А.А. ЖУКОВ,
аспирант юридического факультета кафедры гражданского права РГПУ им. А.И. Герцена
«Поглощение юридических лиц», «враждебное поглощение» и «дружественное поглощение» — термины, часто встречающиеся в корпоративной практике хозяйствующих субъектов, но отсутствующие в законодательстве. Являются ли они правовой категорией?
Несмотря на то, что в законодательстве не раскрыто ни понятие «поглощение юридических лиц», ни тем более его содержание, на практике юридические лица при осуществлении хозяйственной деятельности широко используют процедуру поглощения в различных целях — расширения сферы деятельности, диверсификации бизнеса, борьбы с конкурентами. Сложившаяся корпоративная практика поглощений юридических лиц является не чем иным, как обычаем делового оборота, т. е. сложившимися и широко применяемыми в предпринимательской деятельности правилами поведения, не предусмотренными законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет.
Норма ст. 5 ГК РФ относит обычаи делового оборота к источникам, регулирующим отношения участников гражданского оборота. Понятие «поглощение юридического лица» является правовой категорией, заимствованной из обычаев делового оборота.
Несмотря на отсутствие в законодательстве упоминаний о поглощении юридических лиц, имеются подзаконные акты, содержащие это понятие. Эти акты приняты в основном государственными службами и ведомствами, которые обладают полномочиями в таком роде общественных отношений, как поглощение юридических лиц.
В соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» под поглощением понимается приобретение 30% и более размещенных обыкновенных акций юридического лица. Согласно Указу Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества) под поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией (если это не было сделано ранее), а поглощаемое — ее дочерним предприятием.
Эти трактовки поглощения не полностью раскрывают его сути. Будет ли поглощением, например, приобретение юридическим лицом доли в размере 51% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью? Предложенное законодателем определение понятия «поглощение юридического лица» несовершенно, так как помимо акционерных обществ законодательством предусмотрены и иные организационно-правовые формы юридических лиц, в отношении которых возможно поглощение. Например, общество с ограниченной ответственностью согласно ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Возможно ли поглощение общества с ограниченной ответственностью при приобретении части уставного капитала, выраженной в виде доли (части доли)?
Более верным было бы следующее определение. Поглощение юридического лица — это сделка, совершаемая с целью установления юридического и фактического контроля одного юридического лица над другим путем приобретения части уставного капитала (акций, долей, паев и т. п.) поглощаемого юридического лица, в результате чего последнее становится зависимым или дочерним, и (или) путем реорганизации в форме присоединения либо слияния.
Следующий подзаконный нормативный правовой акт, в котором упоминается о поглощении юридических лиц, — распоряжение ФСФР России от 03.03.2004 № 04-637/р «Об утверждении квалификационного минимума по специализированному квалификационному экзамену для специалистов рынка ценных бумаг по корпоративным финансам». Квалификационный минимум состоит из нескольких тем (вопросов), знание которых является необходимым требованием для кандидатов в специалисты по рынку ценных бумаг. Глава 4 «Корпоративное управление и защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг» содержит, в частности, следующие вопросы: дружеское и враждебное слияния; тактика поглощения; сопротивление слияниям и поглощениям; проблема «размывания» капитала; защита прав инвесторов при реорганизации акционерных обществ; защита от враждебного поглощения.
Как правило, в отечественном праве не обходится и без курьезов. Так, Постановлением Правительства РФ от 17.02.1993 № 138 «Об учреждении российского акционерного общества “Газпром”» предусмотрено, что реорганизация акционерного общества «Газпром» может быть осуществлена путем слияния, разделения, выделения, преобразования в другую организационно-правовую форму, а также путем поглощения. С этим положением нельзя согласиться, поскольку оно противоречит ГК РФ: реорганизация юридического лица осуществляется только в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, а также преобразования (ст. 57).
Таким образом, поглощение юридических лиц частично проникло из обычаев делового оборота в гражданское законодательство, воплотившись (хоть и не всегда удачно) в подзаконных актах. Однако последние принимаются в основном государственными органами и службами в различных сферах деятельности, поэтому очень ограниченно подходят к понятию «поглощение», зачастую противоречат друг другу, а также содержат другие недостатки. Наиболее разумно следовать принципу римского права аd ea debeat adaptari jus, quae frequenter eveniunt, в соответствии с которым право нужно приспосабливать к тем случаям, которые происходят часто.