УДК 342.5:342.9
Страницы в журнале: 32-34
М.Г. АРУТЮНОВА,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске r.a777@rambler.ru
Рассматриваются и определяются роль и место правоохранительной политики как разновидности правовой политики. Акцентируется внимание на необходимости повышения эффективности охранительной функции права.
Ключевые слова: правовая политика, правоохранительная политика, Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации, правоохранительная деятельность государства, субъекты правоохранительной политики.
On the subject of actuality of law enforcement policy in Russia
Arutjunova M.
Examines and identifies the role and place of law enforcement policies as a form of legal policy. Attention is focused on the need to improve the efficiency of protective functions of law.
Keywords: law enforcement policy, legal policy, the concept of law enforcement policy in the Russian Federation, the law enforcement activity of the state and subjects of the law enforcement policy.
Среди всех видов политики современного Российского государства, как справедливо отмечает Н.В. Исаков, «выделяется такая ее разновидность, которая призвана играть особую роль в обществе, поскольку по своей сущности и природе представляет собой уникальное явление, получившее в научной литературе признание как правовая политика»[1].
Логически рассуждая, следует обратить внимание на то, что и на право, и на политику возлагаются особые надежды именно в кризисные периоды развития того или иного государства. Анализируя право, политику, правовую политику, правоохранительную политику, необходимо избегать идеализации этих феноменов, но придавать им особый статус явлений, способствующих преодолению кризиса на государственном и даже межгосударственном уровнях.
Как верно замечает О.Ю. Рыбаков, «тема правовой политики стала популярной и достаточно востребованной в последние 15 лет. Фактически речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности ее функционирования, механизмы совершенствования. В этом смысле очевиден выход на новый уровень осмысления данной проблематики, рассмотрение правовой политики как многомерного феномена»[2].
В науке существует обилие дефиниций правовой политики, что не позволяет сделать однозначный вывод о юридической природе данного явления. В теории права они отражают три подхода к пониманию сущности правовой политики, которая определяется, во-первых, как комплекс целей, мер, задач, программ, установок; во-вторых, как явление; в-третьих, как деятельность различных субъектов права[3].
В.А. Терехин в 2008 году в своей работе писал, что «в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемам правоохранительной политики до последнего времени не уделялось должного внимания. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих теоретических основ этого правового явления. Так, в юридической науке не имеется единой точки зрения о понятии и содержании таких базовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует единого научного подхода к содержанию термина “охрана”, его соотношения с близкими категориями “защита”, “обеспечение”, “реализация” прав и свобод личности»[4].
Восполнить пробел в данной сфере научных знаний призвана Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (далее — проект)[5]. Эта работа послужит отправной точкой для последующих фундаментальных научных исследований правоохранительной политики как многогранного явления.
Авторами проекта дана характеристика современного состояния правоохранительной системы Российской Федерации, определены общие начала правоохранительной политики, раскрыто содержание правоохранительной политики, высказаны предложения по совершенствованию законодательства о правоохранительной деятельности, сформулированы приоритетные направления развития правоохранительной политики в субъектах Российской Федерации[6].
Бесспорна научная значимость данных в этой работе определений основных понятий, таких как «Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации», «правоохранительная деятельность», «правоохранительная служба», «правоохранительные органы», «правоохранительная функция», «правоохранительная система», «правоохранительная политика», «приоритеты правоохранительной политики», «механизм реализации правоохранительной политики»[7].
Под правоохранительной политикой предлагаем понимать совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин правонарушений, и действия, производимые государственными и негосударственными структурами по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны путем модернизации правоохранительной системы.
Уникальность данному явлению придают объединяющие начала. На наш взгляд, составными частями правоохранительной политики являются:
1) политика законодательных (представительных) органов;
2) судебная политика;
3) политика органов прокуратуры;
4) политика органов следствия;
5) политика Федеральной службы безопасности РФ;
6) политика органов Министерства внутренних дел РФ;
7) политика государственных контрольных служб (Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Главного контрольного управления Администрации Президента РФ и др.);
8) политика государственных налоговых органов Российской Федерации;
9) политика Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
10) политика Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ;
11) политика адвокатуры;
12) политика нотариата и т. д.
Как верно замечает Р.В. Пузиков, «говоря о современном состоянии правоохранительной сферы, следует с сожалением признать, что в настоящее время в России правоохранительной политики в чистом виде, в том смысле, в котором ее понимают ученые-юристы, нет, и связано это в том числе с отсутствием единого методологического подхода»[8].
Одна из основных задач Российского государства — защита граждан от насилия и произвола, любых противоправных посягательств. Криминальная ситуация в России на сегодняшний день продиктовала необходимость качественно нового подхода к правоохранительной деятельности.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации констатирует: проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверенными в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказались от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще[9].
Данные обстоятельства свидетельствуют о взаимном отчуждении населения и правоохранительных органов.
Правоохранительная деятельность государства — одна из важнейших функций государства, заключающаяся в создании необходимых условий для реализации норм права в конкретных правовых отношениях, выражающаяся в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по охране общества и государства от правонарушений[10].
Подчеркивая важность и необходимость осуществления действенной правоохранительной деятельности государства, следует согласиться с мнением В.М. Сырых, что «необходимо видеть пределы этой деятельности, чтобы не превратить данную важную функцию государства в тотальную слежку за гражданами, их коллективными объединениями и организациями, не превратить правовое государство в полицейское»[11].
Правоохранительная политика — это деятельность, осуществляемая особыми (специальными) субъектами: государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. Граждане не являются непосредственными субъектами правоохранительной политики, поскольку государство не уполномочило их на такую деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правовой охране. Их участие в формировании и реализации правоохранительной политики, то есть стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм, не только возможно, а насущно необходимо[12].
В подтверждение следует сказать о том, что политика вторгается во все сферы жизни общества, пронизывает все формы сознания. Это не замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. Обращаясь к различным историческим периодам, следует сделать вывод о том, что жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политика — стержень всех событий, от объединений до столкновений. А.Г. Спиркин справедливо отмечает, что «политические интересы объективны и поэтому затрагивают каждого человека, имея либо открыто выраженные и сознательные, либо скрытые завуалированные формы»[13]. Далее он пишет: «Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества находится в определенной зависимости от политических интересов»[14]. Всем известно, что уход от политики — это тоже политика.
Мы не идеализируем возможности правоохранительной политики. Учитывая уникальность исторической ситуации в сегодняшней России, рассматривая и определяя роль и место правоохранительной политики как разновидности правовой политики, мы акцентируем внимание на необходимости повышения эффективности охранительной функции права. А совершенствование правоохраны, выстраивание полноценной правоохранительной системы — потребность, продиктованная временем.
Уникальность культурно-исторической специфики современного российского права подчеркивает актуальность темы нашего исследования. Сложность и в определении, и в восприятии правовой и правоохранительной политики заключается в двойственности роли права, выступающего одновременно и объектом, и средством политико-юридического воздействия.
Библиография
1 Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / под ред. В.А. Казначеева. — Пятигорск, 2003. С. 4.
2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2. С. 107—108.
3 См. там же. С. 109.
4 Терехин В.А. Некоторые дискуссионные аспекты формирования и реализации правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики / под ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. — Пенза, 2008. С. 11—12.
5 См.: Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2012. 32 с.
6 См. там же.
7 См. там же. С. 9—10.
8 Пузиков Р.В. Правоохранительная политика в современной России: методологический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 121.
9 См.: Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 4 июня.
10 См.: Пономаренков В.А., Пономаренкова И.А. Правоохранительная и правозащитная деятельность: содержание и соотношение понятий // Актуальные проблемы правоведения. 2010. № 2. С. 72.
11 Сырых В.М. Теория государства и права: учеб. для вузов. 5-е изд. стер. — М., 2006. С. 346.
12 См.: Малько А.В. Правоохранительная политика в России: проблемы теории и практики. — Тамбов, 2010. С. 24—25.
13 Спиркин А.Г. Философия: учеб. 2-е изд. — М., 2004. С. 655.
14 См. там же. С. 656.