Статья

К вопросу о месте общепризнанных норм и принципов международного права в правовой системе России

Провозглашение в Конституции Российской Федерации принципа примата международного права над национальным обозначило задачу сближения и согласования российского национального права с международным.

УДК 340.13:342.9(470+571)(035.3) 

Страницы в журнале: 9-11

 

О.Н. ОРДИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Волго-Вятского института (филиала) Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина    ordinolga@yandex.ru

 

Провозглашение в Конституции Российской Федерации принципа примата международного права над национальным обозначило задачу сближения и согласования российского национального права с международным. В международно-правовой науке понятие общепризнанных принципов четко не определено, а их перечень не является исчерпывающим.

Ключевые слова: общепризнанные принципы и нормы права, источники права, административное право, норма права.

 

To the Problem of the Place of the Universally Recognized Standards and Principles of International Law in the Law  System of Russia

Ordina O.

A proclamation of the principle of the primacy of international law over national law in the Constitution of the Russian Federation designated the problem of convergence and harmonization of national law with international law. In international legal science the concept of universally recognized principles of is not clearly defined, and their list is not exhaustive.

Keywords: universally recognized law principles and standards, sources of law, administrative law, rule of law.

 

Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) закрепляет приоритет перед законами России норм международных договоров, а также общепризнанных норм международного права, выраженных в договорной форме. Признание юридической обязательности договора в целом или общепризнанного принципа и нормы международного права в частности является фактором, обусловливающим эффективность действенности международного права, а также влияния его на национальное право.

В связи с этим важным является вопрос о месте, которое занимают нормы и принципы международного права в правовой системе России. Следует отметить, что в юридической литературе отмечается необходимость осуществления соответствующих процедур, обеспечивающих вхождение норм и принципов международного права во внутреннее право государства. Отнесение принципов-норм к системе внутреннего права возможно лишь после восприятия их правовой системой, т. е. в результате объективирования и признания за ними юридической силы.

А.Н. Талалаев подчеркивает: «Сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права объясняется тем, что они не зафиксированы в каком-либо одном международном акте, а разбросаны по многочисленным договорам и обычаям, поскольку в международном праве нет кодексов, подобно тем, которые есть во внутреннем праве государств»[1].

И.И. Лукашук высказывает мнение, что назрела необходимость издания Министерством юстиции  Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации сборника актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы[2].

Е. Ю. Степкин предлагает «принять федеральный закон “Об общепризнанных принципах и нормах международного права в правовой системе Российской Федерации”, где дать четкое понятие и назвать те общепризнанные принципы и нормы, которые входят в правовую систему Российской Федерации»[3].

По мнению Е.А. Ершовой, «общепризнанные (основополагающие) принципы международного права отражают объективные общемировые закономерности общественного развития, не должны зависеть от субъективного усмотрения каких-либо национальных правотворческих органов и даже соглашения отдельных субъектов международного права»[4]. Их перечень не может быть исчерпывающим и только нормативно закрепленным.

Современные российские ученые придерживаются различных мнений относительно вопроса о соотношении международного и национального права. По мнению С.В. Кобзевой, «нормы международного права, выполняя совместную с нормами внутреннего права регулирующую функцию, сохраняют свой международно-правовой характер. В тех же случаях, когда под их влиянием принимаются нормы внутреннего права, дублирующие международно-правовые нормы, эти нормы рассматриваются исключительно как нормы внутреннего права и действуют параллельно с аналогичными нормами международного права»[5].

Б.Л. Зимненко пришел к выводу о том, что «взаимодействие международного и внутригосударственного права в сфере отношений с участием субъектов национального права осуществляется в форме национально-правовой имплементации. Причем выделяются следующие основные методы национально-правовой имплементации: метод внутригосударственного правотворчества; метод инкорпорационной отсылки; метод толкования. Вследствие действия метода инкорпорационной отсылки к источникам и нормам международного права в рамках правовой системы государства образуется внутригосударственная правовая норма, элементы логической структуры которой, а также компоненты содержания которой закрепляются одновременно как в источниках международного права, ставших частью правовой системы государства, так и в источниках национального права»[6].

По мнению В.А. Толстика, «юридически обязательными для Российской Федерации являются только те нормы международного права, в отношении которых она выразила согласие на обязательность их для себя»[7].

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два способа согласования международного и внутригосударственного права: отсылка и инкорпорация. На основании п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты». В первом случае речь идет об отсылке, а во втором — об инкорпорации.

Наиболее эффективным средством для реализации общепризнанных принципов и норм международного права является их инкорпорация в российскую правовую систему, т. е. непосредственное включение европейских правовых норм во внутригосударственные акты. Включение общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему происходит как в виде непосредственного внедрения их в отдельные положения Конституции РФ, конституционные и федеральные законы, так и путем подписания и ратификации нашей страной международных конвенций, соглашений и договоров, которые содержат такие нормы.

Благодаря отсылкам нормы международного права обретают юридическую силу в правовой системе России. Значение отсылок состоит в том, что они не вводят в национальное право новые материальные нормы, а санкционируют применение норм международного права для регламентации конкретных отношений, возникающих внутри государства. Иными словами, субъектам внутреннего права разрешается применение норм международного права в решении конкретных правовых вопросов. При этом нормы не изменяют своей природы, оставаясь  нормами международного права, но действующими в сфере внутреннего права.

В Конституции РФ упоминаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международный договор в связи с признанием и гарантированием прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17); с установлением права каждого «в соответствие с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46). Согласно ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные в Конституции РФ, оказывают регулирующее воздействие на права и свободы человека, обязывают государство привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами в области прав человека.

В последнее время данные положения Конституции РФ в различных вариантах воспроизведены во многих законах (например, ч. 2 ст. 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года (далее — КоАП РФ)) и подзаконных актах, объявлены для неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права. Некоторые вопросы реализации общепризнанных принципов и норм международного права находят выражение в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства»[8]. Ст. 1 этого закона указывает на необходимость руководствоваться при регулировании миграционных процессов общепризнанными принципами и нормами международного права (международными актами о правах человека). В КоАП РФ включение общепризнанных принципов и норм международного права (принципа гуманизма) также усматривается на уровне формулирования задач и принципов (например, защита личности и охрана прав свобод человека и гражданина (ст. 1.2), обеспечения гуманного и справедливого административного наказания нарушителей (ч. 2 ст. 3.1).

На основе общепризнанных принципов международного права строится не только система административного законодательства, но и деятельность судебных и иных правоохранительных органов. Общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются наряду с законами. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации  на основании Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[9] в своей деятельности руководствуется в том числе общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (п. 4 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение)[10]).

Принцип международного права «соблюдение прав и свобод личности» обусловливает приоритетные направления совершенствования деятельности МВД России и выполнение основных функций органов внутренних дел, и в первую очередь задачи обеспечения охраны прав личности, ее законных интересов, а также интересов общества от преступных посягательств. Данное положение имеет правовое оформление: в подп. 3 п. 3 Положения указывается, что основной задачей МВД России является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности.

Таким образом, положение, зафиксированное в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому международное право является частью правовой системы России, определяет реализацию правоприменительными органами в пределах их компетенции норм международного права при разрешении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Так, осуществляемая в соответствии с нормами международного права по защите прав и свобод граждан правоприменительная деятельность органов внутренних дел способствует качественному изменению деятельности полиции на основе провозглашенных в национальном законодательстве принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и их защиты. Кроме того, в правотворческой деятельности органов внутренних дел осуществляется реализация общепризнанных принципов международного права.

В судебной практике международные принципы используются для разрешения дела по существу[11]. Например, гражданин Р. Махмутов обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным п. 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 № 409), в части формулировки «в пределах территории Российской Федерации». Заявитель утверждал, что данное положение ограничивает его право на бесплатный проезд, предусмотренный федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий», только территорией России, в то время как указанный закон такого ограничения не содержит. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований и руководствовался при этом общепризнанным принципом международного права о суверенном равенстве государств, указав, что действие законов России распространяется только на ее территорию и не может распространяться на территорию других суверенных государств, которыми являются страны СНГ.

Таким образом, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) включила в число источников российского права общепризнанные принципы и нормы международного права. Общепризнанные принципы и нормы имеют международно-правовую природу, но их специфика делает возможным распространять сферу действия и на внутреннюю правовую систему. Общепризнанные принципы, будучи ядром общего международного права, обладают императивной силой. Они существуют как универсальные (по субъектам, видам и областям регулируемых отношений), общепризнанные и общеобязательные. Природа таких принципов связывается с практикой межгосударственного общения, которая также имеет всеобщий характер.

 

Библиография

1 Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 3. С. 66.

2 См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. — М., 1997. С. 53.

3 Степкин Е.Ю. Соотношение норм конституционного права России и международного права при обеспечении личных прав человека и гражданина: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 10.

4 Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2008. С. 78.

5 Кобзева С.В. Источники права социального обеспечения России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. С. 149.

6 Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: автереф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 16.

7 Толстик В.А. Иерархия источников российского права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Н. Новгород, 2002. С. 47.

8 ВСНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

9 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

10 Там же. 2004. № 30. Ст. 3149.

 

11 Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2001 № КАС01-86 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № ГКПИ2000-1511, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействительным пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утв. постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 № 419». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Цель исследования — рассмотреть проблему соотношения административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел, обосновать недопустимость отступления от принципа «non bis in idem» при привлечении сотрудника органов внутренних дел к административной ответственности на общих основаниях.
Добавлено: 01.12.2024
Пристальное внимание к процедуре медиации делает этот институт привлекательным для исследователей. В теории и практике он рассматривается как основа достижения согласия и примирения в конфликтных ситуациях. Восприятие его как приоритетного, для указанных целей, предполагает необходимым исследовать возможности его популяризации и обобщить существующий опыт достижения таких задач.
Добавлено: 31.08.2024
Авторы раскрывают возможности повышения качества нормотворческой деятельности посредством подготовки высококвалифицированных специалистов в области нормотворчества
Добавлено: 02.08.2024
Автор раскрывает роль и значение нормотворчества в механизмах обеспечения государственных процессов. Нормотворчество является одним из способов реализации государственной власти, частью его экономической и социальной политики, при этом фундаментальной целью регулятивной функции является безопасность государства и общества.
Добавлено: 05.07.2024
В статье рассматривается история становления института административной ответственности юридических лиц с периода Российской империи по настоящее время. Автором проанализированы нормы Особенной части КоАП РФ, за которые установлена административная ответственность юридических лиц...
Добавлено: 09.06.2024