УДК 342.7
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №4 2011 Страницы в журнале: 15-16
Н.В. ЗБАРАЖСКИЙ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Сыктывкарского государственного университета
При определении категории лиц, права которых нуждаются в защите, автор предлагает исходить из их правового статуса и на этой основе выделяет общий, специальный и индивидуальный правовые статусы защиты.
Ключевые слова: защита прав человека, правовой статус личности.
On the categories of persons whose rights which are protected by human rights organizations
Zbarazhsky N.
In determining the category of persons whose rights need to be protected, the author proposes to proceed from their legal status, and on this basis identifies general, special and individual legal protection status.
Keywords: human rights, the legal status of the individual.
Проблема прав человека (как основы цивилизации) и их защиты сопутствует всей истории человечества. Сегодня мировое сообщество рассматривает права человека и их защиту в качестве основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Изучение прав человека и выявление способов их защиты особенно актуальны для России, поскольку связаны с принятием Конституции РФ, которая провозгласила права и свободы человека высшей ценностью нашего общества и закрепила перечень признаваемых, гарантируемых и защищаемых личных, политических, социально-культурных и экономических прав и свобод человека и гражданина.
В условиях возникшего в стране экономического, политического и духовного кризиса институт защиты прав и свобод человека подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец-то осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, с другой — государство пока не в состоянии обеспечить их полную и гарантированную защиту. Характерной чертой нынешней правовой ситуации в России является серьезный разрыв между тем, что провозглашено Конституцией РФ, федеральными законами, и тем, что происходит в реальности. В обществе отсутствуют механизмы противодействия злоупотреблению правом со стороны государственных институтов, и обращение за защитой права в судебную систему часто не оправдывает социальных ожиданий граждан.
Хотя государство и ставит перед собой такие цели, как достижение высокого уровня жизни в стране, безопасности, экономической стабильности, зрелой демократии и развитого гражданского общества, не секрет, что Россия в настоящее время далеко не на первом месте по уровню жизни и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство обеспечить не может[1]. Нередки ситуации, когда власть сама злоупотребляет правами, когда право есть, а закон не действует и цели его не достигаются.
Часто встречается такое нарушение, как применение незаконных методов дознания и следствия. Избиения задержанных, пытки подследственных — общеизвестный, но трудно-доказуемый факт. В прокуратуру любого крупного российского города ежегодно поступают сотни заявлений о пытках и избиениях российских граждан сотрудниками правоохранительных органов.
По-прежнему зоной особой концентрации нарушений прав человека является армия. Несмотря на непрекращающиеся протесты общественности и даже судебные процессы, в армии сохраняются варварские обычаи издевательств старослужащих над новичками, многие офицеры эксплуатируют дедовщину в интересах поддержания дисциплины.
Унижениям и всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные, старики и инвалиды в специальных интернатах. Живя в скудных и подчас невыносимых казенных условиях, подопечные этих заведений страдают еще и от злоупотреблений и грубости со стороны персонала. Во многих из этих учреждений сформировались свои, не менее жестокие, чем в армии, неуставные отношения, в детских домах — своя дедовщина.
Наиболее очевидными, значимыми и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения и по опыту правозащитных организаций наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий, льгот и т. п.).
Самая запущенная государством сфера прав человека — это определяющие качество жизни права на образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов, учащихся и их родителей даже не рассматривается соответствующими государственными органами как проблема. Серьезным препятствием для реализации этих прав становится лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного образования и здравоохранения, вымыванием наиболее квалифицированных кадров и падением профессиональных нравов.
Казалось бы, решенная в России проблема свободы совести сегодня приобретает новое звучание. Становясь модным, формально-обрядовым, православие постепенно превращается в государственную религию. Бюджетные деньги вкладываются в строительство православных храмов и проведение религиозных праздников.
В соответствии с Конституцией РФ одной из гарантий свободы совести является право на альтернативную гражданскую службу для тех граждан, которые по убеждениям не могут служить в армии. Однако в большинстве субъектов Федерации это право остается фикцией.
Постоянным испытаниям в России подвергается свобода слова. Не являясь прибыльным бизнесом (из-за низкой платежеспособности потребителей — читателей и зрителей), большинство СМИ вынуждены продавать себя не за деньги потребителям и рекламодателям, а за политические услуги спонсорам. В итоге свобода слова в России стала зависеть от заказов и капризов собственников СМИ, в том числе государственных.
Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на свободу передвижения и выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны, прежде всего связанные с институтом прописки, формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме регистрации. Дело в том, что реализация многих социальных прав граждан (например, права на медицинское обслуживание) производится, как правило, по месту регистрации.
Наиболее массово и повсеместно нарушается право граждан на доступ к информации о себе и право на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам. Ежедневно большинство граждан сталкивается с затруднениями при получении той или иной справки в домоуправлении или органе социальной защиты, не может ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы. Серьезно нарушаются права женщин, которых чаще всего увольняют в связи с финансовым кризисом. Также существует домашнее насилие, которое вообще не считается преступлением[2].
В науке довольно подробно рассматриваются вопросы понятия, сущности и классификации видов нарушений различных прав человека, но недостаточно внимания уделено категориям лиц, права которых подлежат защите правозащитными организациями. Следует отметить, что этот перечень широк и может быть составлен по различным основаниям. Определяя эти основания, представляется наиболее верным исходить из понятия правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Так, исходя из общего правового статуса, лицами, права которых подлежат защите правозащитными организациями, являются граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, лица с двойным гражданством.
Специальный, или родовой, правовой статус позволяет выделить следующую группу лиц: пенсионеры, военнослужащие, инвалиды, участники войны и т. д., статус которых может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, предусмотренные в действующем законодательстве).
Индивидуальный правовой статус позволяет провести классификацию в зависимости от физиологического состояния лиц (возраст, пол — женщины, дети, молодежь); отношения к труду (работающие и безработные); отношения к закону (законопослушные граждане, правонарушители, осужденные) и т. д. Данное основание является самым широким в силу того, что индивидуальный правовой статус динамичен, зависит от текущих обстоятельств и может изменяться в течение жизни человека.
Приведенная классификация имеет важное значение, выполняя информационную, организационную, описательную, объяснительную, терминологическую и иные научно-практические функции для создания эффективного механизма защиты прав и свобод человека, позволяет четко разграничить лиц, нуждающихся в правовой защите, и вести направленную правотворческую деятельность.
Библиография
1 См.: Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. — М., 2005. С. 15.
2 См.: Алексеева Л. В России нарушаются права женщин // CIVITAS — вестник гражданского общества. 08.03.2009 (http://vestnikcivitas.ru/news/574).