Статья

История формирования и развития адвокатуры в Азербайджане

В. ШИРПУР, соискатель Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, преподаватель Университета Peyame Nur (Исламская Республика Иран) Анализируется краткая история формирования и развития адвокатуры в Азербайджане. Освещаются отдельные исторические этапы возникновения адвокатской организации Азербайджана, аспекты принятия законодательных норм, регламентирующих работу коллегии адвокатов страны, условия получения статуса адвоката и осуществления адвокатской деятельности.

УДК 347.965.82 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №9 2011 Страницы в журнале: 143-146

 

В. ШИРПУР,

соискатель Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, преподаватель Университета Peyame Nur (Исламская Республика Иран)

 

Анализируется краткая история формирования и развития адвокатуры в Азербайджане. Освещаются отдельные исторические этапы возникновения адвокатской организации Азербайджана, аспекты принятия законодательных норм, регламентирующих работу коллегии адвокатов страны, условия получения статуса адвоката и осуществления адвокатской деятельности.

Ключевые слова: адвокат, защитник, процессуальное положение, процессуальный статус, функция защиты, сторона защиты, обвиняемый.

 

The history of the development and advocacy in Azerbaijan

 

Shirpur V.

 

This article examines the brief history of the formation and development of advocatory in Azerbaijan. It highlights of some historical aspects of the organization of lawyer of Azerbaijan, the adoption of legislation regulating the work of the Bar of the country, the conditions for obtaining the status of attorney and the attorney’s business.

Keywords: advocate, defender, judicial position, judicial status, function of defence, side of defence, defendant.

 

В  1828—1917 годах законы и система управления Российской империи применялись в северном Азербайджане как составной части страны. Работа правоохранительных и судебных органов, в том числе и адвокатуры, также регламентировалась имперскими нормативными актами. Несмотря на активную законотворческую деятельность в период существования Азербайджанской Демократической Республики, в 1918—1920 гг. не было принято законодательного акта, регламентирующего работу адвокатов страны. После образования 28.04.1920 Азербайджанской ССР коренным изменениям была подвергнута как вся общественно-политическая жизнь республики, так и правоприменительная и правозащитная система. Декретом Азербайджанского революционного комитета от 13.05.1920 была ликвидирована судебная палата Азербайджанской Демократической Республики, окружные суды, прокуратура, следственные органы и адвокатура[1]. Утверждение Положения «О народном суде» Декретом Азревкома от 12.05.1920 (далее — Декрет) положило основу новой судебной системы и адвокатуры.

Согласно ст. 33 Декрета обвиняемый имел право пользоваться услугами адвоката в ходе предварительного расследования. Однако следственная комиссия могла ограничить это право, ссылаясь на требование установить истину[2].

На основании ст. 42 Декрета при рассмотрении уголовных дел в народных судах с участием шести народных заседателей мог принимать участие и защитник обвиняемого.

Однако отношение к участию защитника в судебных процессах, проводимых революционными трибуналами, в значительной степени отличалось от вышеуказанного. Согласно требованиям Положения ВЦИК от 20.05.1920 «О высших революционных трибуналах» защитники допускались к участию в деле только на этапе судебного разбирательства и только по усмотрению трибунала. Практически защитник допускался в процесс только при участии в нем государственного обвинителя[3].

Первая коллегия правозащитников Советского Азербайджана была создана 23.05.1920 в г. Баку. Состав коллегии из 36 адвокатов был утвержден Народным комиссариатом юстиции республики и Азревкомом.

Первое собрание коллегии, проведенное 04.06.1920 с участием 33 членов коллегии, избрало президиум и совет в составе 7 человек, 8 членов коллегии приняли на себя обязанности обвинителей, а остальные — защитников и представителей сторон в гражданском процессе[4].

Помимо участия в судебных процессах, членам коллегии вменялась обязанность оказывать правовую помощь населению путем дачи устных консультаций и составления соответствующих документов.

В дальнейшем по мере создания народных судов образовывались и коллегии правозащитников. Таким образом, к концу 1920 года были созданы и действовали коллегии правозащитников в Ленкорани, Геокчае, Гяндже, Закатале и других регионах республики.

Несмотря на это, уровень обеспечения граждан правовой помощью не отвечал необходимым требованиям. Поэтому Декретом СНК Азербайджанской ССР от 09.04.1922 «Об организации правовой помощи для населения» была упразднена коллегия правозащитников и вместо нее создана коллегия защитников[5].

Члены коллегии оказывали населению правовую помощь путем участия в судебных процессах, дачи справок и консультаций, составления заявлений и жалоб. Они осуществляли свою деятельность в юридических консультациях, а также на дому в порядке частной практики.

В судах гражданские дела могли вестись только членами коллегии правозащитников, а уголовные дела — любыми гражданами, принимающими участие в деле в качестве защитника.

На наш взгляд, датой появления профессиональной адвокатуры в Советском Азербайджане следует считать 9 апреля 1922 г. Вновь созданная коллегия защитников, в отличие от предыдущих организаций, была призвана исполнять только функции защиты и оказания другой правовой помощи, иными словами, функции, свойственные адвокатской деятельности в современном понимании.

13.02.1923 ВЦИК Азербайджанской ССР принял новый Декрет — «Об организации правовой помощи для населения», в результате чего действовавшая под контролем Совета народных судов коллегия защитников была передана под юрисдикцию губернских судов.

Желание руководящих органов держать под контролем деятельность коллегии защитников было связано с чрезмерной политизацией общества, неправильным осознанием значения адвокатской деятельности и недоверием к ней. Несмотря на законодательную регламентацию деятельности коллегии защитников, значительная часть работников партийно-советского аппарата считали адвокатское образование буржуазным пережитком[6].

16.07.1923 ВЦИК Азербайджанской ССР принял первый Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской ССР, согласно которому обвиняемый имел право знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по сути выдвинутого обвинения, представлять доказательства органу, осуществляющему уголовное преследование, заявлять ходатайства и отводы и т. д. Кроме этого, он имел право пользоваться услугами адвоката при рассмотрении дела в суде. УПК АССР содержал и некоторые другие нормы, связанные с осуществлением права на защиту, однако не предусматривал право пользоваться услугами защитника в ходе предварительного расследования (в отличие от Декрета).

Положением ВЦИК АССР и СНК АССР от 06.07.1927 «О судоустройстве» (далее — Положение) в деятельность коллегии защитников были внесены новшества. Так, организация и функционирование коллегии защитников предусматривалась при Верховном суде республики и под его контролем. Определялись структура коллегии защитников, регламентировались вопросы принятия новых членов и исключение из коллегии, права и обязанности членов коллегии, а также оплата труда адвокатов. Руководящие органы коллегии состояли из общего собрания членов коллегии и совета, избираемого на общем собрании сроком на один год в составе не менее 7 членов.

Коллегия защитников могла принимать в члены коллегии защитников; руководить работой членов коллегии, осуществлять контроль за данной работой; организовывать юридические консультации и оказывать правовую помощь населению; рассматривать в дисциплинарном порядке дела о нарушении профессиональных обязанностей членами коллегии; распоряжаться собственным денежным фондом; представлять отчет в Верховный суд и Народный комиссариат юстиции о деятельности коллегии; созывать общее собрание коллегии и др. Кроме этого, совет коллегии защитников организовывал уездные бюро защитников и назначал членов коллегии на эти бюро[7].

Декретом ВЦИК АССР и СНК АССР от 17.12.1927 были распущены коллегии защитников, действовавшие при Бакинском и Гянджинском губернских судах, а организация новых коллегий поручена Народному комиссариату юстиции. С этой целью была создана специальная комиссия в составе председателя Верховного суда, представителей рабоче-крестьянской инспекции и совета профсоюзов республики. Комиссия завершила свою работу в конце февраля 1928 года. В итоге была создана новая коллегия в составе 208 адвокатов, из которых 165 функционировали в Баку, а остальные — в других населенных пунктах[8].

Решением ВЦИК АССР и СНК АССР от 03.02.1930 в Положение были внесены определенные изменения[9]. Следует отметить, что данное решение отражало чрезмерную политизацию советского общества того периода и выдвигало на первый план классовую борьбу и коллективизацию. Например, этим решением Президиум ВС АССР наделялся правом организовывать адвокатские коллективы, а также прекращать функционирование адвокатских коллективов, деятельность которых признавалась вредной, не соответствующей политике советской власти и т. д.

Согласно ст. 83 Положения оказание всевозможной правовой помощи населению, государственным органам, трудовым коллективам, общественным организациям и другим юридическим лицам вменялось коллегии защитников как обязанность.

На основании ст. 84 Положения необходимо было оказывать правовую помощь не в индивидуальном порядке, как это было раньше, а в трудовых коллективах. Все члены коллегии защитников должны были объединяться в трудовые коллективы и только в их составе вести профессиональную деятельность. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона. Только в территориальных единицах, где работали менее 3 членов коллегии защитников, разрешалось работать в индивидуальном порядке. Однако члены коллегии, действующие в таких условиях, должны были соблюдать правила, регламентирующие вопросы заработной платы, и ежемесячно отчитываться перед Советом коллегии защитников о своей работе.

Новая редакция Положения (1930 г.) впервые в законодательном порядке регламентировала вопросы, связанные с прохождением стажировки. Стажеры обязаны были пройти стажировку в одном из трудовых коллективов коллегии защитников сроком от одного до двух лет. Вопрос о готовности стажера к самостоятельной деятельности решался Советом коллегии защитников.

Принятие Конституции СССР 1936 года содействовало достижению определенных положительных результатов по соблюдению законности в ходе уголовного судопроизводства. Конституция закрепила основные принципы организации и функционирования судебной системы, в том числе и обеспечения прав граждан на защиту. Впервые определялись права граждан на защиту, а в качестве гарантии их осуществления обвиняемому разрешалось пользоваться услугами адвоката для защиты.

Надо отметить, что до Конституции СССР 1936 года единого документа, регламентирующего деятельность коллегий защитников, функционирующих в союзных республиках, не было. Действующие в отдельных республиках положения не отражали принципов правосудия, определенных новой конституцией. Поэтому была начата работа над проектом единого нормативного акта.

Решением СНК СССР от 16.08.1939 было утверждено Положение об адвокатуре СССР (далее — Положение об адвокатуре), впервые закрепившее принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование либо не менее трех лет опыта работы в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Также коллегиям была предоставлена большая самостоятельность путем расширения полномочий общих собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием президиума.

Согласно Положению об адвокатуре, заменившему республиканские законы об адвокатуре, надзорные полномочия за деятельностью адвокатских коллегий были переданы Народному комиссариату юстиции СССР, республиканским наркоматам юстиции и региональным управлениям. Им было предоставлено право издавать директивы, обязательные к исполнению коллегиями адвокатов. Директивы подробно регулировали вопросы выборов президиума коллегии, определяли мероприятия по поддержанию дисциплины в юридических консультациях, систему оплаты труда адвокатов и др. Коллегия действовала на основе самоуправления по всем вопросам, относящимся к ее организации и функционированию. Однако в условиях жесткой централизации государственной власти принципиальные вопросы внутренней жизни корпорации решало государство, а не сама корпорация[10].

На основании Положения об адвокатуре во всех союзных республиках, в том числе и в АССР, были созданы коллегии адвокатов, представлявшие собой добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Решением СНК СССР от 04.04.1941 были утверждены единые внутренние дисциплинарные правила, обязательные для всех лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

В начале 1960-х годов Положение об адвокатуре было заменено республиканскими актами. Так, 08.12.1960 Верховный Совет АССР утвердил Положение о Коллегии адвокатов Азербайджанской ССР. 20.10.1965 было утверждено новое положение, усовершенствованное с учетом изменений в общественно-политической жизни республики.

В последующие годы роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказания населению юридической помощи и обеспечения защиты по уголовным делам возрастала по мере укрепления социалистической законности. Принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции АССР 1978 года привело к переосмыслению взгляда на адвокатуру и адвокатскую деятельность: об адвокатуре впервые было сказано как о публичном институте. Логическим результатом этого стало принятие 30.11.1979 Закона СССР «Об адвокатуре в СССР». Данным законом на адвокатуру были возложены задачи по участию в осуществлении правосудия, выполнению поручений граждан и организаций по ведению различных судебных и административных дел, оказанию бесплатной юридической помощи и консультативной работе.

По общему правилу в члены коллегии адвокатов могли быть приняты только граждане, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.

Единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатов являлась коллегия адвокатов.

Приобретение самостоятельности Азербайджанской Республики в 1991 году привело к коренным преобразованиям во всех областях общественно-политической жизни, в том числе и демократическим реформам в юридической системе. Конституцией АР, принятой 12.11.1995, определено, что каждый обладает правом на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях правовая помощь оказывается бесплатно, за счет государства. У каждого лица с момента задержания, заключения под стражу, предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника.

28.12.1999 принят Закон АР «Об адвокатах и адвокатской деятельности». В 2001—2007 гг. в закон был внесен ряд изменений и дополнений. Тем самым была закрыта последняя страница деятельности адвокатуры в Азербайджане, построенной на организационных началах, которые были заложены в первые два десятилетия советской власти[11]. Согласно данному закону основные задачи адвокатской деятельности заключаются в защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц и оказании им высококачественной юридической помощи.

Таким образом, анализ этапов истории формирования и развития адвокатуры в Азербайджане свидетельствует о том, что адвокатская организация Азербайджана в соответствии с общественно-политическими отношениями, существовавшими в стране в период 1920—1991 гг., прошла сложный путь развития. После развала СССР в результате правовых реформ, проведенных в условиях самостоятельности и демократизации, она постепенно усовершенствовалась и сформировалась как негосударственная, независимая, самоуправляемая и объединяющая всех адвокатов республики ассоциация, что способствует успешному осуществлению задач адвокатской деятельности.

 

Библиография

1 См.: Абдуллаев А. Азербайджанская советская адвокатура на страже социалистической законности (на азерб. яз.). — Баку, 1979. С. 7.

2 Там же. С. 8.

3 Там же. С. 9.

4 См.: Абдуллаев А. Указ. раб. С. 10.

5 Бакинский рабочий. 1922. 24 апр.

6 См.: Кинзбург Л., Поляк А., Самсонов В. Советский адвокат. — М., 1968. С. 19.

7 См.: Абдуллаев А. Указ. раб. С. 30.

8 Еженедельник советской юстиции АССР. 1928. № 4(5).

9 Свод законов Азербайджанской ССР (на азерб. яз.). 1930. № 6. С. 110.

10 См.: Адвокатская деятельность: Учеб.-практ. пособие / Под общ. ред. канд. юрид. наук В.Н. Буробина. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. С. 50—51.

11 См.: Адвокатская деятельность: Учеб.-практ. пособие. С. 57.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024