УДК 342.56
Страницы в журнале: 79-83
Н.М. Кострова,
доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского процесса Дагестанского государственного университета, Академик РАЮН, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ civilprocess71@mail.ru
Рассматриваются проблемы доступности правосудия. В обеспечении доступности правосудия большую роль играет информатизация всей деятельности судов, подбор квалифицированных кадров судей, систематическое повышение их квалификации.
Ключевые слова: доступность правосудия, несовершенство процессуального законодательства, информатизация деятельности судов, подбор судебных кадров, повышение квалификации судей.
Проблема доступности правосудия является многоаспектной. Ряд авторов справедливо связывают доступность правосудия с целым рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Например, М.С. Шакарян выделяет в числе проблем, препятствующих развитию доступности правосудия, совершенствование законодательства в современный период; разнообразные вопросы организационного характера; проблемы подбора квалифицированных кадров судей, повышения их квалификации, послевузовского образования судей и т. д. [4, с. 878].
Развивая эти идеи, необходимо прежде всего отметить диссонанс принимаемых нормативных актов, проекты которых готовят разные группы депутатов и ученых, не согласующиеся между собой. Такое положение создает большие проблемы с их применением в судебной практике.
Среди недостатков работы наших законодателей можно назвать недостаточную продуманность принимаемых законов. К примеру, реформирование системы обжалования выносимых судами решений и иных судебных постановлений, на наш взгляд, не улучшило кардинальным образом ситуацию с обжалованием судебных актов. Между тем право на обжалование судебных постановлений является важнейшей процессуальной гарантией.
Как известно, основная нагрузка по разбирательству гражданских дел в настоящее время ложится на районные суды. Выносимые ими судебные постановления могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, которой являются верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей, суды автономных округов. В апелляционной инстанции дела рассматриваются коллегиально на основании апелляционных (частных) жалоб и представлений прокуроров.
Что касается кассационной инстанции, куда обращаются заинтересованные лица, не довольные разрешением их дела в апелляционной инстанции, то она не является обязательной для передачи дела для разбирательства в кассационной инстанции. Дело в том, что решение или иное судебное постановление вступает в законную силу сразу после апелляционного разбирательства. Таким образом, кассационный способ обжалования относится, как справедливо отмечается в литературе, к экстраординарным [1, с. 573] и мало чем отличается от пересмотра решений в порядке надзора, который существовал до реформы системы обжалования судебных постановлений.
Не вполне понятно слияние Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным Судом РФ, при котором последний был реформирован и преобразовался в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ. До недавнего времени специализация судебной системы считалась положительным явлением, которое должно было способствовать повышению качества правосудия. Во многих странах система специализированных судов весьма развита (экономические, трудовые, земельные, семейные и др.).
К числу организационных факторов, препятствующих развитию доступности правосудия, относятся, в частности, перегрузка судей в некоторых звеньях судебной системы судов общей юрисдикции (районные судьи и судьи судов субъектов Российской Федерации). В настоящее время в верховных судах республик и других субъектов Российской Федерации гражданские дела рассматриваются по первой инстанции, в апелляционном и кассационном порядке.
Такая ситуация повлекла увеличение численности судей и в тех, и в других судебных инстанциях, но острота существующей проблемы полностью не снята. До сих пор не разработаны научно обоснованные критерии расчета загруженности каждого судьи. В результате многие судьи работают с перегрузкой, что приводит к нарушению сроков рассмотрения дел, особенно гражданских, вызывает справедливые нарекания со стороны граждан, желающих обжаловать судебные постановления, и создает негативные представления о работе всей судебной системы. При этом страдают не только сроки рассмотрения гражданских и уголовных дел, но и качество выносимых судебных постановлений. В результате нарушенные субъективные права в течение продолжительного срока не получают полноценной судебной защиты.
Более подробно остановимся на решении проблемы улучшения качества материального и иных видов обеспечения деятельности всей системы судов общей юрисдикции, которые подчас хуже обеспечены, чем суды других ветвей судебной власти в современной России.
В наихудшем положении находятся мировые судьи, на обеспечение которых федеральные власти не выделяют никаких средств, кроме фонда заработной платы для самих судей и аппарата мирового судьи. В региональных бюджетах подчас не хватает средств, чтобы обеспечить участки мировых судей соответствующими помещениями и необходимым оборудованием.
Что касается районных судов и верховных судов республик и иных субъектов Российской Федерации, то из федерального бюджета начали выделяться значительные средства на строительство и ремонт помещений федеральных судов: в Республике Дагестан в Сергокалинском районе построено современное здание районного суда, возводится новое здание Верховного суда Республики Дагестан.
Для усиления доступности правосудия ведется огромная работа по информационному обеспечению всех судов Российской Федерации. Эта работа началась еще с начала 2000-х годов, когда стали появляться сайты различных государственных органов, в том числе судебных органов, начиная с высших судов Российской Федерации и заканчивая районными судами.
Вся эта работа нуждалась в законодательном закреплении, что активно обсуждалось судейским сообществом, в частности VII Всероссийским съездом судей, состоявшимся в начале декабря 2008 года.
Наконец, 10 декабря 2008 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее — Закон об обеспечении доступа к информации) [2; 3].
Однако до вступления в силу этого нормативного акта во всех судебных органах должна была быть проведена большая организационная работа, чтобы все положения Закона об обеспечении доступа к информации были реализованы в полном объеме.
В ст. 4 Закона об обеспечении доступа к информации обозначены основные принципы организации доступа к информации о деятельности судов. Это:
1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
К числу способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов Закон относит следующие:
1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;
2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;
3) размещение информации о деятельности судов в Интернете;
4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;
5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.
Современным средством обеспечения доступа к информации о деятельности судов является ее размещение в Интернете, где суды и органы Судебного департамента создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос.
Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований Закона об обеспечении доступа к информации устанавливаются высшими судебными органами страны, Судебным департаментом (п. 3 ст. 10).
В Законе об обеспечении доступа к информации конкретизируется, какая информация о деятельности судов должна размещаться в Интернете:
1) общая информация о суде, включая наименование суда, его организационную структуру, полномочия суда, перечень законов, регламентирующих деятельность суда, регламент суда, инструкцию по делопроизводству, данные о председателе суда, его заместителях, судьях, руководителе аппарата;
2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде, в частности, образцы документов, используемых при обращении в суд, сведения о размере и порядке уплаты госпошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде, сведения о находящихся в суде делах, тексты судебных актов, порядок обжалования судебных решений, разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;
3) данные судебной статистики;
4) информация о кадровом обеспечении суда, сведения о вакантной должности судьи, вакантных должностях в аппарате суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, условия проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей;
5) информация о порядке приема граждан.
В ст. 15 Закона об обеспечении доступа к информации определяются особенности размещения в Интернете текстов судебных актов:
1) тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия, в то время как тексты приговоров размещаются после их вступления в силу;
2) в целях обеспечения безопасности участников процесса из текстов размещаемых в Интернете судебных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей, рассматривавших дело, а также прокурора и адвоката, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы.
Из текстов судебных актов, содержащих положения о государственной тайне, эти положения должны быть исключены. Также не подлежат размещению тексты судебных актов по ряду категорий гражданских и уголовных дел.
В числе непубликуемых судебных актов по гражданским делам в Законе об обеспечении доступа к информации названы документы:
1) затрагивающие безопасность государства;
2) возникающие из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
3) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
4) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар;
5) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
6) об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Приведенный перечень носит исчерпывающий характер и охватывает разнообразные категории гражданских дел, что очень важно.
После вступления Закона об обеспечении доступа к информации в законную силу информатизация всех судов Российской Федерации активизировалась. В настоящее время не только высшие суды Российской Федерации, но и все районные суды, а также некоторые участки мировых судей имеют соответствующие сайты, содержащие все те сведения, которые предусмотрены Законом об обеспечении доступа к информации.
Для решения поставленной задачи все суды обеспечиваются необходимой компьютерной техникой, в штат судов вводятся специалисты по информатизации, которые руководят этой работой. Кроме того, в судах организуются пресс-службы, связанные с различными средствами массовой информации, что также направлено на развитие доступности правосудия.
Наконец, весьма важны вопросы о подборе квалифицированных кадров судей, регулярном повышении их квалификации, систематическом проведении с ними семинаров, отправлении в отставку тех судей, которые не соответствуют высоким требованиям, которые предъявляются к судьям Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Таким образом, доступность правосудия тесно связана с его эффективностью и зависит от работы самих судей, от проблем совершенствования законодательства и других факторов.
Список литературы
1. Гражданское процессуальное право: учеб. для бакалавров / под ред. С.Ф. Афанасьева, А.И. Зайцева. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014.
2. Ðîññèéñêàÿ ãàçåòà. 2008. 26 äåê.
3. СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6217.
4. Шакарян М.С. Избранные труды. СПб.: Издательский Дом Р. Асланова «Юридический центр», 2014.