Реклама
Статья

Исторические условия создания и задачи Отдельного корпуса жандармов

М.В. ЧУРСИНА, сотрудник Центра правовых исследований «Эквитас» Анализируется история создания Отдельного корпуса жандармов в XIX веке; исследуются причины возникновения корпуса жандармов, деятельность предшествующих ему учреждений, задачи, которые стояли перед жандармским ведомством.

УДК 351.74

Страницы в журнале: 151-157 

 

М.В. ЧУРСИНА,

 сотрудник Центра правовых исследований «Эквитас»

 

Анализируется история создания Отдельного корпуса жандармов в XIX веке; исследуются причины возникновения корпуса жандармов, деятельность предшествующих ему учреждений, задачи, которые стояли перед жандармским ведомством.

Ключевые слова: корпус жандармов, полиция, реформирование полиции, правоохранительная деятельность, закон.

 

The historical conditions for the creation and objectives Separate corps of gendarmes

 

Chursina M.

 

Separate analyzes the history of the gendarmerie in the XIX century, studied the causes of the gendarmerie, the activities of agencies preceding it, the problem that confronted the gendarme office.

Keywords: body of gendarmes, police, police reform, law enforcement, the law.

 

В  настоящее время Россия переживает сложный, переходный период. Наблюдается рост коррупции, террористической деятельности, числа тяжких преступлений, вооруженных конфликтов на национальной почве — эти обстоятельства детерминируют усиление роли всех правоохранительных органов. В этом аспекте усиливается научная и практическая значимость вопроса становления Отдельного корпуса жандармов и других охранных подразделений МВД Российской империи, накопивших огромный опыт борьбы как с террористическими, так и с националистическими антигосударственными проявлениями. Глубокое исследование истории России, изучение проблем внутренней и внешней политики, проводимой царским правительством, приводит к необходимости выяснения роли центрального органа охраны общественного порядка — жандармерии — в обеспечении государственной безопасности Российской империи, так как жандармерия в XIX веке фактически являлась вооруженной силой самодержавия.

Жандармерия — в средневековой Западной Европе тяжеловооруженные и закованные в железо конные рыцари, имевшие свиту из пажей, оруженосцев, ратников, стрелков, слуг, — была, по сути, королевской гвардией. Во Франции жандармерия появилась в XIII веке[1]. Постепенно наименование «жандарм» распространилось на всех тяжеловооруженных всадников, независимо от происхождения, и вытеснило наименование «рыцарь»[2]. Слово «жандарм» (gendarme) в переводе с французского языка означает «полицейский солдат» или «военный полицейский»[3]. Основная функция французской жандармерии заключалась в поддержании порядка и обеспечении безопасности граждан.

Чтобы понять причины формирования в России корпуса жандармов как органа политического сыска, необходимо в первую очередь остановиться на исследовании деятельности предшествующих ему учреждений, выполнявших аналогичные функции; выявить предпосылки, которые привели к созданию III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (далее — III отделение) и Отдельного корпуса жандармов, а также определить место и роль жандармского корпуса в общей политической системе империи.

Первая профессиональная охранная структура на Руси была создана в XVI веке при Иване IV, который зимой 1565 года объявил о введении опричнины. После смерти Ивана IV на авансцену политического сыска вместо опричников выходят стрельцы — воинское формирование, выполнявшее также охранные функции[4]. Таким образом, до учреждения корпуса жандармов в России военно-полицейские функции в армии выполняли специально созданные структуры. Сыск, следствие и судебное разбирательство до середины XVII века были сосредоточены в руках местных властей. Второй инстанцией были приказы в Москве. Некоторые из них также выполняли охранные функции: Постельный приказ, Конюшенный, Тайный и др. При производстве и рассмотрении уголовных дел обе эти инстанции руководствовались предшествующими судебными прецедентами: Русской Правдой (XV век), Псковской судной грамотой 1397 года, Судебником 1497 года и Судебником 1550 года[5].

16 июля 1648 г. Земский собор принял решение о разработке базового документа уголовного и уголовно-процессуального законодательства[6]. Таким документом явилось Соборное уложение 1649 года, где значительная роль отводилась государственным преступлениям. С этого времени начинается преобразование политического сыска в специализированное подразделение государственного аппарата[7]. Окончательно организация военной полиции была установлена Воинским уставом 1716 года и сохранялась до учреждения армейских (полевых) жандармов в начале XIX века[8].

 Во времена Петра III Канцелярия тайных разыскных дел была преобразована в Тайную экспедицию. Наибольшего развития она достигла в царствование императрицы Екатерины II: методы работы становились более цивилизованными, пытки практически отменили[9]. Екатерина II организационно внесла в политический сыск два очень важных новшества, применяемых в оперативно-разыскной деятельности и по сей день. В Тайной экспедиции была организована перлюстрация[10]. В места скопления людей — театры, на балы, в трактиры — направлялись специальные агенты для подслушивания разговоров[11].

Слово «жандармы» в России впервые упоминается в 1792 году, когда в составе гатчинских войск цесаревича Павла Петровича была учреждена конная команда, названная жандармским полком[12]. Жандармские части в Российской империи входили в состав армии и были учреждены для исполнения функций военной полиции. Дата их создания в различных источниках трактуется неоднозначно. В «Советской исторической энциклопедии» говорится, что в 1792 году уже был создан жандармский полк[13]. По воцарении императора Павла I эта команда (полк) вошла в состав лейб-гвардии конного полка, и слово «жандармы» не употреблялось до 1815 года. Придя к власти в 1801 году, Александр I проводит свои реформы, в том числе пытается создать полицейские структуры, т. е. фактически это начальный период становления отдельных военизированных жандармских формирований. Заканчивается данный период в 1825 году. Восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 года, фактически показало несостоятельность охранительной системы государства, важность дальнейших преобразований и объективную необходимость создания политической полиции.

 В начале XIX века в государственном устройстве Российской империи происходят существенные изменения, вызванные желанием правящего класса сделать все возможное для сохранения своей власти и укрепления основ государственности. 8 сентября 1802 г. было образовано Министерство внутренних дел, а Тайная экспедиция была упразднена. Вторая экспедиция Министерства внутренних дел ведала политическим сыском и цензурой. Таким образом, придя к власти и отменив Тайную экспедицию, Александр I тем самым создал условия для определенных надежд на изменение общественно-политической обстановки в государстве. Но самодержавная власть не может существовать без органов защиты. Отказавшись от либеральных преобразований, Александр I направил свою деятельность на создание условий безопасности самодержавия, на достижение общественного порядка. При такой государственной установке средством достижения и обеспечения общего блага выступала полиция[14].

В 1805 году император учреждает Комитет высшей полиции, а в 1807 году — вместо него — Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (Комитет охранения общественной безопасности)[15]. Комитет существовал до 1829 года, т. е. и после учреждения III отделения.

Министерство полиции было выделено из Министерства внутренних дел в 1810 году. В его состав входила Особенная канцелярия, которая занималась политическим сыском. В 1819 году Министерство полиции было упразднено, а Особенная канцелярия вошла в состав Министерства внутренних дел. Рассмотренные  высшие следственно-судебные органы государства не имели своей вертикальной структуры в регионах, состояли из непрофессиональных чиновников и не могли эффективно функционировать.

Разложение феодальной системы хозяйства и вызревание в его недрах новых капиталистических отношений, кризис во всех органах государственной власти, в том числе и в армии, рост внутренней и внешней торговли — все это потребовало создания военных формирований для обеспечения правопорядка в гарнизонах, а также столицах, губернских и крупных портовых городах. В связи с этим 3 июля 1811 г. было принято Положение для внутренней стражи, согласно которому в составе корпуса внутренней стражи были образованы вооруженные подразделения — жандармские команды[16].

Опыт крупномасштабной военной кампании 1812—1815 гг. показал необходимость введения в армии специальных полицейских формирований, так как сама армия была не в состоянии выполнять специфические функции контроля над собой[17]. Первой регулярной жандармской воинской частью стал Борисоглебский драгунский полк, переименованный в жандармский императорским указом от 27 августа 1815 г.[18] После окончания военной кампании 1812—1815 гг. в России начинается реорганизация полицейской службы в направлении ее военизации. С этой целью создаются мобильные жандармские формирования из лучших военных чинов, способных наводить и поддерживать внутренний порядок в столичных, губернских центрах и ряде портовых городов[19]. 1 февраля 1817 г. Александром I было принято Положение для жандармов внутренней стражи, разработанное генералом А. Аракчеевым, определявшее состав, устройство и служебные обязанности жандармов внутренней стражи[20]. Николай I в период своего правления также прилагал немало усилий, чтобы пресечь любые действия, направленные против власти. Реформы, проводимые Николаем I, не смогли создать жизнеспособной системы борьбы с государственными преступлениями. Это наглядно показал заговор декабристов: о заговоре знали в течение ряда лет сотни людей, однако политическим сыском он выявлен не был. Таким образом, назрела объективная необходимость в создании политической полиции, структурно обособленной, с постоянным штатом, сотрудниками на местах, опирающейся на силовые структуры в губерниях (строевые жандармские подразделения)[21]. С этой целью в 1826 году началось отделение губернских жандармских команд от корпуса внутренней стражи и передача их корпусу жандармов. В итоге жандармские эскадроны и команды, функционировавшие с 1817 по 1828 год в составе внутренней стражи, явились основой для последующего расширения войсковых сил Отдельного корпуса жандармов[22]. Окончательный вывод жандармов из корпуса внутренней стражи завершился в 1836 году.

Процесс формирования охранительной системы государства в основном завершился к концу 1820-х годов, в период царствования Николая I, созданием III отделения и его исполнительного органа — Корпуса жандармов. Официальный указ об учреждении III отделения был опубликован 3 июля 1826 г.[23] Главной задачей III отделения был сбор и обобщение информации о состоянии дел в империи. 28 апреля 1827 г. учреждается Корпус жандармов, шефом которого назначается командующий Императорской главной квартирой, главный начальник III отделения генерал-лейтенант А.Х. Бенкендорф[24]. Создание III отделения и Корпуса жандармов вызвало противоречивые и во многом отрицательные отзывы общественного мнения. В то же время были люди, довольные созданием новой секретной полиции. К ним относился ученый и журналист Н.И. Греч, который имел негативное представление о тайной службе Александра I. О стабильности функционирования III отделения, особенно в период правления Николая I, свидетельствует продолжительность работы его главных начальников (управляющих):

А.Ф. Бенкендорфа — 18 лет (1826—1844)[25];

А.Ф. Орлова — 12 лет (1844—1856)[26];

В.А. Долгорукова — 10 лет (1856—1866)[27];

П.А. Шувалова — 8 лет (1866—1874)[28];

А.Л. Потапова — 2 года (1874—1876)[29];

М.В. Мезенцева — 2 года (1876—1878, убит анархистами)[30];

А.Р. Дрентельна — 2 года (1878—1880)[31].

Охранительная деятельность Отдельного корпуса жандармов на протяжении всей его истории была сосредоточена на четырех основных направлениях:

1) обнаружении и исследовании государственных преступлений;

2) выполнении исполнительной функции;

3) охранении порядка и благочиния в районах железных дорог (визирование паспортов на границах возлагалось на полицейские управления железных дорог и их отделения)[32];

4) осуществлении надзора за государственными преступниками, содержащимися в Шлиссельбургской и Карийской политических тюрьмах[33].

Осенью 1844 года, после смерти А.Х. Бенкендорфа, руководителем III отделения и Корпуса жандармов становится А.Ф. Орлов.

В 60-е годы XIX века в России было проведено несколько террористических акций против чиновников царского правительства. После покушения на Александра II, совершенного Д.В. Каракозовым, III отделение всерьез решило заняться вопросом обеспечения личной безопасности императора и членов его семьи.

В связи с этим 2 мая 1866 г. был утвержден проект об учреждении из жандармских чинов специальной охранительной команды, впоследствии названной Охранной стражей[34]. Охранная стража выполняла достаточно специфические обязанности: жандармы этого подразделения обязаны были охранять места пребывания всех членов царской семьи. Охранная стража просуществовала вплоть до Февральской буржуазно-демократической революции, при этом неоднократно подвергаясь реорганизации.

По требованиям Положения о Корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г.[35] Наблюдательный состав корпуса жандармов, уездные и губернские жандармские управления должны были выполнять только наблюдательные обязанности. Содействовать восстановлению нарушенного порядка они могли только в том случае, если их об этом просили местные власти.

Главное служебное предназначение жандармерии состояло в наблюдении за законностью прав и правопорядка в государстве, а обязанности чинов Корпуса жандармов определялись особыми инструкциями штаба корпуса и III отделения. Столичные дивизионы и конные городские команды предназначались для выполнения функций исполнительной полиции в местах своей дислокации.

Усиленное строительство сети железных дорог в России в последней трети XIX века поставило государство перед необходимостью обеспечения на них безопасности. Учитывая опыт предыдущих десятилетий XIX века, где наиболее надежно в охранительной системе государства зарекомендовал себя институт военной жандармерии, в 1867 году в составе Отдельного корпуса жандармов создаются жандармские полицейские управления железных дорог. Их можно считать составной частью военно-полицейских формирований, так как военное министерство определяло их штатную численность, осуществляло контроль над их финансовым обеспечением со стороны общества железных дорог. По мере открытия движения на новых линиях железных дорог, в том числе в Царстве Польском, для исполнения полицейской службы вводились жандармы[36].

В 1880 году, после упразднения III отделения, звание шефа жандармов было присвоено министру внутренних дел, а должность командира Отдельного корпуса жандармов в строевом, инспекторском и военно-судном отношениях была возложена на одного из товарищей министра.

1860—80-е годы являлись особым периодом в истории России. В это время правительство, с одной стороны, старалось продолжить либерально-реформаторский курс, а с другой — проявляло стремление к консервативной стабилизации. Это противоречие явилось следствием своеобразного исторического парадокса, когда либеральные реформы не умиротворили, а, наоборот, пробудили страсть к разрушению государственных устоев. Поэтому одним из проявлений охранительных начал в государстве стало усиление военной организации Корпуса жандармов.

В 1880-х годах в России начинается очередной этап реорганизации охранительной системы и ее военных формирований. Он был непосредственно связан с кризисом, охватившим самодержавие в результате революционной ситуации 1879—1881 гг., который обусловил структурную перестройку охранительной системы и ее дальнейшую централизацию. В связи с этим 12 февраля 1880 г. учреждается Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия[37]. Ее главная задача состояла в том, чтобы совместными действиями регулярной (общей) и высшей (политической) полиции сбить в стране революционный накал. На практике эта мера дала определенные положительные результаты, и через полгода, в августе 1880 года, по предложению начальника Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия Лорис-Меликова все жандармско-полицейские функции были сконцентрированы в Министерстве внутренних дел[38]. Вместо ликвидированного в 1880 году III отделения был создан Департамент государственной полиции, вошедший вместе с Отдельным корпусом жандармов в систему МВД. Отдельный корпус в составе МВД в слабой степени зависел от Департамента государственной полиции и сохранял организационную и оперативную самостоятельность, а военные формирования жандармов продолжали оставаться причиной постоянных трений между жандармскими управлениями и губернаторами[39].

С 1880 года Отдельный корпус жандармов, в отличие от времен III отделения, не входил в структуру Департамента государственной полиции или охранки и не подчинялся им напрямую. Он сохранял отдельную роль в системе МВД, оставаясь силовой составляющей политического сыска страны, военизированной структурой для проведения силовых операций, арестов, конвоирования заключенных, прообразом современного спецназа. Отдельный корпус жандармов в составе МВД продолжал выполнять две основные функции: наблюдательную, которая в основном возлагалась на жандармские управления (главное и округов); по охране общественного порядка, которую, как и прежде, выполняли жандармские дивизионы и команды, продолжая числиться по военному ведомству и состоять на его бюджете[40]. Таким образом, ликвидация III отделения и сосредоточение управления политической (высшей) и общей (регулярной) полицией в МВД сопровождалось изменением политического курса:

1) в охранительной системе государства была проведена перегруппировка сил;

2) объединение руководства всеми видами полиции и военными формированиями в рамках одного ведомства способствовало улучшению координации и совершенствованию методов его работы[41].

Подводя итог исследованию процесса становления и развития жандармерии в России в XIX веке, можно сделать вывод, что жандармская организация с самого начала возникновения представляла собой правоохранительное ведомство в системе государственной власти, став во второй четверти XIX века органом всеобщего надзора и контроля. При всем несовершенстве законодательства Российской империи институт жандармерии в большинстве случаев являлся гарантом обеспечения законности во всех сферах общественной жизни. Жандармы на протяжении всего столетия обеспечивали выполнение законов всеми гражданами, независимо от того, были ли это вооруженные бандиты или простые граждане. Чины жандармерии всегда действовали в рамках правительственных указов, регламентировавших их службу. Своей добросовестной службой и личным примером они обеспечивали выполнение всеми гражданами принятых правительством законодательных актов. Институт жандармерии всегда стоял на страже интересов государства, обеспечивал и гарантировал соблюдение законов, которые в первую очередь укрепляли самодержавие и были направлены против всякого революционного движения.

В современный период истории, когда происходит реформирование полиции согласно принятому Федеральному закону от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции), необходимо осмыслить положительный опыт и негативные моменты служебно-боевой деятельности Корпуса жандармов в XIX веке и извлечь из него определенные выводы.

1. Обеспечение государственной безопасности и законности страны может быть достигнуто только при наличии соответствующего политического института, который выступал бы гарантом проведения государственных преобразований и реформ, сохраняя при этом мир и законность в стране.

2. В основе деятельности современной полиции должны лежать принципы законности и гуманности, профессионализма и высокого морально-нравственного состояния, дисциплинированности и преданности своему делу, принципы, заложенные еще в XIX веке III отделением и Отдельным корпусом жандармов. Соблюдение этих принципов должно являться гарантом обеспечения интересов всего общества и государственной безопасности России.

3. В подготовке офицеров органов правопорядка и государственной безопасности ключевое место должно принадлежать высшим учебным заведениям, образующим систему военно-профессионального образования.

4. В качестве гарантии надежной охраны существующего в России строя должна стать социальная защищенность каждого офицера полиции со стороны государства, постоянная забота о повышении уровня их жизни, тем самым будут предотвращены попытки проявления фактов коррупции в среде офицеров полиции.

Согласно Закону о полиции милиция, действующая с начала XX века, была преобразована: органам правопорядка возвращено историческое название «полиция», проведена переаттестация сотрудников, входящих в аппарат МВД России.

В дальнейшем в совокупности с повышением уровня социальной защищенности и значительным увеличением заработной платы нормы Закона о полиции помогут более качественно проводить отбор в полицейские. Вся реформа МВД России направлена именно на качественную оптимизацию и модернизацию российских органов правопорядка.

Наше государство должно помнить о том, что  институт полиции  был и является гарантом общественной и национальной безопасности, защищенности жизненно важных интересов государства, общества и его граждан от внутренних и внешних угроз экономического, политического, военного характера и терроризма.

 

Библиография

1 См.: Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. — Спб., 1911—1915. Т. 10. 1912. С. 355. Как род королевской гвардии жандармы появляются в 1445 году, когда французский король Карл VII, создавая первую регулярную конницу, присвоил наименование жандармов воинам из дворян, способным содержать при себе воинскую свиту.

2 См.: История государства и права: Слов.-справ. / Под ред. М.И. Сизикова. — М., 1997. С. 79—80.

3 См.: Николаенко О. Национальная жандармерия Франции // На боевом посту. 1992. № 6—7. С. 34. Полицейские функции на жандармов начинают возлагаться во Франции в период правления Франциска I (1515—1547). Военная организация в виде корпуса жандармов создается во Франции в 1791 году.

4 См.: Григорьев Б.Н., Колоколов Б.Г. Повседневная жизнь российских жандармов. — М., 2007. С. 12—15.

5 См.: Лурье Ф.М. Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России. 1649—1917. — СПб., 1992. С. 12—13.

6 См.: Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XVXVII вв. — М., 1975. С. 130, 290.

7 См.: Лурье Ф.М. Указ. раб. С. 12—13.

8 См.: Военная энциклопедия. Т. 10. С. 357.

9 См.: Сивков К.В. Тайная экспедиция, ее деятельность и документы. Учен. зап. МГПИ  им. В.И. Ленина. Т. 35. Кафедра истории СССР. Вып. 2. — М., 1946. С. 109—110.

10 Перлюстрация — вскрытие и просмотр чужих писем без ведома адресата. (Примеч. ред.)

11 См.: Сивков К.В. Указ. раб. С. 124.

12 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XIа. — Спб., 1894. С. 718.

13 См.: Советская историческая энциклопедия. — М., 1964. Т. 5. С. 525.

14 См.: Рослякова О.Б. III отделение в царствование Николая I: Дис. … канд. ист. наук. — Саратов, 2003. С. 82—83.

15 См.: Горяинов В.М. Исторические аспекты деятельности корпуса жандармов Российской империи в XIX — начале XX века: Дис. … канд. ист. наук. — Курск, 2001. С. 27.

16 См.: Киреев И.В. Роль института жандармерии в сохранении государственного строя России в XIX веке: Дис. … канд. ист. наук. — М., 1994. С. 27.

17 См.: Кулешов С.А. Военные формирования охранительной системы Российской империи в XIX веке: Дис. … канд. ист. наук. — Новосибирск, 2000. С. 81.

18 См.: Новицкий В.Д. Из воспоминаний жандарма. — М., 1992. С. 45.

19 См.: Кулешов С.А. Указ. раб. С. 82—83.

20 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 2. Ч. 1. Д. 98. Л. 63—66.

21 См.: Горяинов В.М. Указ. раб. С. 28.

22 См.: Кулешов С.А. Указ. раб. С. 83—84.

23 ПСЗ -2. Т. 1. № 449.

24 См.: Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. — М., 1981. С. 165.

25 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Указ. раб. Т. III. — Спб., 1891. С. 448.

26 Там же. Т. XXI. — Спб., 1897. С. 170.

27 Там же. Т. Xа. — Спб., 1893. С. 925.

28 Там же. Т. XXXIXа. — Спб., 1903. С. 956.

29 Там же. Т. XXIVа. — Спб., 1898. С. 721—722.

30 Там же. Т. XVIIIа. — Спб., 1896. С. 938.

31 Там же. Т. XI. — Спб., 1893. С. 155.

32 См.: Военная энциклопедия. Т. 10. С. 357.

33 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Указ. раб. Т. XIа. — Спб., 1894. С. 718.

34 ГАРФ. Ф. 109. 3 эксп. Д. 48. Ч. 1. Л. 141.

35 ПСЗ-2. Т. 42. № 44956.

36 Там же. № 44431. С. 355.

37 ПСЗ-2. Т. 54. Кн. 2. № 60492.

38 См.: Борисов А. Руководители карательных органов дореволюционной России. — М., 1979. С. 72—73.

39 См.: Кулешов С.А. Указ. раб. С. 50—51.

40 См.: Скрипилев А.Е. Отдельный корпус жандармов в системе Министерства внутренних дел дореволюционной России: 1880—1917 гг.: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1984. С. 30.

 

41 См.: Кулешов С.А. Указ. раб. С. 51.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются виды преступлений в сфере цифровой информации, различные по своей сущности и включающие как распространение вредоносных компьютерных программ, взлом, несанкционированный подбор личных паролей, кражу номеров банковских карт и других реквизитов...
Добавлено: 12 дней назад
Одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации является теневой рынок лекарственных средств. Подсчитать ущерб от преступной деятельности данного вида представляется весьма затруднительным
Добавлено: 12 дней назад
В статье исследуются законодательные основы фудшеринга в России, обсуждается текущее состояние данной проблематики и рассматриваются перспективы развития
Добавлено: 12 дней назад
Важность категории «административно-процессуальное принуждение» предопределятся тем, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются ее органичной частью
Добавлено: 12 дней назад
Анализ принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования приводит к выводам о позитивности изменений, сделанных в русле поправок, внесенных в Конституцию Российский Федерации в 2020 году
Добавлено: 12 дней назад