УДК 347.732.6
Страницы в журнале: 53-57
И.Ю. Кулеева,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и таможенного дела Омского государственного технического университета Россия, Омск elena.nikitina83@mail.ru
Рассматриваются особенности правового статуса субъектов наследственных правоотношений: наследодателя и наследника. Особое внимание уделяется проблеме признания наследника недостойным. Отмечается специфика наследования юридических лиц. Автор считает целесообразным расширение завещательных прав несовершеннолетних и ограниченно дееспособных лиц.
Ключевые слова: субъекты наследственных правоотношений, наследник, наследодатель, принятие наследства, недостойный наследник, нотариус.
Ученые-цивилисты большое внимание уделяют вопросу о субъектах наследственных правоотношений. Е.А. Суханов отмечает, что «субъектами наследственных правоотношений являются наследодатель и наследники» [4, с. 97]. Наследниками могут быть физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, лица без гражданства, а также юридические лица, российские и международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Важнейшим субъектом наследственных правоотношений является наследодатель, т. е. гражданин, с момента смерти которого возникает наследственное правопреемство.
Особые требования предъявляются к наследодателю при наследовании по завещанию. Завещание — это односторонняя сделка, она осуществляется актом лица, которое может определить судьбу наследства в случае смерти. Завещатель при совершении завещания должен являться дееспособным.
Граждане, в соответствии с законом вступившие в брак до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ) или эмансипированные (ст. 27 ГК РФ) [2], становятся полностью дееспособными и на общих основаниях с другими трудоспособными лицами могут составить завещание.
Лица, частично дееспособные (статьи 26 и 28 ГК РФ), а также ограниченно дееспособные (ст. 30 ГК РФ), не могут составлять завещание.
Завещание, составленное недееспособным лицом, не имеет юридической силы. Если гражданин, составивший завещание, впоследствии признается недееспособным, это обстоятельство не влияет на юридическую силу завещания, составленного в момент, когда завещатель был дееспособным. Такое завещание может быть оспорено по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 177 ГК РФ. Признание лица, составившего завещание, недееспособным впоследствии может иметь юридическое значение и повлечь отклонение наследника от завещания вследствие признания недостойным наследником [10, с. 95].
Для раскрытия наследственных правоотношений необходимо охарактеризовать наследника как важного участника этих правоотношений. Наследником является лицо, призванное наследовать в связи со смертью наследодателя. Наследником может быть любой субъект гражданского права. В соответствии со ст. 1116 ГК РФ [3] к наследованию по закону могут быть призваны граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после открытия наследства; Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; к наследованию по завещанию — указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства; Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации.
Наиболее распространенной категорией наследников являются граждане. Они могут быть наследниками как по закону, так и по завещанию. При объявлении наследодателя судом умершим в число его наследников входят только те лица, которые были таковыми на дату его предполагаемой смерти, указанную в решении суда, или на дату вступления в законную силу решения суда.
Наследниками могут быть любые физические лица независимо от статуса гражданства. Принять права и обязанности по наследству могут граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, поскольку они обладают гражданской правоспособностью в России наравне с гражданами Российской Федерации.
Право наследования входит в содержание гражданской правоспособности. Наследниками могут быть граждане со дня рождения до смерти. Возможность принятия наследства не зависит от пола, возраста, национальности, гражданства и т. д. В случае наследования по завещанию наследниками могут быть любые лица, в том числе дети, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти.
Привлечение неродившегося ребенка к наследованию возможно в том случае, если он был зачат до смерти наследодателя. Неродившийся ребенок учитывается при определении права наследования, но субъектом наследственных правоотношений он становится только после рождения при условии, что родился живым. Когда ребенок рождается мертвым, он не считается унаследованным. Если есть зачатый ребенок на момент открытия наследства, раздел наследуемого имущества откладывается до его рождения [7, с. 78].
Действующее законодательство существенно расширило круг наследников, предусмотрев восемь этапов наследования. В настоящее время в наследство призваны не только ближайшие родственники, но и дяди и тети наследодателя, его племянники, двоюродные братья и сестры и др. В основе приоритета лежит степень родства, которая определяется числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Призываемые к наследованию наследники той же очереди наследуют имущество в равных долях. Статья 1147 ГК РФ приравнивает к кровным родственникам (родственникам по происхождению) усыновленное лицо и его потомство, с одной стороны, и усыновителя и его родственников, с другой стороны.
Статьей 1117 ГК РФ определен круг граждан, которые не имеют права на получение наследства (недостойные наследники). Лица, указанные в п. 1 ст. 1117 ГК РФ, исключаются из наследства, если имеющиеся обстоятельства, препятствующие их призыву к наследованию, подтверждаются в суде. Незаконные действия должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением суда.
В нотариальной практике часто возникает вопрос: необходимо ли при наличии соответствующего обвинительного приговора суда дополнительное решение о признании гражданина недостойным наследником? По мнению многих исследователей, никакого специального судебного решения о признании наследника недостойным не требуется. Получается, что при наличии приговора суда о признании наследника виновным в совершении умышленного лишения жизни наследодателя этот вопрос решает нотариус. Вряд ли это правильно.
Это правило не применяется к лицам, осужденным за преступления по неосторожности. Однако существуют судебные решения, демонстрирующие иную практику. Так, Бежицкий районный суд г. Брянска 19 мая 2016 г. удовлетворил исковые требования А.В. Поляковой к В.В. Герасину о признании ответчика недостойным наследником.
Приговором Бежицкого районного суда от 25.10.2015 В.В. Герасин осужден по ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса РФ [12] за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей — матери осужденного А.М. Герасиной [11]. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Брянского областного суда от 02.12.2015 приговор оставлен в силе.
Наследница А.М. Герасиной А.В. Полякова обратилась в суд с иском о признании сына наследодателя недостойным наследником. Суд пришел к выводу, что, совершив умышленное противоправное деяние, направленное против наследодателя, ответчик своими действиями способствовал увеличению причитающейся ему доли наследства и призванию его к наследованию. На этом основании В.В. Герасин был признан недостойным наследником. Кассационное решение обжаловано не было и 30 мая 2016 г. вступило в законную силу.
Мотив умышленных противоправных действий достаточно четко изложен в п. 1 ст. 1117 ГК РФ: такие действия направлены на то, чтобы обеспечить судьбу наследства, отвечающую интересам преступников. При этом существует мнение, что если умышленные противоправные действия совершаются, например, из мести, чувства ревности и не направлены на то, чтобы ускорить открытие наследства, добиться желательного распределения наследуемого имущества и т. д., хотя объективно они повлекли за собой такие последствия, указанные действия не могут служить основанием для отнесения наследника к недостойным. Такая позиция не может быть принята: признать право наследования, например, сына, который из мести убил свою мать (возможно, с особой жестокостью или сознательно, когда та была в беспомощном состоянии, а также при других отягчающих обстоятельствах), было бы по крайней мере аморально [6, с. 11].
Очевидно, что лицо, виновное в умышленном преступлении, повлекшем смерть наследодателя, должно быть исключено из наследства независимо от того, действовало ли оно с целью получения наследства или его действия были вызваны другими причинами (месть, ревность, хулиганские мотивы и т. д.). Важно лишь, чтобы эти действия прямо или косвенно побуждали человека к наследованию или увеличению его доли в наследстве.
Эта позиция полностью поддерживается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9, в котором указано, что «противоправные действия, направленные против наследодателя, либо его наследников или против осуществления воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения.., а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий» [9].
Однако уголовный закон содержит два преступных деяния, которые действительно нуждаются в дальнейшем обсуждении с точки зрения признания наследника, совершившего их, недостойным:
— убийство в состоянии аффекта, т. е. в состоянии внезапного сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а также длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107 УК РФ);
— убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК РФ).
Оба эти преступления квалифицируются как умышленное убийство, однако в обоих случаях действия виновного, хотя и незаконные, вызваны противоправными действиями самого потерпевшего. Кроме того, в некоторых случаях противоправные действия наследодателя могли представлять прямую угрозу для жизни наследника.
Незаконными действиями, направленными против осуществления воли наследодателя, выраженной в завещании, могут являться составление фиктивных завещаний, сокрытие истинной воли завещателя, принуждение наследодателя к составлению завещания в пользу конкретного лица либо завещания с завещательным отказом, понуждение любого из наследников по завещанию отказаться от наследства и др.
В этом случае вопрос о признании наследника недостойным решается судом. При этом процессуальным документом для отстранения наследника от наследства в зависимости от характера его действий может быть как приговор суда по уголовному делу, так и решение суда, если вопрос решен в гражданском порядке. Если судом вынесен приговор, согласно которому наследник признан виновным в совершении какого-либо из вышеперечисленных действий, дополнительного решения об отнесении такого наследника к недостойным не требуется.
Бывают ситуации, когда бывшие супруги заявляют о своих правах наследования. Здесь мнение судов является однозначным и основывается на законодательстве: супруг, брак, которого расторгнут, а решение вступило в силу в момент открытия наследства, не может быть наследником по закону [8, с. 50].
Таким образом, круг граждан, имеющих право быть наследниками, ограничивается нормами гражданского законодательства. Граждане, которые не имеют права наследовать или лишены наследства на основании ст. 1117 ГК РФ, должны возвратить все неосновательно полученное ими имущество из наследственной массы. Имущество должно быть возвращено в натуре, т. е. как оно было получено. Если вернуть имущество невозможно, то недостойный наследник обязан возместить действительную стоимость имущества, а также убытки, понесенные в связи с последующим изменением стоимости имущества, возвратить или возместить все доходы, которые были получены в ходе использования имущества, проценты за пользование денежными средствами [1, с. 117].
Настоящие правила распространяются на наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве (несовершеннолетние дети наследодателя или дети-инвалиды, нетрудоспособные супруг (супруга) и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые призываются к наследованию согласно пунктам 1 и 2 ст. 1148 ГК РФ).
Эти положения могут применяться к завещательному отказу (ст. 1137 ГК РФ). Наследодатель может по наследству возложить на одного или нескольких наследников исполнение установленных имущественных обязательств в пользу одного или нескольких отказополучателей. Предметом завещательного отказа выступает выполнение определенной работы для недостойного отказополучателя или оказание определенной услуги, где последний обязан возместить наследнику, исполнившему завещательный отказ, стоимость выполненной работы или оказанной ему услуги.
Особой категорией наследников являются юридические лица. Они призваны наследовать, если:
а) наследодатель оставил завещание на конкретное юридическое лицо;
б) данное юридическое лицо существует на день открытия наследства, т. е. на дату смерти наследодателя. Когда юридическое лицо, которому наследодатель завещал имущество, ликвидировано, завещание перестает действовать, и имущество наследуется по закону.
Завещатель, составляя завещание, может завещать юридическому лицу как все имущество, так и его части. Юридическое лицо имеет право отказаться от наследства.
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается от наследуемого имущества в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК), имущество считается выморочным. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется законом. При этом, как отмечает И.А. Гребенкина, «муниципальное образование в лице соответствующих органов совершает все те же действия по принятию выморочного наследства, что и, к примеру, обычный гражданин и юридическое лицо» [5, с. 137].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Основными субъектами наследственных правоотношений выступают наследодатель и наследник. Перечень лиц, выступающих в качестве наследников, установлен в гражданском законодательстве, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
2. Лица, взаимодействующие с наследодателем, не являются непосредственными субъектами наследственных правоотношений, но их можно отнести к иным лицам, участвующим при оформлении права наследования: нотариус, иные должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, свидетель, рукоприкладчик и многие другие.
3. Согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте от 14 до
18 лет (не вступившие в брак и не эмансипированные) и ограниченно дееспособные лица не имеют право составлять завещание. Учитывая, что собственниками имущества могут быть несовершеннолетние и ограниченно дееспособные лица, с целью расширения их завещательных прав предлогам дополнить п. 2 ст. 1118 ГК РФ положениями, расширяющими завещательные права несовершеннолетних и ограниченно дееспособных граждан.
Список литературы
1. Вавилин Е.В. Наследственное правоотношение: субъекты, объекты, содержание // Вестник Саратовской государственной академии права. 2013. № 6. С. 116—120.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федер. закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
4. Гражданское право: в 4-х т. / под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 97.
5. Гребенкина И.А. Совершенствование наследственного права: все ли предлагаемые изменения обоснованны? // Lex Russica. 2016. № 11. С. 135—142.
6. Демичев А.А. Институт недостойных наследников в российском праве: законодательство и тенденции судебной практики // Наследственное право. 2014. № 4. С. 10—13.
7. Летова Н.В. Ребенок как субъект наследственных правоотношений // Цивилист. 2014. № 4. С. 77—82.
8. Лиджиева С.Г. Восстановление наследственных прав по российскому гражданскому законодательству // Адвокат. 2016. № 4. С. 49—53.
9. О судебной практике по делам о наследовании: постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 7.
10. Печеный О.П. О субъектах наследственных правоотношений // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 4. С. 93—97.
11. Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 10.10.2016 по делу № 2-3304/2016. URL: http://sudact.ru/regular/doc/0tZeqWvLdaoR/
12. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.