УДК 341.123
Страницы в журнале: 103-109
(Посвящается юбилею мэтра международного права профессора О.Н. Хлестова)
А.Х. АБАШИДЗЕ,
доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой международного права РУДН, вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам;
А.А. КЛИШАС,
доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права РУДН;
А.М. СОЛНЦЕВ,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель зав. кафедрой международного права РУДН a.solntsew@gmail.com
Анализируется деятельность Комиссии международного права ООН. Авторы предлагают варианты реформирования Комиссии с целью повышения эффективности ее работы.
Ключевые слова: кодификация, международное право, доктрина, нормы международного права, Комиссия международного права ООН, правовая наука, договорные нормы.
International Law Commission of the United Nations: question of efficiency
(Liber amicorum honoring Professor Oleg N. Khlestov)
Abashidze A., Klishas A., Solntsev A.
This article analyzes the activities of the International Law Commission. The authors suggest options for the reform of the Commission to improve its effectiveness.
Keywords: codification, International Law, doctrine, norms of international law, UN International Law Commission, legal science, contracting rules.
Статью, посвященную деятельности Комиссии международного права ООН, мы предваряем вступлением, в котором выражаем глубокое уважение и признательность за весомый вклад в развитие отечественной науки международного права известному дипломату и юристу-международнику профессору Олегу Николаевичу Хлестову. Работая в договорно-правовом отделе МИД СССР, он прошел все ступени карьеры дипломата — от атташе до заведующего отделом. Договорно-правовой отдел О.Н. Хлестов возглавлял 14 лет — с 1965 по 1979 гг. В этот период в состав Комиссии международного права ООН от СССР входили известнейшие отечественные юристы-международники — профессор Г.И. Тункин (1957—1966) и профессор Н.А. Ушаков (1967—1986). Именно в эти годы при активном участии О.Н. Хлестова в процессе кодификации и прогрессивного развития важнейших отраслей международного публичного права были приняты основополагающие документы: Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 19 декабря 1967 года, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации от 26 сентября 1986 года, Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 года и др. Кроме того, профессор О.Н. Хлестов участвовал в работе важнейших форумов многосторонней дипломатии системы ООН, МАГАТЭ, ЮНИДО, конференции по разоружению, активно сотрудничал с Комиссией международного права ООН. Благодаря участию О.Н. Хлестова и экспертов Г.И. Тункина и Н.А. Ушакова в работе Комиссии международного права ООН в ее документах отразилась позиция Советского Союза по многим аспектам международных договоров. Деятельность Комиссии международного права ООН мы и хотели бы осветить более подробно.
Комиссия международного права ООН (далее — Комиссия, КМП) была создана 65 лет назад на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 1947 года № 174 (II); в 1948 году прошли первые выборы в Комиссию, а 12 апреля 1949 года открылась ее первая сессия. Сейчас КМП занимает центральное место в международном кодификационном процессе[1].
В функции КМП входят кодификация и прогрессивное развитие международного права. Согласно Положению о Комиссии международного права 1947 года кодификация — это «более точное формулирование и систематизация права в тех областях, где имеются нормы, установленные обширной практикой государств, прецедентами и доктриной», а прогрессивное развитие — «разработка проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств»[2].
Из этих определений видно, что термины «кодификация» и «прогрессивное развитие» близки по своему юридическому содержанию. Более того, кодификация международного права неизбежно сопровождается его прогрессивным развитием.
Первый многолетний план работы КМП был разработан известным английским юристом-международником профессором Хершем Лаутерпахтом. Профессор М. Коскенниеми в связи с этим писал: в апреле 1948 года Х. Лаутерпахт прибыл в Нью-Йорк на три месяца в качестве советника по кодификации международного права при Секретариате ООН[3]. Он разработал проект документа, который стал программой работы КМП на многие годы[4]. В этом проекте были указаны 25 тем для кодификации, которые предполагалось проработать в течение 20 лет[5]. Проанализировав проект, КМП отобрала 14 тем для первоначальной работы[6]. Тем не менее 65 лет спустя разработанные Х. Лаутерпахтом темы для кодификации еще не исчерпаны, что свидетельствует о высоком профессионализме Х. Лаутерпахта и его необычайной прозорливости. Дальнейшей кодификации ждут следующие темы: признание государств и правительств; юрисдикция в отношении преступлений, совершенных вне государственной территории; правовое положение иностранцев и право убежища. Нельзя не отметить при этом, что кодификация указанных тем остается чрезвычайно востребованной наукой и практикой международного права[7].
Помимо тем для кодификации, предложенных профессором Х. Лаутерпахтом, КМП разрабатывает и такие, как право несудоходных видов использования международных водотоков; фрагментация международного права[8] и др. Всего на данный момент КМП рассмотрено чуть более 50 тем, включая те, что находятся в процессе рассмотрения. В целом Комиссия внесла и продолжает вносить заметный вклад в развитие международного морского права[9], международного уголовного права, права международных договоров, дипломатического и консульского права, института правопреемства государств, института ответственности.
В последнее время КМП обращает особое внимание на проблемы международного экологического права[10]. Учитывая, что сейчас единый международно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере защиты окружающей среды, отсутствует (а потребность в нем давно назрела), считаем, что одной из будущих тем для кодификации вполне может стать международная защита окружающей среды[11]. В связи с этим отметим, что в 1996 году Комиссия включила в свою долгосрочную программу темы право окружающей среды: права и обязанности государств по защите окружающей человека среды и принцип предосторожности12, а в 2011 году для кодификации была предложена тема охраны окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами[12].
Через полвека после принятия КМП плана кодификации профессора Х. Лаутерпахта началась новая работа по отбору тем для дальнейшей кодификации и прогрессивного развития международного права. В связи с этим была создана Рабочая группа по долгосрочной программе работы КМП (далее — Рабочая группа), которая с 1997 года ведет активную деятельность и выработала критерии для отбора будущих тем: «а) тема должна отражать потребности государств в отношении прогрессивного развития и кодификации международного права; b) тема должна быть достаточно созревшей с точки зрения практики государств для прогрессивного развития и кодификации; с) тема должна быть конкретной и реализуемой в целях прогрессивного развития [и] …Комиссии не следует ограничиваться традиционными темами, нужно также рассмотреть те темы, которые отражают новые изменения в области международного права и насущные интересы международного сообщества»[13].
В частности, Рабочей группой были предложены следующие темы для кодификации: недискриминация в международном праве, право мирного разрешения международных споров, юрисдикционный иммунитет международных организаций, «мягкое» право, защита личных данных при трансграничном перемещении информации, экстерриториальная юрисдикция, право на коллективную безопасность, юридические аспекты коррупции и связанной с ней практики, право окружающей среды, положение индивидуума в международном праве, международно-правовые последствия нарушений прав человека; юрисдикционные аспекты транснациональной организованной преступности, а также право собственности на затонувшие суда и их охрана за пределами национальной морской юрисдикции.
Все перечисленные темы являются чрезвычайно актуальными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Более того, многие из них имеют прямую связь с другими темами повестки дня КМП. Так, кодификация темы право мирного разрешения международных споров представляется важным и логичным продолжением темы фрагментации международного права, поскольку в представленном КМП документе 2006 года рассмотрены лишь вопросы так называемой материальной фрагментации, а вопросы институциональной фрагментации (иерархии между мирными средствами разрешения споров или между международными судебными учреждениями)[14] были опущены[15].