Реклама
Статья

К вопросу о деятельности Международной комиссии гражданского состояния (CIEC)

А.А. БОРОДАЕНКО, соискатель кафедры международного права юридического факультета Кубанского государственного университета, государственный регистратор Краснодарского края В статье анализируется деятельность Международной комиссии гражданского состояния. Ключевые слова: CIEC, деятельность CIEC.

Страницы в журнале: 130-132

А.А. БОРОДАЕНКО,

соискатель кафедры международного права юридического факультета Кубанского государственного университета, государственный регистратор Краснодарского края 

 

В статье анализируется деятельность Международной комиссии гражданского состояния. Ключевые слова: CIEC, деятельность CIEC.

 

Только то государство, в котором личность получила признание своих прав, может стать членом правильно организованного международного общения.

 Ф.Ф. Мартенс

 

В  современном мире особое значение для правовой теории и практики представляют проблемы приобщения к историческому опыту правотворчества других народов[1]. Решение подобных вопросов оказывает существенное влияние не только на эволюцию правовых систем различных стран, но и на развитие правовых семей, а также сравнительного правоведения в целом.

Необходимо отметить, что отношения, возникающие между гражданами, не всегда охватываются в полной мере рамками национального законодательства. Процесс реализации гражданских прав непосредственно зависит от степени эффективности механизма их осуществления. Отношения, возникающие в сфере гражданского состояния, имеют своей целью не только подтверждение государством тех или иных юридических фактов (рождение, смерть, брак, развод и др.), но и порождение соответствующих гражданских прав. Так, наличие

зарегистрированного брака представляет собой основание для возникновения права собственности на общее совместное имущество супругов.

На современном этапе развития международного частного права Международная комиссия гражданского состояния (Commission Internationale de l’Etat Civil; далее — CIEC) является именно той организацией, основная цель деятельности которой заключается в установлении международного взаимодействия в области гражданского состояния при помощи разработки и принятия конвенций и рекомендаций по совершенствованию законодательства, относящегося к статусу и правоспособности субъектов, семьи и гражданства. Кроме того, указанные международные правовые документы и рекомендации направлены на оптимизацию и совершенствование работы служб гражданского состояния в странах—участницах CIEC.

Россия в своем историческом развитии не раз подтверждала необходимость рецепции международного опыта, принципов и институтов. В качестве наглядного примера в данном контексте уместно привести участие России в деятельности одной из старейших международных организаций, занимающихся разработкой проектов конвенционных норм в области международного частного права — Гаагской конференции по международному частному праву (далее — Гаагская конференция), первая сессия которой была проведена в 1893 году.

Россия принимала участие в работе первой (1893 г.), второй (1894 г.), третьей (1900 г.) и четвертой (1904 г.) сессий Гаагской конференции.

В дальнейшем СССР и Российская Федерация продолжали участвовать в деятельности Гаагской конференции в качестве наблюдателя. И только в 2001 году постановлением Правительства РФ от 13.10.2001 № 784 «О вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву» был принят Устав Гаагской конференции по международному частному праву от 15 июля 1955 г.[2]  Лишь в 2003 году был назначен уполномоченный орган Российской Федерации по связям с Гаагской конференцией (постановление Правительства РФ от 10.06.2003 № 340 «О назначении уполномоченного органа Российской Федерации по связям с Гаагской конференцией по международному частному праву»). После осуществления данных мероприятий наша страна стала полноправным членом этой международной организации.

Членство в Гаагской конференции позволяет России реально влиять на процесс выработки соответствующих новых международных договоров, развивать позитивное сотрудничество с другими государствами—членами Гаагской конференции в области международного частного права, а также отстаивать свои интересы на международном уровне.

Первый контакт России с CIEC был установлен в начале 90-х годов прошлого века (спустя 40 лет после основания CIEC). Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 19.03.1993 № 450-р «Об участии Российской Федерации в Международной комиссии по гражданскому состоянию» Россия приняла решение об участии в качестве наблюдателя в CIEC. Организация и координация работы, связанной с участием Российской Федерации в CIEC, были возложены на МИД России, МВД России и Минюст России.

CIEC имеет статус межправительственной международной организации и была основана в Амстердаме в сентябре 1948 года. В ее состав входят 15 государств-членов: Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Швейцария (указанные страны являются основателями CIEC, что подтверждается обменом письмами в декабре 1949 года и подписанием Протокола в Берне 25 сентября 1950 г.), Турция (с 1953 года), ФРГ (с 1956), Италия (с 1958), Греция (с 1959), Португалия (с 1973), Испания (с 1974), Великобритания (с 1996), Польша (с 1998), Венгрия и Хорватия (с 1999). Австрия, являющаяся членом организации с 1961 года, в октябре 2007 года выразила свое желание выйти из CIEC (в соответствии с уставом организации данное решение вступило в силу с 8 апреля 2008 г.). В дальнейшем шесть стран, в том числе и Россия, получили статус наблюдателя при CIEC (Ватикан, Кипр, Литва, Словения, Швеция).

Штаб-квартира организации расположена в Страсбурге.

Основной формой нормотворческой деятельности CIEC является разработка конвенций, которые, как правило, открыты для участия всех стран, входящих в Совет Европы. К отдельным конвенциям вправе присоединиться любое государство. Аутентичные тексты конвенций существуют только на французском языке, который является официальным языком организации. Депозитарием конвенций независимо от места их подписания и состава участников выступает Федеральный совет Швейцарии — Правительство Швейцарской Конфедерации.

За время существования CIEC в ее рамках было разработано более 30 конвенций, касающихся межгосударственного сотрудничества в сфере гражданского состояния, а также смежных отраслевых аспектов: конституционного, административного, международного публичного, международного частного права и международного гражданского процесса. Среди них прежде всего следует назвать конвенции:

— «О международном обмене информацией по вопросам гражданского состояния»;

— «О содействии заключения браков за рубежом»;

— «Об обмене информацией по вопросам приобретения гражданства»;

— «О перемене фамилий и имен»;

— «О праве, применимом к фамилиям и именам»;

— «Об освобождении от легализации некоторых актов и документов»;

— «О признании решений, констатирующих перемену пола».

Еще несколько аналогичных документов находятся в процессе разработки, в том числе проект конвенции о взаимном признании «зарегистрированных партнерств» (так называемых квазибраков).

В рамках CIEC помимо конвенций было

подготовлено девять рекомендаций, среди которых:

— «О праве на вступление в брак»;

— «О компьютеризации гражданского состояния»;

— «О выдаче и признании документов, выданных беженцам, согласно Женевской конвенции от 28 июля 1958 г.».

Необходимо отметить, что еще одной важной формой работы CIEC является проведение научно-практических исследований и издание справочных материалов, наиболее значимым из которых стал «Международный практический справочник гражданского состояния». Его объем превышает 500 страниц и включает в себя информацию сравнительно-правового характера относительно ситуации в рассматриваемой сфере в государствах-членах и большинстве государств-наблюдателей CIEC.

Для осуществления своей деятельности CIEC поддерживает официальные отношения с Европейским союзом (в качестве примера следует привести факт обмена соответствующими письмами с Европейской комиссией от 14 и 26 июля 1983 г.), а также с Советом Европы и рядом других международных организаций.

В настоящее время статус России в CIEC не изменился, а международные инструменты, специально разработанные в области актов гражданского состояния, не получили должного признания в нашей стране.

Как верно отметил в свое время Ф.Ф. Мартенс, «…прогрессирующее развитие человечества неизбежно будет вести ко все более интенсивному общению государств и тем самым — к упрочению и совершенствованию международного управления… постепенная работа

международного права по созданию в мировом сообществе правопорядка, отвечающего достижениям человеческой цивилизации, и постепенное развитие международного управления, которое скрепляет мирное сотрудничество народов, — вот путь к установлению вечного мира на земле, путь сложный, не скорый, но единственно верный и реальный»[3].

Безусловно, присоединение Российской Федерации к конвенциям, разработанным в рамках CIEC, обеспечит свободный доступ к европейскому опыту, как теоретическому, так и практическому, в сфере гражданского состояния, что в свою очередь усилит реальную интеграцию России в европейское правовое пространство.

 

Библиография

1  См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учеб. / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров: В 2 т. Т. 1. — М., 2004. С. 13.

2 См.: Международное частное право: Сб. документов. — М., 1997. С. 1—3. См. также: Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2006 № 1040-р «О принятии Российской Федерацией поправок к Уставу Гаагской конференции по международному частному праву, принятых Гаагской конференцией по международному частному праву на XX сессии в г. Гааге 30 июня 2005 г.» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. II). Ст. 3514.

3 Цит. по: Пустогаров В.В. Федор Федорович Мартенс — юрист, дипломат. — М., 1999. С. 65.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются некоторые аспекты Концепции цифрового рубля в Российской Федерации, проблемы и перспективы применения цифрового рубля. Анализируется правовой режим цифрового рубля как обязательственного права требования. Проводится сравнительная характеристика криптовалюты и цифрового рубля.
Добавлено: 12 дней назад
Целью статьи является анализ влияния университетского устава как законодательного акта на деятельность высшей школы в Российской империи в XIX веке. В результате исследования отмечается, что Устав позволял рассматривать университет как научный центр, который аккумулировал все интеллектуальные процессы своего учебного округа.
Добавлено: 12 дней назад
Статья направлена на изучение и раскрытие методологического, содержательного, научного и прикладного потенциала биографического метода на примере трудов классиков российского правоведения. В этих трудах специально выделены принципиально важные тематические компоненты...
Добавлено: 12 дней назад
В статье исследуется миграционная сфера отношений, выступающая в качестве объекта административно-правовой охраны. Рассматривается правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации и Республике Таджикистан
Добавлено: 12 дней назад
В статье рассматриваются особенности правового регулирования наследования цифровых активов (сайтов, личных блогов, цифровой валюты и цифровых активов (токенов), аккаунтов в социальных сетях) в странах Евразийского экономического союза
Добавлено: 12 дней назад