DOI 10.25799/NI.2021.22.35.014
УДК 347.91/95
Гражданское процессуальное право
Здесь представлены только метаданные статьи
З.А. Усольцева,
старший преподаватель кафедры гражданского и административного судопроизводства Российского государственного университета правосудия Россия, Москва zoyadymchenko@gmail.com
Исследуется вопрос о возможности оспаривания в судебном порядке утративших силу нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, цены или нормативы потребления. Анализ действующего процессуального законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судебной практики позволил автору прийти к выводу о том, что заявление о признании нормативного акта недействующим может быть подано в суд только в течение срока действия такого нормативного акта, а его отмена (истечение срока действия) в период рассмотрения дела судом не является безусловным основанием для прекращения производства. Если при рассмотрении дела установлено, что оспариваемый тарифный акт, несмотря на его отмену (изменение, истечение срока действия), применен или может быть применен в отношении административного истца и повлечь за собой нарушение его прав, свобод и законных интересов, то суду следует продолжить рассмотрение дела по существу. Отдельно рассмотрен вопрос о невозможности оспаривания в суде нормативных тарифных предписаний, не вступивших в законную силу («превентивный» судебный нормоконтроль), и делается вывод о необходимости усилить превентивный ведомственный нормоконтроль со стороны Федеральной антимонопольной службы России в отношении таких актов в целях совершенствования нормативного тарифного регулирования и снижения судебной нагрузки.
Ключевые слова: судебный нормоконтроль, тарифы, тарифное регулирование, нормативные правовые акты, нормативные тарифные предписания, ведомственный контроль за тарифными предписаниями, превентивный нормоконтроль.
On the Issue of the Possibility of Challenging by Court of Legal Tariff Regulations that Have Ceased to be Valid or not Entered into Legal Force
Usoltseva Z.A.,
Senior Lecturer of Dept. of Civil and Administrative Legal Proceedings at Russian State University of Justice Russia, Moscow zoyadymchenko@gmail.com
The article examines the issue of the possibility of challenging by court legally invalid regulatory legal acts that establish tariffs, prices or consumption standards. The analysis of the current procedural legislation, as well as the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, the Supreme Court of the Russian Federation and judicial practice allowed the author to come to the conclusion that an application for recognition of a normative act as invalid can be filed with the court only during the validity period of such a legal act, and its cancellation (expiration) during the consideration of the case is not an unconditional basis for termination of proceedings in the case. If, during the consideration of the case, it is established that the disputed tariff legal act has been applied or may be applied against the administrative plaintiff and entail a violation of his rights, freedoms and legal interests, then the court should continue considering the case on the merits. The issue of the impossibility of challenging by court of legal tariff regulations that have not entered into legal force («preventive» judicial control) is considered separately, and it is concluded that it is necessary to strengthen preventive institutional control over such acts by the Federal Antimonopoly Service of Russia in order to improve regulatory tariff regulation and reduce the judicial burden.
Keywords: judicial control over regulatory legal acts, tariffs, tariff regulation, regulatory legal acts, legal tariff regulations, institutional control over tariff regulations, preventive control over regulatory legal acts.