УДК 342.7:001
Страницы в журнале: 23-27
О.Л. Солдаткина,
кандидат юридических наук,доцент Саратовской государственной юридической академии, старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права РАН Россия, Саратов buzum@mail.ru
Рассматриваются вопросы построения информационного пространства правозащитной политики в части ее обеспеченности ресурсами информации; исследуются содержание и наполнение интернет-сайтов правозащитных организаций.
Ключевые слова: правозащитная политика, информационные ресурсы, правозащитная деятельность, информационное пространство, информационный обмен.
Современное российское общество переживает эпоху эволюции права, затрагивающей сами основы развития правовой системы. Однако все изменения могут быть бесполезными и даже опасными, если при модернизации не перейти от стихийности к плановости и научной обоснованности. Именно осознание этого факта способствует широкому распространению термина «правовая политика» в юридической науке и практике: анализу этого понятия посвящается множество исследований ученых-правоведов [7, 5, 6, 9]. В этом сегменте теоретических разработок общей тенденцией является углубленное рассмотрение отдельных видов отечественной правовой политики, таких как правотворческая политика, правоохранительная политика, правозащитная политика. Последний вид правовой политики представляет особый интерес [8]. Защита интересов личности, общества, государства в настоящее время сопряжена со значительными трудностями, связанными в том числе и со сменой стандартов государственной и общественной жизни, а также с идущими во всем мире процессами глобализации и информатизации.
Правозащитная деятельность, которую призван упорядочить соответствующий вид правовой политики, в силу своей специфики связана с правовым взаимодействием внутри государства и с взаимодействием на международном уровне. И здесь становится актуальным подбор правильных, эффективных, современных средств для достижения поставленных целей. Известный американский социологЭ. Тоффлер утверждает, что в ХХI веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью, а знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти [12]. Таким образом, в свете тенденций мирового развития информация, выделенная и оформленная как ресурс, становится одним из основных средств, определяющих уровень эффективности процессов модернизации. Правозащитная политика не должна стать исключением из этого правила, что ставит перед наукой вопрос об информационном обеспечении и оптимизации ее информационных ресурсов.
Однако прежде чем обратиться к решению этого вопроса, и помня о слабой теоретической разработке указанной области, уточним основные используемые нами термины.
Правозащитная политика — это систематическая деятельность различных субъектов правозащитной структуры России (публичных — государственных и муниципальных органов, и непубличных — индивидов, их объединений, включая все общество, общественных организаций) по созданию и реализации стратегических правовых идей в целях создания на основе научно обоснованной стратегии эффективного правозащитного пространства [11].
Под информационным ресурсом мы будем понимать представленный в виде отдельных документов и/или их массивов системообразущий элемент человеческой деятельности, являющийся источником информации или средством для получения отдельными физическими лицами и организациями знаний, формируемых в результате деятельности различных структур общества [10]. Согласно данному определению минимальную структурную единицу информационного ресурса составляет документ в традиционной (бумажной) или электронной форме.
Понятие информационного ресурса при всей своей значимости сейчас не закреплено российским законодательством, но тем не менее само явление существует, более того, число ресурсов информации огромно и постоянно растет. Правозащитная деятельность и политика также выступают активными создателями и потребителями информационных ресурсов. Так, характерной деятельностью любого правозащитника является сбор и анализ информации о правах человека и фактах их нарушения; мониторинг ситуации в области прав человека на региональном или международном уровне; распространение информации в целях обеспечения реализации прав человека; образование и профессиональная подготовка в области прав человека; оказание юридической помощи в суде при защите прав человека [10]. Более того, генерация информационных ресурсов относится рядом авторов к основной задаче, стоящей перед правозащитной организацией [1, 2].
Таким образом, в рамках правозащитной деятельности происходит активный информационный обмен и формирование информационных ресурсов. Представляется, что основной целью правозащитной политики в выбранном направлении должно быть формирование эффективного правозащитного пространства, опирающегося на грамотно выстроенное информационное пространство. В рамках данной цели перед правозащитной политикой встает задача оптимизации информационного массива.
Для достижения цели оптимизации используем апробированный нами ранее алгоритм [10], основанный на методиках системного анализа: рассматриваются современное состояние системы с точки зрения выбранного вида ресурсов (в нашем случае информационных), потребности в данном виде ресурсов, разница между «тем, что надо» и «тем, что есть» как раз и определяет направления оптимизации [4]
В рамках данной схемы необходимо провести анализ информационных ресурсов, сделав выводы об их состоянии и определив существующие проблемы.
Как уже отмечалось ранее, одним из основных субъектов правозащитной политики являются государственные и негосударственные правозащитные организации. На наш взгляд, именно их информационные ресурсы и составляют ядро информационной системы правозащитной политики, следовательно, обзор сайтов правозащитных организаций позволит ответить на вопрос о современном состоянии массива информационных ресурсов правозащитной политики.
Начнем с официальных правозащитников — уполномоченных по правам человека в Российской Федерации (омбудсменов). Оценивая официальный сайт Уполномоченного по правам человека (http://ombudsmanrf.ru/), необходимо отметить, что его современная версия — пятая с 1999 года — технически и по информационному наполнению гораздо более развита, чем предыдущая. Несмотря на недостаточно очевидную навигацию (например, строка поиска информации по сайту находится внизу страницы, там, где нет основного текста и где
найти ее можно только случайно). Представительство содержит достаточное количество интересных сервисов: с каждой страницы можно подать жалобу (обращение, заявление) Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации; есть статистика и подробности по обращениям, от текста письма сделаны ссылки на связанные материалы; описана процедура обращения граждан в Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ, Европейский суд); есть архив мероприятий и пр. Однако, на наш взгляд, сайту по-прежнему не хватает интерактивности — например, виртуальной приемной.
Интересен и официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (http://www.rfdeti.ru/). На нем также почти отсутствуют интерактивные сервисы, однако информационно он очень насыщен. В частности, есть новости и планы, документы и база нормативных правовых актов. Отдельно необходимо упомянуть ссылку на общественное обсуждение проекта стратегии (программы) «Россия без сирот» на 2013—2020 годы.
Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации также имеет свое представительство в глобальной сети (http://www.ombudsmandeti.ru/). Здесь присутствует информация о региональных уполномоченных (включая контакты), анонсы мероприятий, документы, публикации, ссылки на сайты международных организаций, база организаций, работающих в сфере защиты прав детей. Особо хотелось бы отметить дружелюбные дизайн и навигацию сайта, а также наличие детской странички с рубрикой «Хочу спросить». Из интерактивных сервисов есть рубрика «Вопросы-ответы».
Уполномоченные по правам человека — www.ombudsman.hro.org — специальная страница на портале «Права человека в России». Здесь собраны ссылки на документы, опубликованные на портале за несколько лет, касающиеся федерального и региональных уполномоченных по правам человека в России (как эксклюзивные материалы портала, так и перепечатки из прессы): статьи, интервью, новости и т. д.
Большое количество оперативной информации (включая планирование деятельности) присутствует и на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (http://www.president-sovet.ru/search/subject/civil_control/).
Некоторые региональные омбудсмены имеют собственные веб-страницы различной степени информативности и частоты обновления, однако практически все их отличает низкая интерактивность и отсутствие механизмов обратной связи.
Что касается негосударственных правозащитных организаций, то в принципе их сайты построены по одному принципу: они содержат информацию по делам, анонсы мероприятий, новости, публикации. Мы упомянем лишь те из них, на которых присутствуют интересные решения с точки зрения заявленной нами задачи по оптимизации информационного массива.
«РосЕвроСуд» (http://roseurosud.org/). Используя ресурсы сайта, можно бесплатно подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Для получения помощи достаточно заполнить форму на сайте, далее Вы получите все необходимые инструкции. Сайт начал функционировать в 2012 году: в марте была направлена первая жалоба в ЕСПЧ, к началу 2013 года было подготовлено 20 жалоб в Европейский суд.
Московская хельсинская группа (http://mhg-main.org/). Обращает на себя внимание размещенная на сайте информация о мониторинге законов и обзор практики. Большое внимание уделено вопросам просвещения (видео-ролики, курсы и семинары по правам человека и действиям в защиту общественных интересов). Курсы в основном платные, бесплатны они только в ряде регионов.
Правозащитная Россия (г. Волгоград, http://pravo-rus.ru). На сайте проводятся
онлайн консультации. Привлекает также наличие программы «Право на защиту» 66.44 УКВ «Радио России», личная приемная. Интересен обучающий курс с задачами: размещен видеоролик преступления, предлагается угадать самим, чем закончится дело, и сравнить с реальным исходом. Портал «Правозащитная Россия» был заявлен создателями в качестве:
— единой базы всех действующих в России правозащитных организаций и пунктов бесплатной правовой помощи;
— реального и своевременного источника новостей правозащитного движения;
— дискуссионной площадки по вопросам правозащитного движения;
— постоянно действующего интерактивного проекта по мониторингу соблюдения прав и свобод человека и гражданина в регионах России;
— бесплатной онлайн консультации по правовым вопросам для некоммерческих организаций и граждан;
— базы наиболее часто встречающихся правовых вопросов и ответов на них.
Однако декларированные цели пока не достигнуты.
Таким образом, обзор сетевых информационных ресурсов правозащитных организаций показывает, что современное состояние массива информационных ресурсов правозащитной политики характеризуется:
— огромным количеством информационных ресурсов по правозащитной деятельности разных видов (газеты, журналы, теле- и радиопередачи, сайты в интернете и пр.);
— крайней разбросанностью и разнородностью информационных ресурсов, а также отсутствием возможности оценки достоверности приводимой в них информации в силу того, что к субъектам правозащитной деятельности можно отнести практически любого индивида или их объединение при условии осуществления ими действий по защите прав человека (причем, необязательно как основного вида деятельности);
— появлением достаточно качественных государственных информационных ресурсов правозащитной тематики федерального уровня (например, официальный интернет-сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации предоставляет возможность подачи жалобы или обращения в электронной форме, содержит образцы документов; большое количество оперативной информации, включая планирование деятельности, присутствует и на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
— низкой интерактивностью и отсутствием механизмов обратной связи государственных информационных ресурсов правозащитной тематики регионального уровня.
Каким же должно стать правозащитное информационное пространство в будущем?
Для ответа на этот вопрос необходимо понять, что именно должна представлять собой правозащитная организация и какие проблемы сейчас существуют в этой области.
По мнению известного правозащитника Евгения Захарова, правозащитные организации — это особый вид негосударственных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на утверждение и защиту прав и свобод человека, эффективный контроль их соблюдения государством, его органами и должностными лицами. Для решения намеченных задач правозащитная организация должна работать одновременно в трех направлениях:
— защищать права человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), проводить общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами;
— распространять информацию о правах человека, осуществлять правовое воспитание;
— анализировать степень соблюдения прав человека государством [3].
Как видим, эти три направления связаны с активным использованием информационных ресурсов, т. е. в основе правозащитной деятельности должна лежать работа с информацией.
Посетители и клиенты правозащитной организации являются носителями правозащитнозначимой информации. С помощью посетителей правозащитная организация, особенно если при ней действует общественная приемная, может исследовать социальную среду, изучать гражданские и государственные практики нарушения, соблюдения и защиты прав человека, проводить мониторинги значимых для организации тем. Продвижение прав человека требует осознанного и целенаправленного освоения членами правозащитных организаций простых навыков выявления, обработки и трансляции правозащитнозначимой информации [1].
Развитием этой идеи является предложение А.В. Анохиной рассматривать общественную правозащитную приемную как информационное агентство. «Правозащитная общественная приемная — это готовая инфраструктура под правозащитное СМИ. Правозащитная организация, имеющая общественную приемную, смело может брать на себя функцию правозащитного информационного агентства. Мало защищать права человека — их надо продвигать, то есть доводить до ума и сознания максимального числа жителей вашего города» [2].
Предложенную идею можно распространить, на наш взгляд, на правозащитные организации в целом. Такая новая роль правозащитной организации дает ей мощный инструмент, позволяющий выйти за рамки защиты конкретного человека и тем самым продвинуть права человека на территории ответственности организации. Однако изменение роли влечет за собой изменение структуры организации и ее выходных информационных ресурсов. И если первое не является предметом нашего исследования, то второе как раз и определяет путь развития и совершенствования информационных ресурсов правозащитных организаций.
В частности, необходима организация исходящей информации согласно принципам журналистики. Например, помимо информации о нарушениях прав человека (подтвержденной, проверенной) информационный ресурс должен содержать позитивные примеры удачных дел по защите прав. При этом сама тематика дел должна быть реально конфликтной и значимой для большинства.
Помимо изменений в структуре информации, должен измениться и способ ее подачи. В виртуальном пространстве интернета это означает активное совершенствование интерактивных сервисов: например, создание виртуальных «общественных приемных» и систем обратной связи (возможно, интерактивных) на сайтах всех органов государственной власти, в том числе и правозащитных организаций, для подачи заявлений физических и юридических лиц, либо их ассоциаций, о несоблюдении прав и свобод человека, закрепленных в международном и национальном законодательстве, а также последующего информирования заявителя о его правах и имеющихся возможностях их правовой защиты и содействия ему в доступе к этим средствам.
Пример грамотно организованного информационного ресурса представляет собой сайт http://www.aclu.org/ Американского союза защиты гражданских свобод (American Civil Liberties Union; далее — АСЗГС). Американская правозащитная организация выбрана нами неслучайно, так как именно в этой стране накоплен богатый опыт правозащитной деятельности. Деятельность правозащитных организаций здесь направлена главным образом на участие в судебных процессах, законотворчество и осуществление образовательных программ. Отражением направлений их деятельности являются официальные представительства в Интернете. Так, сайт АСЗГС содержит организованную по образу новостных агентств информацию о ведущихся делах, включая видео-материалы, законотворческой деятельности (проекты законов и обращений в Конгресс), обучение населения организовано в виде FAQ (ответы на часто задаваемые вопросы) и консультирования, активно применяются такие удобные средства, как твиттер, блоги и пр.
Наметим пути оптимизации исходящего информационного потока правозащитных организаций.
Так, для официальных правозащитных организаций решение проблем лежит в области создания модельного информационного ресурса государственной правозащитной организации, содержащего «виртуальную приемную», систему, при которой обратившийся с жалобой на нарушение прав сможет следить за ходом ее рассмотрения, а также использующего по примеру сайтов международных, зарубежных и некоторых отечественных виртуальных представительств негосударственных информационных организаций прочие возможности интернета (использование механизмов социальных сетей, твиттера и т. д. для широкого распространения информации о своей деятельности);
Для неправительственных организаций, чьи информационные ресурсы в большом количестве разбросаны по сети, выходом может послужить создание единого электронного интернет-портала, служащего единой базой всех действующих в Российской Федерации правозащитных организаций, пунктов бесплатной правовой помощи, реальным и своевременным источником новостей правозащитного движения, постоянно действующим интерактивным проектом по мониторингу законодательства и правоприменительной практики на предмет соблюдения прав и свобод человека и гражданина, бесплатной онлайн консультацией населения по правовым вопросам. Примером подобного ресурса может служить сайт Уполномоченных по правам человека в регионах — www.ombudsman.hro.org.
Согласно выделенным нами ранее направлениям деятельности правозащитных организаций и правозащитников одним из ее основных составляющих является правовое обучение и воспитание населения и самих правозащитников. Как видно из обзора сайтов, сейчас эта область деятельности развита крайне слабо. А ведь правозащитником в той или иной степени, в различных ситуациях может стать любой индивид или организация. Представители некоторых профессий сталкиваются с данной необходимостью достаточно часто в силу рода деятельности (например, врачи, учителя и т. д.).
В связи с этим в рамках информационной составляющей формирования эффективного правозащитного пространства необходимо также создание условий для проведения специализированных семинаров, в том числе и в виде телеконференций или при помощи систем дистанционного обучения, по правам человека для сотрудников органов внутренних дел и служб безопасности, служащих пенитенциарных учреждений, адвокатов, судей, прокуроров, военнослужащих, врачей, журналистов, профсоюзных деятелей, социальных работников, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, связанных с созданием и исполнением законодательства, касающегося прав человека.
Подводя итоги сказанному выше, отметим, что в рамках правозащитной деятельности происходит активный информационный обмен, а потому эффективное правозащитное пространство сегодня должно опираться на грамотно выстроенное информационное пространство. Решение проблем этой области должно начинаться с комплексной работы, включающей в себя теоретические разработки и практические рекомендации, способствующие решению информационных проблем правозащитной политики.
Список литературы
1. Аверкиев И.В. Актуальные стратегии для профессиональных правозащитников. URL: http://
www.prpc.ru/averkiev/070115.shtml#08 (дата обращения: 25.04.2013)
2. Анохина А.В. Общественная правозащитная приемная как информационное агентство. URL: http://www.pgpalata.ru/reshr/opp/sts/21.shtml (дата обращения: 25.04.2013)
3. Захаров Е. Правозащитники. URL: http://
www.coast.ru/referats/librery1/editions/karta/
nr2829/memor.htm (дата обращения 25.04.2013)
4. Крайнюченко И.В., Попов В.П. Системное мировоззрение: теория и анализ. — Пятигорск, 2005. URL: http://holism.narod.ru/Systems/Content. htm (дата обращения: 22.05.2010)
5. Малько А.В. Льготная и поощрительно-правовая политика: моногр. — СПб., 2003.
6. Малько А.В. Теория правовой политики: моногр. — М., 2012.
7. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике: моногр. — Саратов, 2003.
8. Редько А.А. Правозащитная политика и ее место в правовой политике России: дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2011.
9. Рудковский В.А. Правовая политика и осуще-
ствление права: монография / под ред. Н.Н. Вопленко. — Волгоград, 2009.
10. Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы правовой политики: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2011.
11. Солдаткина О.Л. Правозащитная политика: к вопросу о дефиниции, сущности и субъектах // Правозащитная политика в современной России: проблемы формирования (сборник материалов
научно-практической конференции) / под ред.
А.В. Малько, С.Т. Артемовой, О.А. Сычевой,
О.А. Дьячковской. — Ульяновск, 2013. С. 112—116.
12. Тоффлер Э. Третья волна. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler (дата обращения: 24.12.2011)
Библиография
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России, проект «Правозащитная политика: отечественный и зарубежный опыт» в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (мероприятие 1.1., очередь 1).