УДК 347.611
Страницы в журнале: 68-72
Е.А. Татаринцева,
кандидат юридических наук, доцент, директор Светлоградского филиала Института дружбы народов Кавказа Россия, Светлоград tatarintseva67@mail.ru
Обосновывается возможность участия в правоотношениях по воспитанию ребенка в семье одновременно нескольких правообязанных лиц, обеспечивающих реализацию интересов ребенка, на основании заключаемых между ними частных соглашений под контролем государства. Формулируется определение частного соглашения по совместной опеке ребенка, рассматриваются отличительные особенности и признаки частного соглашения с множественностью лиц, выявляются положительные стороны такого соглашения. Исследуется возможность расширения договорной сферы совместного обладания правами на правоотношения по воспитанию ребенка несовершеннолетних родителей.
Ключевые слова: частное соглашение, множественность лиц, совместная опека, опекуны, правоотношения по воспитанию, ребенок, несовершеннолетние родители.
Необходимость гармонизации публичных и частных интересов в развитии семейных правоотношений, связанных с воспитанием ребенка в семье, актуализирует вопрос об осмыслении правовой категории «соглашение» как универсального регулятора таких отношений, «способного приводить к достижению компромиссов и разрешению возникающих конфликтов» [5, с. 4] между членами семьи, а также иными лицами, имеющими отношение к воспитанию ребенка, способствуя развитию их частных интересов и возможности их самореализации с помощью эффективных правовых средств, предоставляемых государством.
Развитие сферы договорных отношений приводит к расширению круга субъектов, участвующих в правоотношениях по воспитанию ребенка в семье. В числе возможных сфер применения таких частных соглашений следует рассматривать правоотношения между несколькими опекунами (соопекунами) одного и того же ребенка. Однако проблема заключается в том, что если в гражданском праве такое совместное обладание правами — очень распространенное правовое явление [2, с. 13], то в семейных правоотношениях, по устоявшемуся в науке мнению, множественность лиц невозможна [11, с. 14].
Непрерывное развитие семейных правоотношений, позволяющее сегодня говорить о широком понимании семьи, заставляет по-иному взглянуть на семейные правоотношения по воспитанию ребенка в семье, где зачастую роль родителей исполняют не сами родители, а иные лица, как связанные, так и не связанные с ребенком кровными узами. Предоставленная Федеральным законом от 24.08.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке и попечительстве) [7] возможность воспитания ребенка несколькими лицами, наделенными правами и обязанностями по отношению к нему, актуализирует вопрос о множественности субъектов права в отношении общего объекта — интересов ребенка, которые будут обеспечены наилучшим образом именно при наличии у ребенка нескольких правообязанных лиц. Принятым несколько позднее постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 [8] было внесено уточнение о том, что несколько опекунов ребенку, которыми, в частности, могут быть супруги, может быть назначено в исключительных случаях (п. 7).
В соответствии с п. 9 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве при назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности между ними распределяются согласно акту органа опеки и попечительства об их назначении либо договору об осуществлении опеки или попечительства, т. е. устанавливаются в императивном порядке. Вместе с тем государство предоставляет возможность соопекунам не распределять обязанности между собой, а разрешать вопросы, связанные с воспитанием ребенка, по взаимному согласию. Н.А. Темникова полагает: отсутствие в акте органа опеки и попечительства либо договоре распределения между опекунами обязанностей свидетельствует о том, что «заключение договора об осуществлении опеки и попечительства при назначении совместной опеки не является обязательным» [9]; это представляется не совсем верным. Согласно п. 6 ст. 11 и п. 1 ст. 14 Закона об опеке и попечительстве основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства или договор об опеке или попечительстве, без чего осуществление прав и несение обязанностей опекунов независимо от количества невозможно. Другой вопрос, что эти обязанности могут распределяться между ними в императивном порядке органами опеки и попечительства или самими опекунами между собой в частном порядке по собственному усмотрению. То есть в данном случае закон является первичным юридическим источником для дальнейшего развития договорных форм, прочным фундаментом частного соглашения и иных семейно-правовых договоров как формы организации юридических действий [4].
А поскольку интересы ребенка относятся к публично значимым, по отношению к соопекунам или сопопечителям законодатель устанавливает наиболее строгий вид гражданско-правовой ответственности — солидарную ответственность, которую они несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка в семье. Данная правовая норма оказывает стимулирующее воздействие на соопекунов ребенка в направлении заключения частных соглашений между сообладателями прав в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, о распределении прав и несении обязанностей между ними таким образом, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы ребенка.
В юридической литературе уже обращалось внимание на тот факт, что наличие нескольких опекунов таит в себе потенциальную опасность конфликта во внутренних взаимоотношениях [5, с. 4], особенно когда опекунами выступают близкие родственники по материнской и отцовской линии, которые постоянно «делят» ребенка между собой, понимая его интересы каждый по-своему. Вопрос осложняется и тем, что, как справедливо отмечает О.Ю. Ильина, «его обладатель еще не в состоянии осознать свои потребности и интересы» [3, с. 13].
Также отмечено, что с педагогической точки зрения наличие не одного, а нескольких воспитателей чревато опасным для несовершеннолетнего разнобоем в условиях, касающихся воспитания [6].
Однако, на наш взгляд, наличие нескольких опекунов у ребенка не только влечет за собой негативные последствия, но и способно решать те задачи, с которыми один опекун может и не справиться, что, как правило, приводит к отмене опеки. Поэтому наличие совместной опеки является одной из правовых гарантий воспитания ребенка в семье, реализации его частных интересов. Кроме того, при наличии у ребенка серьезных медицинских проблем, трудностей в обучении, проблем психологического характера, возникающих в подростковом возрасте, коллективное участие лиц, имеющих в отношении ребенка равные права и обязанности, поможет легче справиться как с воспитанием ребенка, так и с несением расходов по его содержанию. Главное при этом — наличие согласованной воли по осуществлению единых методов воспитания ребенка, т. е. осознание всеми опекунами первостепенности обеспечения интересов ребенка, а не удовлетворения за счет ребенка собственных амбиций. Для этого, на наш взгляд, самим органам опеки и попечительства или непосредственно соопекунам следует определить так называемых основного и дополнительного опекунов, исходя из интересов ребенка, который должен четко осознавать, кому из них подчиняться и где будет его дом. При этом необходимо учитывать мнение ребенка о том, с кем из опекунов он желает проживать, исходя из возраста ребенка, степени его интеллектуальной зрелости и эмоциональной привязанности к опекуну. Тем более что закон предоставляет возможность определения «основного опекуна», предусматривая, что если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, последний должен иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей (п. 8 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве). Кроме того, разделение на «основных» и «дополнительных» опекунов дает возможность самостоятельного осуществления прав и несения обязанностей каждым из них, не превышая пределы осуществления своих прав в отношении остальных соопекунов.
Отсутствие согласованности воли между соопекунами следует рассматривать как основание для изменения или расторжения договора об опеке, заключаемого с каждым из них отдельно.
Таким образом, базовым отличием частных соглашений о соопеке от индивидуальных соглашений является совместное обладание родительскими правами и несение родительских обязанностей лицами, заменяющими ребенку родителей. Очевидно, что такие соглашения между соопекунами имеют организационный характер, отражают внутренние взаимосвязи их сообладателей и выполняют регулятивную, коммуникативную и распределительную функции. Осуществление таких соглашений требует прежде всего согласования воли соопекунов при осуществлении ими прав и несении обязанностей, т. е. процедуры координации действий между равноправными субъектами [2, с. 43].
Следует сделать вывод о том, что частное соглашение между соопекунами (сопопечителями) по поводу осуществления ими прав и исполнения обязанностей в отношении опекаемого ребенка следует рассматривать как многостороннее семейно-правовое соглашение (договор), направленное на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей его сторон по воспитанию ребенка в семье по отношению друг к другу. Такое соглашение является самостоятельным элементом механизма правового регулирования правоотношений по воспитанию ребенка в семье.
В качестве еще одного вида совместной опеки следует рассматривать ситуацию, когда закон позволяет назначить опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не состоящих между собой в браке, до достижения ими возраста 16 лет, для воспитания ребенка совместно с его родителями (п. 2 ст. 62 Семейного кодекса РФ). Цель назначения такого опекуна, которым, как правило, является родитель (мать или отец) несовершеннолетнего родителя, вполне очевидна — наилучшее обеспечение интересов ребенка в силу неполной дееспособности и социальной незрелости его родителей. Таким образом, совместная опека над ребенком не состоящих в браке несовершеннолетних родителей до достижения ими возраста 16 лет может быть установлена в силу закона. При этом в СК РФ норма о том, что опекун ребенку несовершеннолетних родителей «может быть назначен» сформулирована диспозитивно, в то время как право несовершеннолетних родителей, не состоящих между собой в браке, на самостоятельное осуществление родительских прав возникает у них только по достижении возраста 16 лет. В этой ситуации правомерен вопрос: кто будет осуществлять родительские права в отношении малолетнего ребенка, если опекун не назначен, а родителям нет 16 лет? По умолчанию их будет осуществлять фактический воспитатель — тот же родитель несовершеннолетнего родителя или близкий родственник при отсутствии такого родителя, но неофициально, без законных на то полномочий, что не соответствует интересам ребенка. Поэтому следует согласиться с мнением О.И. Величковой о том, что дети несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, до достижения ими 16-летнего возраста не имеют надлежащего родительского попечения, и наличие у них опекуна должно стать не возможным, а обязательным [1, с. 15]. Следовательно, норму о назначении опекуна для ребенка родителей, не достигших 16-летнего возраста, следует сформулировать императивно, т. е. в подобного рода случаях опекун назначается обязательно.
Следует также отметить: возможность назначения опекуна предусмотрена законом только для определенного круга несовершеннолетних родителей, в то время как все они являются еще детьми, что поднимает проблему надлежащего воспитания несовершеннолетними родителями своего ребенка.
В связи с этим справедливым представляется мнение О.И. Величковой о необходимости предусмотреть в законе возможность назначения опекуна несовершеннолетним родителям, состоящим в браке, независимо от возраста, и несовершеннолетним родителями, не состоящим в браке, после достижения ими 16-летнего возраста [1, с. 5, 12—13], т. е. речь идет о возможности назначения опекунов для всех категорий несовершеннолетних родителей независимо от возраста и наличия или отсутствия у них брачного статуса. Однако при этом в силу наличия у несовершеннолетних родителей родительского статуса их мнение по этому поводу должно учитываться, а поэтому назначение опекуна их ребенку необходимо производить только с согласия несовершеннолетних родителей.
Таким образом, субъектный состав правоотношений по воспитанию ребенка в семье при совместной опеке ребенка несовершеннолетних родителей имеет свою специфику, поскольку включает в себя самого ребенка, его несовершеннолетних родителей (родителя), не состоящих в браке и не достигших 16-летнего возраста, а также опекуна — как правило, родителя или иного кровного родственника несовершеннолетних родителей, проживающих совместно. Кроме того, одним из участников данных правоотношений выступает государство в лице органов опеки и попечительства, на которых в случае разногласий между опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями возлагается обязанность по их разрешению. При этом основную функцию по воспитанию ребенка осуществляют сами несовершеннолетние родители, которые имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед третьими лицами; на опекуне лежит скорее обеспечительная функция по его воспитанию, хотя на практике все зависит от каждой конкретной семейной ситуации.
Необходимо отметить: в законе говорится о возможности назначения только одного опекуна ребенку несовершеннолетних родителей. На наш взгляд, таких опекунов может быть несколько: со стороны несовершеннолетней матери и со стороны несовершеннолетнего отца, для того чтобы избежать разногласий по поводу воспитания и содержания ребенка. При разумном отношении к интересам ребенка совершеннолетние опекуны способны договориться между собой о совместном осуществлении его воспитания и распределении обязанностей внутри кровнородственной семьи посредством как устного соглашения, так и письменного договора. Кроме того, такое соглашение опекун может заключить с самими несовершеннолетними родителями ребенка, что позволит более четко осознавать их права и обязанности по отношению к последнему. Таким образом, при назначении опеки может быть заключено многостороннее соглашение, сочетающее в себе возможность совместного воспитания ребенка его собственными родителями и опекунами — кровными родственниками с распределением обязанностей между ними.
Поэтому, на наш взгляд, действие нормы п. 7 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве в отношении возможности назначения нескольких опекунов или попечителей следует распространить и на правоотношения по воспитанию ребенка в семье несовершеннолетними родителями.
Совместная опека родителей ребенка и его опекуна прекращается по достижении несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, 16-летнего возраста, когда СК РФ наделяет их правом самостоятельного осуществления родительских прав (п. 2 ст. 62). Если в гражданско-правовых отношениях в отношении несовершеннолетних возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство, то при совместной опеке несовершеннолетних родителей ребенка и опекуна срок полномочий опекуна продлевается и его истечение определяется наступлением 16-летнего возраста несовершеннолетних родителей ребенка, что является спецификой правоотношений по воспитанию ребенка в семье.
Однако п. 2 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве устанавливает наряду с общими условиями прекращения опеки над детьми несовершеннолетних родителей специальные основания, к которым, в частности, относится достижение такими родителями возраста 18 лет. По мнению Т.О. Урумовой, указанные гражданским законодательством причины противоречат основаниям прекращения опеки, установленным семейным законодательством в п. 2 ст. 62 СК РФ [10, с. 19]. Действительно, такое противоречие возникает в случае, когда несовершеннолетние родители, достигшие установленного СК РФ возраста, желают самостоятельно осуществлять свои родительские права. И в этом случае норму п. 2 ст. 62 СК РФ следует рассматривать как приоритетную по отношению к п. 2 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве в силу преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 63 СК РФ).
Однако в СК РФ ничего не говорится о том, как в дальнейшем будет осуществляться воспитание ребенка его несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, если срок действия акта о назначении опекуна истек, а право на самостоятельное осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями не реализуется.
Следует предположить, что в таком случае в силу действия нормы п. 2 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве срок опеки может быть продлен автоматически органом опеки и попечительства до достижения несовершеннолетними родителями 18-летнего возраста.
Таким образом, в целом частные соглашения с множественностью субъектов, заключаемые по поводу воспитания ребенка в семье, имеют те же признаки, что и частные соглашения между индивидуальными лицами: их субъектный состав конкретен, «заранее определен законом и не может быть изменен их участниками произвольно» [11, с. 13]; все сообладатели родительских прав и обязанностей, несмотря на свою взаимосвязь, равноправны, равностатусны между собой; общим неделимым предметом и объектом соглашения выступают интересы ребенка.
Список литературы
1. Величкова О.И. Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 5, 12—13, 15.
2. Ермолаев С.Н. Множественность лиц в гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. С. 13.
3. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2006. С. 13.
4. Куропацкая Е.Г. Медиация как способ защиты прав ребенка в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 8. С. 70—74.
5. Некрасова М.Е. Договор как теоретико-правовая категория: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 4.
6. Нечаева А.М. Семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 25—31.
7. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.09.2015) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Темникова Н.А. Совместная опека (попечительство) по ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Семейное и жилищное право. 2011. № 1. С. 22—24.
10. Урумова Т.О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 19.
11. Чашкова С.Ю. Система договорных обязательств в российском семейном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 13.