Статья

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

И.В. КУЗНЕЦОВ, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ОрелГТУ Рассматриваются изменения порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с реформированием государственных (муниципальных) учреждений.

УДК 342.95:347.91 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №5 2011 Страницы в журнале: 48-51

 

И.В. КУЗНЕЦОВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права  Юридического института ОрелГТУ

 

Рассматриваются изменения порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с реформированием государственных (муниципальных) учреждений.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, казенные учреждения, возмещение вреда, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.

 

Execution of judicial certificates under the collecting reference on means of budgets of budgetary system of the Russian Federation in connection with reform of system of budgetary establishments

 

Kuznetsov I.

 

Changes of an order of execution of judicial certificates under the collecting reference on means of budgets of budgetary system of the Russian Federation in connection with reforming of the state (municipal) establishments are considered.

Keywords: budgetary establishments, state establishments, harm compensation, the collecting reference on means of budgets of budgetary system.

 

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) вступил  в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных его положений, которые начнут действовать в иные сроки. С 1 января 2011 г. все бюджетные учреждения приобрели статус казенных, бюджетных или автономных.

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение находится в ведении соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, который в том числе определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений.

Бюджетная смета, согласно закону, — это смета казенного учреждения, устанавливающая в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств.

Любые средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доходы деятельности (которую они могут осуществлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами), поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) законом предлагается относить в том числе ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных  учреждений.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное учреждение вправе при выполнении государственного (муниципального) задания дополнительно использовать средства, полученные из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Кроме основных бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Финансовое обеспечение такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса — получателем бюджетных средств.

При этом к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) предлагается относить в том числе ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, учреждения, которые выполняют функции публичного правового образования (оборона, правоохранительная деятельность и т. д.), изменили свой правовой статус и стали казенными, оставаясь практически в том же правовом поле, что и нынешние бюджетные учреждения, за исключением того, что все доходы, получаемые ими от оказания платных услуг, теперь должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.

В связи с реформированием государственных (муниципальных) учреждений меняется и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Глава 24.1 БК РФ предусматривала два вида исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а именно:

— исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ст. 242.2 БК РФ);

— исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 242.3—242.5 БК РФ).

В первом случае речь идет о том, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не государственного или муниципального органа.

Исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Минфином России (соответствующим финансовым органом) в течение 3 месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.

Во втором случае речь идет об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

Бюджетное учреждение должно было исполнить судебное решение, а если не исполнило, то финансовые органы могли приостановить расходные операции учреждения до исполнения им судебного решения.

При отсутствии или недостаточности лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производилось должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Закон № 83-ФЗ, реформирующий систему бюджетных учреждений, изменяет порядок исполнения судебных актов по искам к бюджетным учреждениям.

Согласно п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

При этом к правоотношениям, возникшим после 31.12.2010, применяются положения абзаца шестого п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения.

Так, казенное учреждение вправе самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ). Оно обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с нормами статей 242.3—242.5 БК РФ.

Ввиду того что средства, получаемые казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, перечисляются в доход соответствующего бюджета и не поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, в статьи 242.3— 242.5 БК РФ, регламентирующие порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внесены следующие изменения.

Во-первых, в этих статьях слова «бюджетные учреждения» заменены на «казенные учреждения», следовательно, их нормы не будут применяться в отношении бюджетных учреждений.

Во-вторых, обращение взыскания будет производиться на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Это вполне логично, так как все средства, получаемые казенными учреждениями от осуществления приносящей доход деятельности, являются неналоговыми доходами бюджета.

Положение о том, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, исключается из статей 242.3—242.5 БК РФ.

Таким образом, споры с бюджетными учреждениями переходях из категории «бюджетных» в категорию обычных споров с точки зрения исполнения судебных актов. Необходимые изменения уже внесены в ст. 242.3 БК РФ, новое название которой «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений», а также в аналогичные по смыслу статьи 242.4—242.5 БК РФ.

Так, в новой редакции ст. 242.2 БК РФ названа так: «Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»[1].

Внесены изменения  в п. 1 ст. 242.2: «Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации».

Абзац первый п. 3 ст. 242.2 также дополнен: «Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации».

Абзац первый п. 4 ст. 242.2 также претерпел изменения: «Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования».

В соответствии со ст. 161 БК РФ (согласно п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ) на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами распространяются положения, установленные БК РФ для казенных учреждений (принятие обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств, открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства и т. д.). В отношении муниципальных учреждений орган местного самоуправления является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования.

Новой категорией дел должно стать рассмотрение заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. 4 мая 2010 г. вступили в силу Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее — Закон № 68-ФЗ) и Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок”». Последним законом внесены изменения в БК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ и НК РФ.

Интересы государства по данной категории дел в суде будет представлять либо отдельно финансовый орган, либо финансовый орган вместе с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (п. 9 ст. 3 Закона № 68-ФЗ). Присуждение компенсации, согласно п. 4 ст. 1 Закона № 68-ФЗ, не препятствует при этом возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 ГК РФ, однако лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.

Соответственно п. 2 ст. 242.1 «Общие положения» БК РФ (глава 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации») дополнен абзацем следующего содержания: «Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому  исполнительному  документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан».

 

Библиография

1  Здесь и далее дополнения, внесенные с текст статьи 242.2, автор выделяет курсивом. — Примеч. ред.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024