УДК 347.121
Страницы в журнале: 77-82
О.В. Кириченко,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Россия, Ульяновск okskir@yandex.ru
Рассматривается вопрос о признании информации самостоятельным объектом гражданских прав, поскольку в современном мире она давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений в различных сферах жизнедеятельности человека. Раскрывается понятие «секрет производства (ноу-хау)». Поясняется, почему к информации как объекту гражданских прав может быть отнесена любая ограниченная по доступу информация, включающая различные сведения, а не только секреты производства (ноу-хау), коммерческую тайну.
Ключевые слова: информация, объект гражданских правоотношений, секрет производства (ноу-хау), коммерческая тайна.
Информация как объект гражданского права появилась в российском законодательстве с 1 января 1995 года. По словам Е.Н. Насоновой, «включение информации в гражданские правоотношения стало возможным в связи с развитием общества в целом — его коммуникационных связей, имеющих различную физическую природу. Информация стала реальной величиной, способной влиять на имущественное положение членов общества — участников гражданских правоотношений» [4, с. 13].
В настоящее время в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ), содержащей перечень объектов гражданских прав, информация отсутствует. Она была исключена из указанной статьи в связи с введением в действие ч. 4 ГК РФ с 1 января 2008 года.
Вопрос о признании информации самостоятельным объектом гражданских прав является дискуссионным. По мнению Е.А. Суханова, в качестве самостоятельного объекта гражданских прав необходимо рассматривать не любую, а только охраноспособную информацию (коммерческую тайну, секрет производства [ноу-хау]), которая может выступать объектом имущественного права. «Абстрактная информация — это не объект гражданского права, это вообще во многих случаях не объект права. Для того чтобы быть объектом правоотношения, информация должна быть объектом субъективного гражданского права его участника» [5].
В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ секреты производства (ноу-хау) относятся к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. Согласно ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Безусловно, секреты производства (ноу-хау) являются объектами информационных отношений, коих в настоящее время очень много. Объектом указанных отношений также выступает информация экономического, социального, научного, общественно-политического и иного характера.
По мнению В.А. Дозорцева, в широком смысле под информацией можно понимать всякие сведения, передаваемые на любых началах. Сюда попадает, в частности, и передача сведений, относящихся к сфере производства, составляющая лишь предпосылку практического использования и не имеющая самостоятельного значения, а также сведений, представляющих ценность не как таковые, а в связи с их практическим применением. При этом из всей массы информационных отношений выделилась особая группа, отличающаяся следующими основными чертами. Во-первых, объектом подобных отношений являются сведения, информация как таковая, в обособленном виде. Во-вторых, они представляют собой особый товар, передаваемый другим лицам через рынок, как объект экономического оборота, и в этом качестве имеющий коммерческую ценность. В-третьих, сведения должны быть не общедоступными, иначе отсутствовал бы объект передачи, объектом были бы не сведения, а их использование (см.: [3, с. 223]).
Особые информационные отношения и право на информацию появляются только при условии, что сообщаемые сведения приобретают самостоятельную, независимую от их использования ценность, когда сама информация четко обособляется и именно поэтому как таковая участвует в экономическом обороте. Смысл выделения «информационных отношений» как отдельной категории заключается в появившейся необходимости включения их объекта в экономический оборот и в создании для этого правовой базы. Вне этой задачи их выделение вообще беспредметно (см.: [3, с. 225]).
Ценность для экономического оборота представляет только не общедоступная, конфиденциальная информация, и, соответственно, только она может быть объектом гражданского права, а такая информация может быть различной и не всегда сводиться к ноу-хау. Ближе к праву на информацию находится право на ноу-хау, основанное на конфиденциальности данных. Это право имеет своим содержанием уже передачу именно информации, но не как таковой, а в целях ее последующего практического использования.
Ноу-хау возникло в связи с появлением потребности в охране любых результатов, которые могут представлять коммерческую ценность, заранее не определяемых ни по своему характеру, ни по сфере, к которой относятся.
Правовой режим ноу-хау имеет существенные отличия от традиционных исключительных прав. В этой связи следует отметить несколько обстоятельств. Ноу-хау существует, пока данные о нем остаются недоступными другим лицам. Охраняется, строго говоря, не ноу-хау как таковое, а неприкосновенность личной сферы его обладателя.
Ноу-хау действует, пока соблюдается его конфиденциальность, недоступность. Оно охраняется и в случае, когда данные о нем переданы, как правило по договору, другому лицу на основе конфиденциальности. Просто сфера действия ноу-хау сужается за счет лиц, которые им правомерно обладают.
Ноу-хау не действует в отношении лиц, которым оно правомерно известно, например в отношении тех, кто правомерно самостоятельно создал аналогичное достижение. Такое лицо вправе свободно использовать полученное им решение. Может даже оказаться, что ноу-хау на аналогичные решения независимо принадлежит разным лицам — первообладателю и повторному создателю. В этом случае ноу-хау принадлежит каждому из них. Тем самым сфера действия ноу-хау еще более сужается.
Право на информацию тоже основано на конфиденциальности и представляет собой вторую, наряду с ноу-хау, ветвь прав, основанных на конфиденциальности. Поэтому рассмотренные ранее черты, касающиеся ноу-хау, полностью относятся и к праву на информацию.
Передача информации может осуществляться в разных целях. Ранее она чаще всего производилась в целях использования, практического применения. Отношения по поводу информации складываются в том случае, когда речь идет о сообщении знаний как таковых, когда интерес представляют они сами.
Для выделения особой группы информационных отношений в гражданском праве важно, чтобы передача сведений производилась в процессе экономического оборота, на возмездной основе.
В современном мире важен сам факт знания, даже независимо от права использования. Информация как таковая, даже вне ее использования, представляет собой самостоятельный товар. Она стала объектом экономического оборота, сферой особой профессиональной деятельности.
Объектом информационных отношений является нематериальный результат труда, сведения, знания как таковые, независимо от их использования. При этом правомочия на ноу-хау и на информацию существенно различаются. Правомочия на ноу-хау традиционно строятся по модели исключительных прав. Они направлены на использование данных, составляющих ноу-хау. Запрет разглашения устанавливается только для того, чтобы самое право продолжало существовать. Корни ноу-хау уходят в патентную систему, когда одновременно с патентной лицензией передавались некоторые дополнительные данные, касающиеся осуществления изобретения. Это так называемая смешанная лицензия. И лишь следующей разновидностью является лицензия, по которой правообладатель передает производственные секреты и даже обязывается оказывать помощь в осуществлении решения. По ноу-хау одна только информация вне использования вообще никому не нужна.
Содержанием права на передачу информации является только сообщение данных. Никаких прав на использование, практическое применение этих данных оно не включает. Передача данных, знания отсечена от права использования, обособлена от него. При этом речь идет именно о передаче данных на конфиденциальной основе, а не об их опубликовании, которое исключает самое право на передачу данных.
Разное содержание права на ноу-хау и на информацию предопределяет и отличия во взаимоотношениях по их передаче. Если ноу-хау предполагает предоставление права на использование передаваемого объекта, выдачу разрешения на такое использование, то это не что иное, как выдача лицензии, лицензионное отношение. При передаче информации никакое право не передается, никакого разрешения не требуется — происходит простая фактическая передача сведений, для которых действует, как правило, режим свободного использования. Здесь нет места и оснований для каких-либо разрешений, для лицензионных отношений. Другому содержанию права соответствует разница в характере отношений по экономическому обороту, отличия в юридической природе оснований передачи объекта.
Чтобы ответить на вопрос, является ли информация самостоятельным объектом гражданских прав, необходимо понять, что же она собой представляет.
Как отмечает О.А. Гаврилов, «информация является одной из фундаментальных характеристик мироздания наряду с материей, энергией, пространством, временем. Информация — атрибут материи и сознания. Но она не материальна и связана с такими свойствами материи, как отражение, структура, разнообразие. Информация не может существовать вне материального носителя — физического объекта...». Далее О.А. Гаврилов подчеркивает, что «формой бытия информации является движение (информация — “мигрирующая структура”). Постоянно циркулируя в физической или социальной среде, она удовлетворяет потребности людей в общении и взаимодействии» [1, с. 10]. Понятно, что эти черты характерны для любых видов информации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ) информация — это «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Из указанного определения следует, что информация не может быть объектом правоотношений безотносительно к ее содержанию. Функция информации в обществе — опосредование общения, связей между людьми. При этом информация объективируется в действительности. Формами информации могут быть устная речь, изображение (текст, рисунок, символы), действия (жест, результат действий), физические сигналы (магнитные, электрические, радио-, световые, звуковые, нервные и т.п.) (см.: [2, с. 182]).
В зависимости от различных характеристик информацию можно классифицировать. Так, по содержанию выделяют художественную, политическую, экономическую, научную, правовую, техническую, бытовую информацию и т.п. По качественным характеристикам — достоверную и недостоверную, своевременную и несвоевременную, полную и неполную (достаточную и недостаточную), полезную и бесполезную (для конкретного дела или субъекта), известную и неизвестную, актуальную и неактуальную (значимую и незначимую). В зависимости от носителя, на котором она находится, информацию можно разделить на ту, которой обладает интеллектуальная система (разумное существо, искусственный интеллект), и находящуюся на материальном носителе. Последняя в свою очередь делится на информацию, находящуюся на естественном носителе (камне, дереве, песке и т.п.), и информацию, находящуюся на искусственном носителе (зафиксированную опосредованно на специально предназначенном для этого устройстве: бумаге, ткани, магнитном, цифровом носителе и т.п.). По источнику происхождения информация бывает внутренней (созданной субъектом самостоятельно) либо внешней (полученной субъектом извне). В зависимости от способа трансляции выделяют динамическую (передаваемую с помощью разных сигналов) и статическую информацию (передаваемую вместе с носителем, на котором она зафиксирована) (см.: [2, с. 183]).
В современных условиях вопрос об информации как объекте права особенно актуален. Непременным условием является вопрос об идентификации информации, ее обособлении. Только обособленная часть информации, могущая быть идентифицированной, в определенной мере индивидуализируемой, способна стать объектом правоотношения. Обособлен может быть как определенный круг информации (например, экологическая информация), так и неопределенный (например, любые сведения, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу их неизвестности третьим лицам) (см.: [2, с. 184]).
Юридическая наука выработала несколько положений, являющихся ключевыми в определении места информации в правовых отношениях. Во-первых, правоотношения в информационной сфере характеризуются через указание на то, что такие правоотношения возникают в связи и по поводу действий с информацией (см.: [8, с. 118]). Во-вторых, единственным существенным признаком правоотношений в информационной сфере является их объект — определенного вида материальные, духовные и социальные блага, связанные с информацией как результат поведения участника правоотношения (предоставление, получение, неразглашение информации и т.п.) (см.: [6, с. 47]). В этой связи вполне логичным является рассмотрение информации как объекта гражданских правоотношений.
Исходя из содержания ст. 128 ГК РФ можно сделать вывод, что информация выступает в правоотношениях как объект в виде нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), собственно информации. В первом случае информация выступает объектом в отношениях по охране чести и достоинства личности, имени человека, деловой репутации и др. Во втором — объектом права интеллектуальной собственности. Представляется, что понятие информационных правоотношений должно охватывать последний из перечисленных случаев, поскольку информация является объектом информационных правоотношений, которые могут быть различными. Цель информационных отношений состоит в получении, передаче сведений или ограничении этих действий независимо от их дальнейшего использования. Естественно, что эти отношения также требуют правовой защиты, а не только ноу-хау.
Кроме того, отношения указанного характера основываются на ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации 1993 года: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Содержащееся в ней право следует признать нематериальным благом в соответствии со ст. 150 ГК РФ. Отношения, основанные на этой норме, осуществляются каждым человеком самостоятельно и свободно независимо от каких-либо условий (общерегулятивные отношения). Для обеспечения их осуществления праву достаточно защищать это нематериальное благо от посягательств и нарушений. Аналогичная ситуация с личной и семейной тайнами (см.: [2, с. 185]).
Важной предпосылкой способности информации выступать в качестве объекта правового регулирования является ее обособление как объекта отношений. Очевидно, что для вовлечения любого объекта в экономический оборот его нужно первоначально обособить таким образом, чтобы у конкретного субъекта имелась возможность индивидуально владеть, пользоваться и распоряжаться объектом, т.е. информация должна стать объектом субъективного права.
Способами обособления информации как объекта интеллектуальной собственности выступают: а) признание объектом права на результаты интеллектуального творчества при условии их неповторимой формы; б) признание объектом права на результат интеллектуальной деятельности, обладающий способностью приносить практический результат, на основе искусственной формализации и описания его содержания (в данном случае исключительные права выполняют в отношении информации функцию, аналогичную праву на вещь);
в) ограничение доступа к информации.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 149-ФЗ информация — это объект правовых отношений, т.е. любая информация способна стать объектом гражданских прав, как неограниченная, так и ограниченная в доступе. Таким образом, к информации как объекту гражданских прав может быть отнесена и ограниченная по своему доступу информация, включающая различные сведения, а не только секреты производства, коммерческую тайну.
Список литературы
1. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России: теоретические и практические проблемы. — М., 2008. С. 10.
2. Гунин Д.И. Информация как объект правового регулирования // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2008. № 4. С. 182—184.
3. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб. статей. — М.: Статут, 2005. С. 223.
4. Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. С. 13.
5. Перспективы развития гражданского законодательства в России: планы и современные реалии: интервью с Е.А. Сухановым. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Рассолов М.М. Информационное право: уч. пос. — М., 1999. С. 47.
7. Сытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита прав на информацию. — М., 2001. С. 118.