УДК 341.96:347.633
Страницы в журнале: 144-147
Е.А. ТАТАРИНЦЕВА,
кандидат юридических наук, директор Светлоградского филиала Института Дружбы народов Кавказа tatarintseva67@mail.ru
Рассматривается проблема обеспечения наилучших интересов ребенка — российского гражданина в случаях, когда кандидатом в усыновители выступает одинокое лицо, являющееся иностранным гражданином с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Автор приходит к выводу о необходимости более тщательного отбора кандидатов в усыновители из числа указанных лиц, детального исследования их социального окружения и факторов, препятствующих гармоничному развитию ребенка.
Ключевые слова: международное усыновление, отдельные иностранные лица, нетрадиционная сексуальная ориентация, наилучшие интересы ребенка.
To the Problem of International Adoption of Children — Citizens of the Russian Federation by Persons with Non-traditional Sexual Orientation
Tatarintseva Ye.
The article is devoted to the provision of the best interests of a child with Russian citizenship in cases where a candidate for adopter is a single person who is a foreign citizen of non-traditional sexual orientation. The author concludes that there is a strong need for more careful selection of such persons, detail study of their social environment and the factors that may be an obstacle to the harmonious development of а child.
Keywords: intercountry adoption, single foreign persons, nontraditional sexual orientation, best interests of child.
Необходимость выполнения Российской Федерацией требований международных стандартов в сфере наилучшего обеспечения интересов детей поднимает вопрос о возможности быть кандидатами в усыновители детей — граждан Российской Федерации отдельными иностранными гражданами, не состоящими в брачных отношениях, среди которых могут быть одинокие лица с гомосексуальной ориентацией. Рост числа национальных усыновлений детей геями и лесбиянками в европейских странах и США свидетельствует о принятии обществом таких отношений и лоббировании их интересов на различных уровнях, включая предоставление однополым парам права быть усыновителями детей[1].
Что касается вопроса международного усыновления детей одинокими лицами гомосексуальной ориентации, то, в частности, по мнению английских авторов, вопрос здесь не стоит так остро и перспективы международного усыновления геями и лесбиянками представляются иллюзорными. Причины этого авторы объясняют глобальной тенденцией уменьшения с 2005 года количества детей, передаваемых на международное усыновление, и предпочтением, отдаваемым агентствами по усыновлению гетеросексуальным парам[2].
Кроме того, несмотря на то, что принимающие страны, такие как Германия, Исландия, Дания, Соединенное Королевство, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бельгия, Испания, Израиль, ЮАР и некоторые штаты США, Австралия и Канада, приняли законодательство, ведут политику и создали практику, напрямую разрешив усыновление геям и лесбиянкам, как отмечается в английской юридической литературе, вступление гомосексуальных пар на международный «рынок» является практически невозможным, поскольку слишком много зависит от превалирующей практики в странах происхождения[3]. Поэтому «безответственно для законодателей в принимающих странах принимать новое законодательство, разрешающее международное усыновление, которое генерирует нереалистичные надежды. По крайней мере, должна быть объяснена практическая невозможность усиления действия таких законов»[4].
Действительно, решения о детях, передаваемых на усыновление, и требования к лицам, которые могут их усыновить, являются прерогативой каждого из государств происхождения, которые применяют свое право и устанавливают все более строгие требования к кандидатам в усыновители. К ним относятся возраст, наличие биологических детей, брачный статус, материальное положение, религия, а также сексуальная ориентация иностранных кандидатов в усыновители.
Однако согласно последним проведенным в США исследованиям наиболее часто помещают детей в семьи к гомосексуалистам агентства, специализирующиеся на усыновлении детей, имеющих особые потребности, в том числе международные агентства по усыновлению. Заявления от лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией принимают 60% американских частных агентств по усыновлению, а каждое второе из пяти агентств по усыновлению помещает детей на усыновление в семью, в которой по крайней мере один из родителей является геем или лесбиянкой[5]. Следует отметить, что в настоящее время на территории Российской Федерации действует 67% частных американских агентств[6], при этом США занимают первое место по числу усыновленных из России детей-инвалидов среди принимающих стран (89 человек в 2011 году). Поэтому, на наш взгляд, проблема международного усыновления детей лицами гомосексуальной ориентации является вполне реальной и требует своего решения.
В некоторых странах складывается довольно ясная политика по поводу разрешения либо запрета лицам гомосексуальной ориентации усыновлять детей, в других государствах ситуация менее очевидна. Так, например, Семейный кодекс Украины прямо запрещает усыновление детей — граждан Украины иностранными гражданами, которые не находятся в браке, за исключением случаев, когда иностранцы являются родственниками ребенка (п. 9 ч. 1. ст. 212 Семейного кодекса Украины).
В абзаце 2 ч. 3 ст. 211 Семейного кодекса Украины содержится специальная норма, предусматривающая, что «усыновителями не могут быть лица одного пола». Таким образом, украинские законодатели путем четкого правового регулирования сняли с повестки дня вопрос двойственного толкования норм о праве быть кандидатами в усыновители лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией в случаях как национального, так и международного усыновления.
Аналогичный запрет был недавно введен и в Казахстане. В пункте 8 ч. 2 ст. 91 Кодекса Республики Казахстан № 518-IV от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» говорится о том, что «усыновителями не могут быть лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации».
Государствам, в которых отсутствует на законодательном уровне прямо сформулированный запрет на усыновление гомосексуалистами, особое внимание следует уделять тому, разрешено ли по законодательству страны происхождения усыновление одинокими лицами, поскольку в этих случаях усыновление может совершаться геями или лесбиянками, не состоящими в браке. И здесь все зависит от имеющейся в каждой стране практики и того, принимается ли во внимание сексуальная ориентация кандидатов в усыновители.
Это в полной мере относится и к законодательству Российской Федерации. Положения ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) предоставляют право быть усыновителями совершеннолетним лицам любого пола независимо от их брачного статуса и сексуальной ориентации. Действительно, несмотря на то, что СК РФ не устанавливает прямого запрета на усыновление лицами одного пола, его нормы предусматривают меры в виде непризнания однополых браков ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 12). Это непризнание усиливается требованием ч. 2 ст. 127 СК РФ, где говорится о том, что «лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка». В то же время российское семейное законодательство разрешает усыновление детей — граждан Российской Федерации иностранными одинокими лицами. Так, в 2011 году в России по 393 делам усыновителями стали одинокие граждане, из них 155 усыновителей — граждане США женского пола[7].
В связи с этим существует возможность усыновления российских детей однополыми лицами в качестве второго родителя — мачехи или отчима в принимающем государстве. Это возможно в ситуации, когда одинокое лицо гомосексуальной ориентации, усыновившее ребенка — гражданина Российской Федерации, по прибытии в свою страну, где разрешены однополые браки, вступает в отношения гражданского партнерства, и ребенка усыновляет второй однополый супруг. Поэтому в случаях международного усыновления детей особенно важна работа органов опеки и попечительства по подготовке акта обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), выяснению его (их) социальных связей, а также суда при вынесении решении об усыновлении.
При этом согласимся с тем, что запрет страной происхождения на усыновление лицами одного пола не может рассматриваться как разновидность дискриминации, поскольку нормативно не закреплено право на усыновление ребенка.
В заключение следует отметить, что помимо национального законодательства, устанавливающего требования к иностранным кандидатам в усыновители, существуют и международные требования. Так, ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает ясные критерии для определения способности потенциальных усыновителей усыновить ребенка, делая акцент на верховенстве его наилучших интересов. Поэтому если выбор кандидатов в усыновители осуществляется независимо от их сексуальной ориентации, первым вопросом должен ставиться вопрос о том, насколько потенциальные усыновители могут обеспечить наилучшие интересы ребенка.
Библиография
1 См., например, Adoption by Lesbians and Gay Men: a New Dimension in Family Diversity / by D.M. Brodzinsky, A. Pertman. — New York, 2011.
2 См.: Ibid. P. 75.
3 См.: Dambach M. The International Legal Context Governing Intercountry Adoption by Gay Men and Lesbians // Adoption & Fostering. Vol. 35. 2011. № 1 (spring). P. 65.
4 См.: Ibid. P. 74.
5 См.: Adoption by Lesbians and Gay Men. P. 3.
6 См.: Ibid. P. 17—18.
7 См.: Верховный Суд Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.supcourt.ru (дата обращения: 15.12.2012).