Статья

К вопросу о концепции процессуального взаимодействия субъектов арбитражного доказывания

Термин «взаимодействие» в настоящее время прочно вошел в действующее российское законодательство и подзаконные акты. На сегодняшний день в юридической литературе активно разрабатываются теоретические и практические проблемы взаимодействия субъектов уголовно-процессуальной деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений. Однако взаимодействие субъектов в арбитражном процессе практически не было объектом пристального внимания ученых. В этом плане монография М.М. Зубовича, в которой предпринята попытка разработать довольно оригинальную концепцию процессуального взаимодействия участников арбитражного процесса, несомненно, представляет первое системное исследование данной проблемы.

УДК 

Т.С. ВОЛЧЕЦКАЯ,
доктор юридических наук, профессор Российского государственного университета им. И. Канта,

В.Н. ХОРЬКОВ,
кандидат юридических наук, доцент Российского государственного университета им. И. Канта

Термин «взаимодействие» в настоящее время прочно вошел в действующее российское законодательство и подзаконные акты. На сегодняшний день в юридической литературе активно разрабатываются теоретические и практические проблемы взаимодействия субъектов уголовно-процессуальной деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений. Однако взаимодействие субъектов в арбитражном процессе практически не было объектом пристального внимания ученых. В этом плане монография М.М. Зубовича, в которой предпринята попытка разработать довольно оригинальную концепцию процессуального взаимодействия участников арбитражного процесса, несомненно, представляет первое системное исследование данной проблемы.
Исследуя истоки теории взаимодействия в науке арбитражного процесса, автор приходит к выводу о том, что предпосылками для возникновения теории взаимодействия субъектов доказательственной деятельности в арбитражном процессе являются, с одной стороны, накопление научных фактов реальных взаимодействий субъектов цивилистического процесса, с другой — попытки создания процессуальных учений и теорий (в частности, теории оптимизации судебного познания, теории процессуального доказывания и правоприменения).
 
Особо следует подчеркнуть то, что автор акцентирует свое внимание на наиболее острых и неоднозначно разрешаемых и в литературе, и на практике вопросах, предлагает свое решение, не всегда, по нашему мнению, бесспорное, но чаще всего интересное и достаточно убедительно обоснованное.
Неоспоримым достоинством рецензируемой работы является то, что теория взаимодействия рассматривается М.М. Зубовичем с учетом достижений различных юридических наук: уголовного процесса, административного права, криминалистики (с. 31—33). На наш взгляд, именно такой, отличающийся новизной и оригинальностью подход дал возможность автору разработать ряд интересных теоретических положений, практических рекомендаций и законодательных предложений по рационализации наиболее сложных аспектов взаимодействия участников арбитражного судопроизводства, учитывающих их диалектические противоречия в обеспечении единого предназначения — осуществления правосудия по арбитражным делам.
Так, используя положения криминалистической тактики, автор предлагает разработать процессуально-цивилистическую тактику для участников арбитражного дела (их представителей). По мнению М.М. Зубовича, основные направления разработки процессуально-цивилистической тактики могут включать:
1) тактику совершения собственного процессуального действия;
2) тактику эффективного правомерного противодействия процессуальному противнику;
3) тактику эффективного правомерного воздействия на суд.
Также заслуживает поддержки и идея распространения общих положений криминалистической методики, практически детально разработанной в криминалистической науке, на методику рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. Научно обоснованные методические рекомендации по арбитражным делам справедливо формируются, по мнению М.М. Зубовича, на основе материально-правовой специфики отдельной категории дел, ситуационных типовых характеристик таких дел, проведения «аналогий» правовых конфликтов данного вида, на базе выявленных стратегических и тактических особенностей поведения субъектов доказывания (с. 131).
Заслугой автора, вне всякого сомнения, является разработка концепции теории взаимодействия субъектов в арбитражном процессе, в рамках которой сформулированы основные функции теории взаимодействия. К таким функциям М.М. Зубович относит:
1) описательную;
2) объяснительную;
3) прогностическую.
Центральное место в рецензируемой работе отведено практике процессуального взаимодействия участников арбитражного процесса. В этой связи автором достаточно подробно рассмотрены прикладные аспекты стратегических, тактических и методических (ситуационных) особенностей процессуального поведения сторон конфликтного взаимодействия.
Весьма интересны выводы автора о необходимости использования современных автоматизированных технологий процессуального взаимодействия участников арбитражного процесса (с. 173—175). В частности, заслуживает внимания и широкого практического использования оптимизация процессуального взаимодействия в арбитражном суде посредством сети Интернет. 
Как и любое оригинальное исследование, рецензируемая работа не лишена определенных недочетов и недостатков. Так, на с. 53—54 монографии указано, что арбитражным судам подведомственны споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений между предпринимателями и органами государственной власти и управления (местного самоуправления), связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае автором допущены досадные неточности. Во-первых, ошибочно названы наряду с органами государственной власти органы управления. Статья 29 АПК РФ, на которую ссылается автор, предусматривает органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы же государственного управления в современном их понимании — это органы исполнительной власти, которые являются одним из видов органов государственной власти. Поэтому законодатель в АПК РФ не упоминает об органах управления. Во-вторых, органы государственного управления неправомерно отождествляются с органами местного самоуправления, что противоречит действующей Конституции РФ. Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Высказанные замечания ни в коей мере не умаляют высокой теоретической значимости монографии Михаила Мстиславовича Зубовича; его работа носит новаторский характер, отличается оригинальностью суждений и вносит существенный вклад в развитие науки арбитражного процесса.
Рецензируемое исследование рассчитано на практических работников, преподавателей, студентов и аспирантов высших юридических учебных заведений, и, по нашему мнению, оно обязательно будет востребовано.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024