виды юридической помощи, оказываемые данным субъектом; в) описание процесса оказания юридической помощи; г) сроки оказания юридической помощи; д) перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с оказанием юридической помощи; е) исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания юридической помощи, подлежащих предоставлению обращающимся, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок предоставления (бланки, формы обращений, заявлений или указание на свободную форму таких документов); ж) исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании юридической помощи; з) порядок оплаты юридической помощи; и) иные требования, в том числе учитывающие особенности оказания юридической помощи по отдельным категориям дел.
Раздел «Контроль за оказанием юридической помощи» может включать следующие положения: а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением лицом, оказывающим юридическую помощь, требований к ее оказанию; б) ответственность субъекта оказания юридической помощи за ненадлежащее оказание юридической помощи; в) информация для заявителя о его праве подать жалобу на действия лица, оказывающего юридическую помощь, и органах (лицах), уполномоченных на рассмотрение жалобы;
г) порядок подачи, сроки и результат рассмотрения жалобы, а также порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.
Предлагаемый механизм информирования о субъектах, оказывающих юридическую помощь, возможно внедрить сначала в порядке эксперимента на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а затем по результатам эксперимента принять решение о распространении указанных требований и порядка на всю территорию России.
Предлагаемый порядок информирования позволит:
— во-первых, сформировать единую информационную систему юридической помощи (прежде всего о субъектах, оказывающих юридическую помощь, их специализации по видам юридической помощи) на уровне страны в целом, ее регионов и муниципальных образований;
— во-вторых, довести до потенциальных получателей юридической помощи сведения о качестве работы того или иного субъекта ее оказания (в реестре следует дать возможность зарегистрированным в нем лицам размещать официальные документы (судебные решения, приговоры и т. д.), связанные с оказанием ими юридической помощи (при соблюдении охраняемой законом тайны), а в перспективе автоматически формировать такие данные посредством взаимодействия с базами данных судебных решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов);
— в-третьих, сделает возможным профессиональный саморегулируемый информационный контроль за деятельностью лиц, оказывающих юридическую помощь: в соответствующем реестре должна быть предусмотрена возможность опубликования жалоб, поданных на действия того или иного юриста гражданами, и результатов ее рассмотрения. При этом до установления соответствующей обязанности порядок рассмотрения жалоб на лиц, оказывающих юридическую помощь, органами и территориальными подразделениями Ассоциации юристов России может быть добровольным, но в случае отказа от такой проверки информация об отказе должна присутствовать в указанном реестре, что «наведет на мысль» потенциального получателя помощи о добросовестности того или иного юриста.
В итоге реестр лиц, оказывающих юридическую помощь, может стать своеобразным «профессиональным портфолио», «профессиональной историей» юриста и позволит осуществлять широкое информирование населения о лицах, оказывающих юридическую помощь. Речь идет именно о лицах, а не об организациях, поскольку юридическая помощь как деятельность в большинстве случаев неразрывно связана с личностью субъекта, ее оказывающего.
Думается, что стимулирующий надлежащее и ограничивающий ненадлежащее оказание юридической помощи эффект предполагаемой к созданию системы будет сильнее, если предусмотреть обязательность раскрытия информации о своей профессиональной деятельности в качестве условия допуска к оказанию юридической помощи на постоянной платной основе, потребность в законодательном установлении которого — насущная необходимость правовой жизни.
Библиография
1 Статья подготовлена при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».
2 См.: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
3 См.: URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/doc20120822_05 (дата обращения: 20.10.2012).
4 Цит. по: Берсенева Т. Глава ВАС, вопреки критике, подтвердил свое намерение размещать в Интернете все материалы дел. 08.02.2012. URL: http://pravo.ru/news/view/68392 (дата обращения: 25.10.2012).
5 См.: Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012—2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
6 См.: Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»; Соглашение о взаимодействии между Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (заключено 14.12.2010). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7 Приказ МВД России от 20.09.2006 № 742 «О проведении независимой экспертизы административных регламентов МВД России».
8 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9 «Например, в Омской области, <…> кандидатуры представителей общественности в квалификационную коллегию судей Законодательному собранию представлялись региональным отделением ассоциации». См.: Российская газета. Неделя. 16.06.2011. № 5504 (128).