Статья

Иудейская государственно-правовая система

Н.В. ВОЛОДИНА, профессор Московского университета МВД России, доктор философских наук В типологии теологических моделей государственно-конфессиональных отношений выделяют государства с теократической формой правления (например, страны ислама — Саудовская Аравия, Иран) и страны, в которых юридически закреплены понятия «государственная», «преобладающая», «поддерживаемая государством» религия.

Н.В. ВОЛОДИНА,

профессор Московского университета МВД России, доктор философских наук

 

В  типологии теологических моделей государственно-конфессиональных отношений выделяют государства с теократической формой правления (например, страны ислама — Саудовская Аравия, Иран) и страны, в которых юридически закреплены понятия «государственная», «преобладающая», «поддерживаемая государством» религия.

Государства, предусматривающие в законодательстве отказ от принципа отделения церкви от государства и закрепляющие соответствующий статус за «традиционной» религией для данного народа, находятся на позиции теократической системы выстраивания государственно-конфессиональных отношений. Однако исследование содержания и реализации законодательства таких государств показывает, что при сравнительно сходных формулировках нормативных актов реальное положение тех или иных конфессий определяется конкретными законами или подзаконными актами и может значительно различаться. Отличия заключаются в реальных возможностях той или иной религии влиять на вопросы внешней и внутренней политики государства и регулировать отношения с другими религиями и верованиями.

Рассмотрим иудейскую государственно-правовую систему на примере Израиля. Изучение современного израильского права на основе иудейского представляет интерес и важное политико-прикладное значение для понимания происходящих в этой стране процессов по совершенствованию правовой системы в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Исторический аспект

Иудаизм является монотеистической религией, предшественником христианства и ислама. Он возник в начале II тысячелетия до н. э. среди древнесемитских племен Месопотамии и стал национальной религией евреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама — вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Возникновение монотеистических представлений явилось мощным фактором этногенеза еврейского народа. По одной из версий, этноним «евреи» произошел от древнесемитского наименования «ибири» — так первоначально назывались кочевые семьи, выделившиеся из крупных племенных объединений.

Переселение племени Авраама из окрестностей города Ура Халдейского за реку Евфрат (ок. 1900 года до н. э.) положило начало исторической жизни евреев. Отсюда возникла и вторая версия происхождения наименования «евреи» — от древнесемитского «эвер» («другая сторона»), что означает «живущие на другой стороне реки».

Термин «жид» впервые фиксируется в русских письменных источниках с ХII века и представляет собой результат длительной трансформации еврейского «йехуди». Долгое время слово «жид» считалось нормативным, но с ХIХ века стало приобретать уничижительно-оскорбительный оттенок, постепенно перейдя в лексикон антисемитизма[1].

Монотеистические представления древних евреев складывались в период ХIХ — II вв. до н. э., получивший наименование библейского и включивший в себя так называемую эпоху патриархов еврейского народа (Авраама, Исаака и Иакова). Их религиозные воззрения основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов — покровителем рода (генотеизм). Формирование иудаизма происходило в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами. Поэтому огромное значение для утверждения иудаистского монотеизма имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (прав. 639—609 гг. до н. э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и ликвидировал политеистические культовые центры.

В послевавилонскую эпоху в результате деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (ок. 444 года до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве строго теократической замкнутой общины, обособленной от окружающего мира. Это нашло отражение в этническом изоляционизме, т. е. в принципиальном отказе от смешанных браков, а также в бытовом и экономическом сепаратизме[2].

Период истории иудаизма со II века до н. э. по VI век н. э. получил название талмудического. Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613 установлений (систему предписаний). Период VI—ХVIII вв. именуется раввинистическим. Расселение евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а в ХVII—ХVIII вв. — и Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврейских общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (от др.-евр. «рабби» — «мой учитель»). На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма — враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба иным народам. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации.

Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение населения, уничтожение иудейских общин в одних странах и возникновение их в странах с более благоприятной обстановкой[3].

Как указывал С. Дубнов, «уже давно скорбный путь еврейской истории измеряется катастрофами. От одного “хурбана” (разрушения) до другого — такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные с великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага — в начале каждой исторической эпохи народу-страннику приходится создавать новые центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может быть разбита, но не побеждена»[4].

Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце ХVIII века и характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате событий Великой Французской революции и последовавшим за этим разрушением «средневековой изоляции» иудейских общин, на которые распространяли свое действие юридические акты о свободе вероисповедания.

В еврейской среде зародилось движение, получившее название «хаскалы» (просвещение), у истоков которого стоял Мозес Мендельсон (1729—1786) из Германии. Одновременно развернулась кампания за ослабление ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским (реформированный иудаизм). К концу ХIХ века сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа — Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником стал автор книги «Еврейское государство» Теодор Герцль (1860—1904).

В 1897 году состоялся I Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Швейцарии, на котором была создана Всемирная сионистская организация. Хотя в истоках сионизма присутствует догматика иудаизма об «избранном народе», тем не менее он стал явлением светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения: от религиозно-фундаменталистских до социалистических.

Формы иудаизма

В недрах иудаизма происходили значительные перемены, часто приводившие к образованию диссидентских движений и различных интерпретаций миссии «избранного народа». В VIII веке появились караимы, которые в настоящее время насчитывают несколько десятков тысяч. В XIV веке каббалистическое движение, возникшее в Испании, привнесло в иудаизм эзотерические элементы, которые в XVIII веке были приняты хадизмом, зародившимся в Польше. Хадизм является одновременно мистическим и фундаменталистским верованием, которое наложило отпечаток на иудаизм Центральной Европы и оказывает влияние на формирование современных ортодоксальных тенденций.

Современный иудаизм отражает различные дополняющие друг друга пласты еврейской мысли. Начиная с XIX века особое значение приобрели два движения: реформированный иудаизм и сионизм.

Реформированный иудаизм — это течение, сложившееся в странах западной демократии после уничтожения в них религиозной дискриминации. В результате некоторые евреи начали терять связь с традиционным еврейством, но в то же время хотели оставаться членами иудейской общины. Такая тенденция была наиболее активной до 1939 года. Предусматривалась реформа богослужения: замена иврита местным языком, замена субботы на воскресенье, равенство полов, использование в синагоге органа и хора и т. д. Реформированные евреи обычно проявляют патриотизм по отношению к стране, в которой живут, и рассматривают Мессию скорее как идеал всеобщего признания Бога, чем как человека, который восстановит господство народа Израиля[5].

Сионизм выступает против полной ассимиляции евреев и подчеркивает роль еврейской нации. У сионистов понятие «еврейский народ» занимает центральное место в иудаизме. С точки зрения сионизма, Мессия — это народ Израиля, который вернется на свою землю и найдет там свое единство. Создание государства Израиль в 1948 году позволило этой тенденции в полной мере проявить себя[6].

Наряду со светскими, или либеральными, сионистами, образующими большинство, существуют ортодоксы. Они представляют Израиль теократическим государством, законы которого должны находиться в строгом соответствии с Торой.

Среди антисионистов можно выделить два радикально противоположных течения. «Левые евреи» убеждены, что Израиль не сможет бесконечно существовать в окружении многочисленных и враждебных государств и выступает за раздел территории Израиля с палестинцами по взаимному согласию и установление плюралистического в религиозном отношении государства. В противоположность им «Хранители Города» (Нетурей-Карта) — небольшая экстремистская группа религиозных антисионистов-ультраконсерваторов — утверждают, что Мессия соберет свой народ тогда, когда сочтет нужным, а Государство Израиль лишь отдаляет это время. Поэтому они выступают за роспуск государства, сохранение за ивритом статуса только языка богослужения и отказываются от израильского удостоверения личности и уплаты налогов.

Адаптация иудаизма к условиям современности не утратила своего значения — это заметно на примере американской общины. По некоторым оценкам, из 6 млн американских евреев фактически не исповедуют свою религию 3 млн. Из 3 млн верующих 15% принадлежат к ортодоксальному направлению, 35% относятся к либералам, а 50% являются консерваторами (наиболее значительное течение, которое пытается адаптировать религиозную практику к современной жизни, стараясь в то же время соблюдать все требования иудаизма)[7]. Таким образом, это движение находится между реформированным и ортодоксальным иудаизмом, оно основывается на большей ответственности верующего и на сознательном использовании предоставленной ему свободы: каждый должен уметь сознательно интерпретировать дух Закона, а не просто слепо следовать его букве.

Хасидизм (хадизм) получил название от ивр. «хасид» — «набожный»; в древности так называли учеников Иуды Маккавея, восставших против сирийских угнетателей в 165 году н. э.[8], — движение средних и низших слоев еврейского населения, не обладавшего книжной мудростью и ученостью. Новый хадизм появился в Польше лишь в ХVIII веке и носил характер протеста против формализма раввинов. Его вдохновителем был Исраиль Бен Элизер (1700—1769). Этот мистик на основе Каббалы создал свою версию иудаизма. Современный хадизм насчитывает несколько сотен тысяч приверженцев, но их община в Израиле играет важную посредническую роль между правыми и партией труда. Стиль жизни хасидов вызывает удивление: женщине запрещено принимать пищу за одним столом с мужчинами, ее сексуальность допускается только с целью продолжения рода, она наголо острижена и носит парик[9].

Движение караим возникло в Багдаде в VIII веке и получило широкое распространение в Персии, Средиземноморье, Крыму, Литве и Польше. Религиозное своеобразие основывалось на отрицании устной традиции раввинов, т. е. Мишны и Талмуда. Наибольшие трудности возникают в области брачных отношений: караимы не признают раввинов, а раввины не признают шашашимов (хахамимов) — религиозных лидеров этого движения. Браки между евреями этих двух общин оказываются невозможными, тем более что государство Израиль признает только религиозный брак[10].

Такой народ, как самариане (самаритяне), сохраняет известность благодаря евангельской истории о добром самаритянине. Однако до сих пор существует небольшая общность самаритян, религия которых является отдаленной версией иудаизма. Они считают себя единственными хранителями Завета, а из священных книг Ветхого Завета признают только Пятикнижие и книгу Иисуса Навина. Евреи считают самаритян еретиками[11].

Черные евреи — религиозное движение, активно представленное в США. Их духовный лидер, афроамериканец Ави Бен Картер, объявил себя Мессией. К концу 1960-х годов он убедил своих учеников эмигрировать в Израиль, являющийся «матерью-родиной» для черных евреев, в то время как Африка есть их «страна-отец». Так около 1500 негров оказались в пустынях Негев, Арад и Митцпе-Рамон. Кроме своей неортодоксальной концепции мессианизма, черные евреи отличаются от обыкновенных евреев практикой многоженства, чисто вегетарианским питанием и запретом алкоголя. В то же время они соблюдают субботу и основные еврейские праздники. В 1984 году значительная их часть была выслана в США министерством внутренних дел Израиля[12].

В недрах иудаизма формировалось иудейское право. Оно сложилось из древних обычаев религиозных иудеев, из права «их земли». В современном же звучании это нечто более фактическое, чем юридическое[13]. Другой подход к иудейскому религиозному праву представляет его в виде системы юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев и их верований. Эта система формируется из норм обычного права, почитаемых на протяжении более двух тысяч лет евреями всего мира[14]. Третья точка зрения исходит из того, что это право представляет собой систему не только религиозных норм, но и соответствующих религиозно-этнических принципов, заложенных в толкованиях Талмуда и в других священных книгах и решениях раввинских судов[15].

Э. Фальк подчеркивает, что на совершенно одинаковой основе сосуществуют и функционируют, во-первых, нормы, закрепляющие религиозные ритуалы, во-вторых, религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни, в-третьих, нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время судами[16].

В отечественных и зарубежных источниках употребляется понятие «еврейское право», а не «иудейское право», однако представляется, что второе точнее отражает суть правовой стороны.

Р. Давид справедливо замечает, что иудейское право по своей природе и характеру отличается от других правовых систем, не образует вместе с ними отдельной правовой системы[17]. Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, иудейское право радикально отличается от них и обладает особым характером. Эта система до сих пор сохраняет свою специфичность и имеет всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты (купля-продажа, право собственности и др.), так и на принципы иудейского права, его догматы и идеологию.

 

Библиография

1 См.: Алов А.А., Владимиров Н.Г. Генезис иудаизма и основные периоды его развития // Иудаизм в России. — М., 1997. С. 5.

2 См.: Алов А.А., Владимиров Н.Г. Указ. раб. С. 7.

3 См. там же. С. 10.

4 Дубнов С.М. Всеобщая история евреев на основании новейших научных исследований. Кн. 1—3. — СПб., 1904—1906. С. 1.

5 См.: Малерб М. Религии человечества. — М.—СПб., 1997. С. 76.

6 См. там же. С. 77.

7 См. там же. С. 77—78.

8 В Евангелии часто упоминаются фарисеи, на иврите — «перушим», что означает «отделившиеся», т. е. вышедшие из этого движения.

9 Подробнее об этом см.: Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. — М., 1991.

10 См.: Тютонник В. Караимы // Перестройка и национальные проблемы. — М., 1989. С. 11 (Прилож. к журн. «Новое время»); Полканов Ю. Вероисповедание караимское // Наука и религия. 1993. № 9. С. 32—33.

11 См.: Сэмюэлс Р. Указ. раб. С. 117.

12 См.: Малерб М. Указ. раб. С. 80—81.

13 Lifshitz B. Israeli Law and Jewish Law // Israel Law – Forty Years. 1990. P. 507.

14 Falk Z. Jewish Matrimonial Law in the Middle Ages. L. 1966.

15 England I. Law and Religion in Israel. NY. 1983. P. 185—189.

16 Falk Z. Jewish Matrimonial Law in the Middle Ages. Р. 28.

17 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право). — М., 2000. С. 46.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024