З.К. АЮПОВА,
кандидат юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Казахского национального педагогического университета им. Абая
Категория «правовая система» в научной литературе — относительно новая. Ее появление связано с развитием правопонимания. Поскольку отдельные правовые феномены (право, правоотношение, правосознание, нормативный правовой акт и т. д.) достаточно хорошо изучены, возникла необходимость представить общую картину правовой действительности.
В правовой науке отмечается разнообразие в определении правовой системы. Выделяются два дополняющих друга подхода к определению правовой системы — широкий и узкий. В широком значении правовая система — сложное, собирательное, многоплановое явление. Несомненно, для ее характеристики решающее значение имеют сущность и содержание права, но из этого не следует, что ее достаточно свести к праву. Через правовую систему и ее элементы позитивное право взаимоувязывается со всей структурой общества с государством.
Правовая система отражает состояние правовой действительности, складывающееся из взаимодействия самих правовых норм, правосознания, правовых учреждений и других правовых феноменов. Правовая система выражает правовую инфраструктуру общества, поэтому она не статична, постоянно изменяется. Однако правовая система должна быть и консервативной. Другой вопрос: какие правовые традиции должны быть сохранены?
Правовая система в узком значении представляет собой совокупность нормативных правовых актов, возникающих и применяемых на основе общих принципов. Ценность правовой системы обеспечивается общими правовыми принципами, правовыми зависимостями и процедурой правотворчества и правоприменения. Законодатель при принятии нового нормативного правового акта должен четко представлять, как будет действовать этот акт в рамках правовой системы, ее институтов, отраслей.
Правотворчество — одно из средств общественного самоуправления в гражданском обществе. Ведь в нем активно действуют разные социальные группы, которые осуществляют альтернативное (по отношению к государственному) правотворчество. Гражданское общество добивается демократизации власти государства за счет ее передачи органам самоуправления. Общество само регулирует политические институты и передает государству столько полномочий, сколько считает необходимым, осуществляет гражданский контроль.
Государство — важный, но не единственный источник социального развития. В нем активно участвует и само общество, которое находится в диалектической взаимосвязи с государством. Чем сильнее гражданское общество, тем менее заметна роль государства.
Правовая система в широком значении — это отражение правовой жизни общества и функционирования его институтов: состояние правовой действительности, складывающееся из взаимодействия самих правовых норм, правовых учреждений, их правотворческой деятельности и правосознания и др. Правовая система в узком значении — это совокупность нормативных правовых актов. Однако необходимо отметить отсутствие общепризнанного законодательства, закрепленного в понятии нормативного правового акта.
Под правовой системой в юридической литературе до конца 70-х годов XX века подразумевали систему права, как бы отождествляя эти две разные правовые категории.
С появлением в начале 1980-х годов работ С.С. Алексеева, В.Н. Кудрявцева, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова и др.[1] было подвергнуто сомнению прежнее ее понимание и обсуждены постановочные вопросы этой проблемы в связи с осознанием значимости и самостоятельности этого направления исследований[2].
В России и странах — членах СНГ за последние годы появилось большое количество фундаментальных работ по теории права, множество учебников и учебных пособий, касающихся правовой системы. Но и в них отмечается, что категория «правовая система» появилась в научной литературе относительно недавно и до сих пор остается слабо разработанной[3]. Исследование проблем правовой системы в новых условиях находится на начальной стадии.
Переходный период от советской системы, направление к формированию в странах — членах СНГ демократической правовой государственности характеризуется тем обстоятельством, что в настоящее время в юридической науке сложилась ситуация, когда аналитические разработки перешагнули рамки научных теорий, а имеющийся аналитический материал уже не укладывается в существующие стереотипы развития. Потребность в синтезе и обобщении ведет к новой теории (понятию) правовой системы, более адекватно обобщающей данные системного анализа.
Совершенствование правового регулирования социальных отношений в современном обществе не может замыкаться только на развитии нормативных правовых актов и их надлежащем упорядочении. Такая деятельность должна быть комплексной, т. е. совершенствовать всю правовую систему, в том числе повышать уровень правосознания, обеспечивать единство объективного и субъективного права, улучшать деятельность правотворческих и правоприменительных органов. Постоянное внимание должно уделяться тому, чтобы правоотношения складывались в точном соответствии с юридическими нормами, а нормативные правовые акты отражали реальные общественные отношения.
Научно-теоретическая и практико-прикладная значимость категории «правовая система» обусловлена кардинальными изменениями правовой жизни современного общества, необходимостью системного подхода к явлениям правовой действительности, возрастанием роли правовой системы общества в решении экономических, социальных и политических проблем, преобразованиями, происходящими в структуре и элементах (компонентах) этой системы. Дальнейшее развитие современного общества невозможно представить без прочного правового порядка, устойчивой системы правовых отношений, воплощающих в жизнь основные правовые идеалы равенства, свободы и справедливости, верховенства закона, всеобщности права и ответственности, обеспеченности прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на то что проблематика правовой системы широко освещалась в юридической литературе, многие ее аспекты остались без должного рассмотрения. Спорными представляются вопросы о генезисе, гносеологической ценности, предмете, объеме и содержании понятия «правовая система». Нуждаются в детальном рассмотрении структурные связи этого явления. Не исследованы место и роль системы законодательства в правовой системе общества.
Конечно, это не означает, что современная юридическая наука не содержит в себе посылок для более глубокого познания правовой системы. Они есть как в методологии научных исследований, так и в получаемых вследствие ее применения результатах познания. К их числу следует отнести все более широкое использование системного подхода в изучении права и законодательства, проведение типологических исследований государства и права, развитие юридико-либеральной концепции правоприменения. Культурологические аспекты познания правовых явлений дают возможность определить особенности системы законодательства, ее преемственность в пространственно-временных пределах, взаимосвязь с иными явлениями культуры в правовой реальности.
Правовая система — это институционное понятие, возникновение которого в юридической науке связано не только с явлениями правовой реальности, но и с определенным качественным состоянием самой науки, развитием ее методологии и понятийного аппарата. Основное значение в генезисе этого понятия придается дифференциации и интеграции юридического знания как предпосылки и условия появления и развития теории правовой системы. Гносеологическая ценность понятия «правовая система» видится не в решении споров о понятии права, а в том, что это понятие позволяет решить ряд методологических вопросов, установить механизм воздействия на общественные отношения и механизм самоорганизации общества.
Характеристика правовой системы как особого порядка общественных отношений требует и соответствующего подхода к ее элементам, являющимся минимальными носителями субстанционального качества правовой системы (социального качества). Правовое качество рассматривается как системное образование, производное от социального качества системы. Не менее значимы общесистемные качества правовой системы общества, такие как формационное, общегосударственное и национально-культурное.
Систему права неверно рассматривать исключительно как множество связанных между собой юридических норм. Особенно это касается таких областей права, как частное и публичное, существование которых связано со спецификой всех правовых явлений — элементов правовой системы общества.
Система законодательства характеризуется как область знания, способ теоретического воспроизведения норм законодательства, искусство его систематизации, а следовательно, как часть духовной жизни человеческого общества, чем и объясняется своеобразие законодательства в рамках той или иной национальной правовой семьи, ее преемственность в историческом развитии этих систем. Законодательство выступает в качестве связующего звена между правовыми системами прошлого, настоящего и будущего.
Правовая система относится к числу таких научных понятий, появление которых невозможно объяснить исключительно факторами социальной действительности, интеграционными процессами, происходящими в правовой жизни общества, наличием правовой действительности системного качества. Важнейшие предпосылки формирования этого понятия необходимо искать прежде всего в области юридического знания: его качеств, методологии исследования, процессах, в нем происходящих.
К методологическим основам разработки понятия «правовая система» следует отнести, во-первых, широкое применение системно-целостного подхода к правовым явлениям; во-вторых, утверждение социологического подхода к праву; в-третьих, развитие сравнительного правоведения; в-четвертых, становление и укрепление в юридической науке движения за многоаспектное видение права, имеющее своим результатом многовариантность подходов к нему.
Появление правовой системы в качестве самостоятельного юридического понятия стало возможным вследствие комплексного подхода к исследованию правовых явлений, использования формально-юридического, сравнительно-правового, социологического методов в их единстве.
На формирование понятия правовой системы оказала влияние необходимость установления структуры объединяющегося знания как предпосылки или условия появления любого юридического понятия, что вытекает из основных положений научного детерминизма. Категория «правовая система» есть следствие интеграции позитивной теории права, историко-сравнительной теории права и социологии права при определяющей роли последней. Объединение юридического знания не привело к слиянию формально-юридического, социологического и сравнительно-правового аспектов изучения права. Каждый из них по-прежнему самостоятелен и может наряду с другими аспектами выделяться в процессе исследования правовой системы и ее элементов, компонентов.
Гносеологическая ценность категории «правовая система» видится в ее направленности на проблему бытия права. Так как формами последнего выступают пространство, время, движение, системность, понятие «правовая система» должно представлять динамический, пространственно-временной, системно-организационный элементы существования права в их единстве. Более того, эта категория имеет значимость для практики и позволяет устанавливать реальный правовой механизм решения конкретных жизненных проблем, направляет к поиску механизма самоорганизации системы, ее приспособления к окружающей среде, путей формирования способности системы самостоятельно решать проблемные ситуации, не прибегая к неправовым средствам и способам.
Нельзя сводить правовую систему общества, ее понятие к системе юридических норм. Правовая система, существуя в правовой реальности, не охватывает ее в целом. Она есть одна из сторон проявлений бытия права. Правовая система — сторона правовой реальности, в которой последняя приобретает конкретно-историческую (или историко-культурную) и пространственно-временную определенность. Как явление правовой действительности, эта система есть упорядоченное целое, в рамках которого правовые явления закономерно взаимосвязаны и проявляют необходимые, а не случайные свойства. Будучи стороной правовой жизни, правовая система предстает как внутренне организованная, динамическая целостность, состоящая из процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию правовых явлений и взаимосвязей.
Недостатками многих взглядов на элементарный состав правовой системы являются отсутствие четкости в определении научно обоснованного критерия (критериев), установление элементов, признание тождества между ее элементами и компонентами, рассмотрение в качестве соответствующих критериев целей и функций правовой системы. Выделив общие признаки элемента любой системы, можно прийти к следующему выводу: определение элементов системы во многом связывается с ее субстанциональной характеристикой; элемент есть минимальный носитель атрибутивных свойств составляющей системы субстанции.
Субстанциональным качеством правовой системы признается социальное качество. Являясь продуктом совместной деятельности людей, правовая система выступает формой организации социальных связей, взаимодействий и отношений, имеет социальную направленность. Социальное качество присутствует и в элементах правовой системы, которыми признаются правовые явления, полезные для общества, представляющие для него ценность, обеспечивающие единство социального, правового и общесистемного качеств правовой системы, являющиеся минимальными носителями свойств этой системы, имеющие сложное строение и выступающие как системы.
К элементам правовой системы относятся юридические нормы, правоотношения, субъекты права, а также правосознание. Среди компонентов особенно выделяются правовая деятельность в различных ее видах, правомерное поведение, законность и правопорядок, юридическая практика, юридическая политика, юридическая техника, правовая символика, правовые акты, система законодательства, правовая наука. Компонентами признаются и части ее элементов: отрасли, институты, подотрасли права, частное и публичное право, правовая идеология и правовая психология, правосубъектность, субъективные права, юридические обязанности.
Исследование правовой системы не может ограничиваться установлением состава ее элементов или компонентов. Следует отметить многоуровневость структуры правовой системы. Первичным ее уровнем является связь субъектов права, которая не всегда носит характер прямой зависимости, что может создавать впечатление, будто в правовой деятельности нет системы.
Структурированность правовой действительности обнаруживается на уровне правовых отношений, в которых субъекты системы выделяются в две области: 1) частных правонарушений, в которых они есть выразители частного интереса, и 2) публичного права, где они становятся мотивом формирования общей воли, что и находит отражение в системе юридических норм.
Библиография
1 См.: Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1; Кудрявцев В.Н. Правовая система и укрепление социалистического общества // Коммунист. 1981. № 9.
2 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. — Саратов, 1994. С. 6.
3 См.: Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. — М., 1996. С.180.