УДК 342.52
Страницы в журнале: 24-27
И.И. КЛИМОВ,
аспирант кафедры политических наук факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов igorklimov@list.ru
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные связанным с законотворческой деятельностью Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблеме уточнения статуса Торгово-промышленной палаты Российской Федерации как внепарламентского актора законотворческого процесса.
Ключевые слова: торгово-промышленная палата, законодательство, законотворческая деятельность, законотворческий процесс.
On the Question of the Status of the Chamber of Commerce the Russian Federation in the Legislative Process
Klimov I.
The article is devoted to topical issues related to legislative activity of Commerce and Industry of the Russian Federation. Particular attention is paid to clarify the status of the Chamber of Commerce of the Russian Federation as an actor extra-parliamentary legislative process.
Keywords: Chamber of Commerce, law, law-making, the legislative process.
Действующее российское законодательство предусматривает для предпринимательского сообщества потенциальные возможности для участия в законотворческом процессе и воздействия на него, в частности, при помощи объединений бизнеса, среди которых особое место занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее — ТПП РФ) — старейшая отечественная негосударственная структура, призванная содействовать развитию национальной экономики.
В современных условиях государственная власть, в том числе и самого высокого уровня, признает особую роль ТПП РФ в обществе. Как подчеркивалось В.В. Путиным в приветственном слове участникам VI съезда ТПП РФ, «Торгово-промышленная палата России по праву считается одним из наиболее крупных и авторитетных объединений, представляющих интересы предпринимательского сообщества. За прошедшие годы ТПП внесла значимый вклад в укрепление российской экономики, создание благоприятных условий для развития в нашей стране современного, эффективного бизнеса, всемерно содействовала интеграционным процессам. Вы неизменно выдвигаете важные, актуальные инициативы, направленные на стимулирование инновационного процесса, совершенствование налогового законодательства, регулирование системы ценообразования и тарифной политики, углубление государственно-частного партнерства»[1].
В своем докладе на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 г. Президент Палаты Е.М. Примаков акцентировал внимание на том обстоятельстве, что «ТПП России является мостом, связывающим предпринимательское сообщество со всеми ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной. На заседании Правления ТПП в январе 2002 года[2] законотворческая деятельность определена в качестве приоритетного направления»[3].
8 октября 2002 года Правление ТПП РФ приняло Постановление № 25-4 «Об участии торгово-промышленной палаты Российской Федерации в федеральном законодательном процессе» (далее — Постановление № 25-4)[4], которое послужило энергичным импульсом для развития (а также придало системный характер) законотворческой деятельности ТПП РФ. Было принято решение о создании Департамента по законодательству (в настоящее время — Отдел законотворческой деятельности, функционирующий в рамках Юридического департамента с 2007 года).
На данный момент законотворческая деятельность ТПП РФ осуществляется согласно нормам, закрепленным в ст. 12 и 16 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (далее — Закон), Уставе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (утв. ТПП РФ 30.11.1993) и программных документах ТПП РФ.
Так, в соответствии со ст. 12. Закона ТПП РФ имеет право осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей. А согласно ст. 16 Закона ТПП РФ принимает участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, в целях осуществления взаимодействия с органами законодательной власти на регулярной основе проводятся встречи актива ТПП РФ с депутатами Государственной Думы, руководством Совета Федерации.
Инициативы, которые генерируются в ТПП РФ, направлены на совершенствование российского законодательства в области предпринимательской деятельности.
Следует особо отметить, что ТПП РФ на профессиональной основе занимается разработкой законопроектов, привлекая к данной работе известных специалистов в области права. Начиная с 2003 года ТПП РФ разрабатывает и реализует концепции по развитию и совершенствованию российского законодательства.
Речь идет о Концепции правовой политики Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на период 2004—2007 годов, Концепции развития законодательства Российской Федерации на период 2008—2011 годов[5], Концепции по совершенствованию законодательства Российской Федерации на 2012—2016 годы.
Как видно, названия приведенных документов отражают эволюцию, имевшую место в сфере законотворческой деятельности ТПП РФ: от Концепции правовой политики ТПП России (2004 год) до Концепции по совершенствованию законодательства Российской Федерации (2012 год). Таким образом, мы можем констатировать, что за 8-летний срок (а это, по сути, временной отрезок двух созывов Государственной Думы ФС РФ) ТПП РФ удалось существенно укрепить свои позиции на законотворческом поле нашей страны.
Так, в п. 1 Постановления № 25-4 говорилось, в частности, о том, что необходимо создать постоянно действующую аналитическую группу для проведения инвентаризации действующего федерального законодательства, выяснения причин сбоев в механизме реализации принятых законов, а также сравнительного правового исследования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на регулирование экономики и предпринимательской деятельности[6].
В настоящее время ТПП РФ принимает участие в мониторинге федерального законодательства, реализуя взаимодействие с Министерством юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) в сфере осуществления мониторинга правоприменения на основе соответствующего соглашения, заключенного между указанными сторонами[7].
Таким образом, инвентаризация федерального законодательства, начавшаяся с приходом к руководству ТПП РФ известного экономиста, академика и политика мирового уровня Е.М. Примакова и осуществлявшаяся в рамках ТПП РФ, сейчас трансформировалась в мониторинг правоприменения, который реализуется совместно с Минюстом России.
Следует заметить, что ТПП РФ осуществляет значительную (по широте направлений и объему) законотворческую деятельность.
ТПП РФ принимает активное участие в приведении законодательства в соответствие экономическим реалиям:
— осуществляет и развивает практику работы представителей ТПП РФ в экспертных и общественно-консультативных советах, сформированных комитетами и парламентскими фракциями Государственной Думы, комиссиями Совета Федерации, министерствами и ведомствами социально-экономического блока;
— практикует привлечение широкого круга экспертов и представителей общественных формирований ТПП РФ к изучению проблем, вносимых на рассмотрение Госсовета РФ, комиссий при Президенте РФ и Правительства РФ;
— инициирует проведение научных исследований, круглых столов, парламентских и общественных слушаний по актуальным проблемам предпринимательской деятельности и реализации концепций развития законодательства Российской Федерации;
— осуществляет подготовку аналитических материалов к ежегодному докладу «О состоянии законодательства в Российской Федерации»;
— подготавливает и вносит в Федеральное Собрание и Правительство РФ предложения в части расширения прав бизнес-объединений по участию в нормотворческой деятельности.
Например, в Плане законопроектной деятельности ТПП РФ на 2013 год (утв. 4 марта 2013 года Президентом ТПП РФ С.Н. Катыриным) содержатся 49 проектов правовых актов, разработка которых будет осуществляться ТПП РФ, и 62 проекта федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе, сопровождение которых осуществляет ТПП РФ[8].
А в период весенней сессии 2013 года работы Государственной Думы было принято 268 федеральных законов, из них 132 внесены Правительством РФ. ТПП РФ осуществляла сопровождение порядка 70 законопроектов, а по наиболее значимым для бизнеса проектам в Государственную Думу направлялись экспертные заключения и вносились пакеты поправок. Представители ТПП РФ активно участвовали в работе экспертных советов, профильных комитетов Государственной Думы, а также разработали ряд собственных законодательных инициатив[9].
В то же время существует противоречие, которое, с точки зрения бывшего Президента ТПП РФ академика Е.М. Примакова, является весьма значимым для ТПП РФ, являющейся негосударственной организацией. С одной стороны, ТПП РФ уполномочена действующим законодательством на принятие участия в экспертизе законопроектов, относящихся к предпринимательской деятельности, но, с другой стороны, она не имеет прописанного в законе официального законотворческого статуса[10].
«Осознавать свои права и полномочия четче нам особенно важно сейчас, когда осуществляется переход к новой модели экономического развития. Всем понятно, что докризисная модель уведет нас на задворки истории. Конкуренции с быстро технологически развивающимися державами мы попросту не выдержим. В мире говорят уже о шестом технико-технологическом периоде развития, а мы еще тащимся в хвосте процесса, утрачивая позицию за позицией», — подчеркнул Е.М. Примаков, выступая 23 марта 2010 г. на традиционной встрече руководства и председателей комитетов ТПП РФ с руководством и депутатами Государственной Думы. С точки зрения Е.М. Примакова, ТПП РФ видит свою роль в совершенствовании экономического законодательства страны[11].
Однако совершенно очевидно, что отсутствие легитимного статуса в законотворческом процессе создает определенные трудности в нормотворческой работе ТПП РФ, не позволяет в полной мере реализовывать законотворческий потенциал, поскольку ТПП РФ не является субъектом законодательной инициативы.
На наш взгляд, проблема уточнения статуса ТПП РФ в законотворческом процессе непосредственно связана с проблемой неясности правового статуса ТПП РФ[12].
Однако рамки настоящей публикации не позволяют детальным образом подвергнуть анализу обозначенную проблему, поэтому ограничимся рядом тезисов обобщающего характера.
Безусловно, ТПП РФ является внепарламентским актором законотворческого процесса, поскольку принимает участие в подготовке проектов законов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, решений министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих интересы предпринимателей[13].
Говоря иными словами, ТПП РФ — институциональный актор федерального законотворческого процесса, поскольку она участвует в нем на легитимной основе. В то же время отсутствие права законодательной инициативы привносит отчетливую «усеченность» в указанную институциональность.
В данном плане уместно заметить, что Конституция РФ содержит достаточно широкий перечень лиц, которые вправе вносить проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов в Государственную Думу. Если произвести арифметическое действие в виде сложения всех указанных в данной норме субъектов, то получается, что в нашем государстве существуют 723 субъекта права законодательной инициативы[14].
Представляется, что в целях усиления роли ТПП РФ как одного из важнейших институтов гражданского общества современной России в самом ближайшем будущем целесообразно на законодательном уровне уточнить статус ТПП РФ в законодательном процессе. Это необходимо сделать, поскольку ТПП РФ в качестве внепарламентского актора указанного процесса своей насыщенной и вполне успешной законотворческой работой вполне заслуживает придания ей права субъекта законодательной инициативы.
На наш взгляд, если это будет воплощено в жизнь, то ТПП РФ сможет более эффективно осуществлять свою законотворческую деятельность, направленную на обеспечение и защиту прав и интересов представителей российского предпринимательства. И одним из главных факторов такой эффективности призван стать механизм общественного контроля, представляющий собой своеобразный оселок для испытания подлинности демократии, потому что «демократия — это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, оценивать результаты ее работы»[15].
Библиография
1 VI съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Москва, 4 марта 2011 г., Центр международной торговли. — М., 2011. С. 5.
2 Речь идет о постановлении Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «О комитетах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации» от 31 января 2002 г. № 5-1.
3 Доклад Президента ТПП РФ на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 г. URL: http://www.tpprf.ru/common/upload/documents/doklad.doc/
4 URL: http://isec.cci.ru/indocs/showone.asp?id=4
5 Надо заметить, что в 2009 году данная Концепция была переработана и издана в новой редакции (под названием «Концепция развития законодательства Российской Федерации на период до 2012 года»). Это было вызвано необходимостью актуализировать ряд предложений ТПП РФ, направленных на совершенствование действующего законодательства, а также внести коррективы в свете вновь возникших задач по преодолению последствий мирового экономического кризиса.
6 URL: http://isec.cci.ru/indocs/showone.asp?id=4
7 См.: Соглашение между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации о взаимодействии в сфере осуществления мониторинга правоприменения от 17 января 2012 г. URL: http://www.tpprf.ru/ru/about/agreement/
8 См.: План законопроектной деятельности ТПП РФ на 2013 год. URL: http://www.tpprf.ru/ru/activities/lawmaking/plan-result/docs/
9 См.: Справка об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы весенней сессии Государственной Думы 2013 года. URL: http://www.tpprf.ru/ru/activities/lawmaking/plan-result/results/
10 См.: Примаков Е. «ТПП РФ нужен четкий статус в законодательном процессе». Выступление 23 марта 2010 г. на встрече руководства и председателей комитетов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с руководством и депутатами Государственной думы ФС РФ. URL: http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=872157
11 См. там же.
12 В частности, этим вопросам посвящены статья М.В. Вилисова «Роль и место Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в системе взаимодействия бизнеса и государства» (URL: http://www.derrick.ru/?f=z&id=6748) и статья Л.В. Саенко «Правовой статус Торгово-промышленной палаты и ее роль во взаимодействии власти и бизнеса» (URL: http://www.reakt.ru/doc/konf2/saenko.doc).
13 См.: Ст. 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации», а также ст. 13 Устава ТПП РФ.
14 См.: Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. — М., 2001. С. 4.
15 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года. URL: http://news.kremlin.ru/news/17118