УДК 342.553
Страницы в журнале: 50-52
Е.А. Теряевский,
аспирант Пензенского государственного университета Россия, Пенза
Исследуются вопросы совершенствования кадровой политики в органах местного самоуправления, привлечения на муниципальную службу и стимулирования молодых квалифицированных специалистов; формулируется вывод о необходимости принятия мер для изменения ситуации в сфере подбора и развития персонала в органах местного самоуправления.
Ключевые слова: кадры, муниципальная служба, органы местного самоуправления, мотивация, стимулирование.
В развитии территорий и улучшении качества жизни населения Российской Федерации важнейшую роль играет самый близкий к гражданам уровень власти — органы местного самоуправления. От слаженной работы местных органов власти напрямую зависит рациональное использование имеющихся ресурсов и стабильная жизнедеятельность в муниципальных образованиях.
Однако решение широкого круга вопросов местного значения, исполнение делегированных государственных полномочий, преодоление возникающих проблемных ситуаций невозможно без четкой кадровой политики, направленной на совершенствование системы привлечения и набора квалифицированных специалистов. Тем более в органах местного самоуправления практически не создаются новые штатные единицы или структурные подразделения для осуществления муниципального контроля, а соответствующие обязанности возлагаются на действующих сотрудников администраций в качестве дополнительных функций.
В связи с этим возникает необходимость в привлечении на муниципальную службу молодых квалифицированных специалистов и повышении уровня знаний, что будет способствовать укреплению стабильности в органах местного самоуправления.
В настоящее время к муниципальному служащему и лицу, поступающему на муниципальную службу, предъявляется множество требований: им может стать только ответственный и исполнительный работник, имеющий соответствующее профессиональное образование, обладающий навыками делового общения и т. д.
В то же время совершенно очевидно, что труд муниципального служащего существенно недооценен. Являясь хорошим стартом и точкой отсчета трудовой деятельности, работа в местных органах власти со временем теряет свою привлекательность для квалифицированных специалистов. Низкая оплата труда служащих, особенно в поселениях, и огромная ответственность обусловливают необходимость выработки мер по предотвращению кадровой проблемы, разработки концепции, предусматривающей сохранение имеющихся квалифицированных кадров, привлечение молодых специалистов.
Одной из мер стимулирующего характера может стать предоставление муниципальным служащим за счет бюджетов всех уровней единовременной субсидии на приобретение или строительство жилья. Кроме того, в целях закрепления на селе молодых специалистов предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года в части предоставления мер государственной поддержки.
Привлечению специалистов в органы местного самоуправления городских и сельских поселений может способствовать и сотрудничество с высшими учебными заведениями по вопросу целевого обучения лиц, поступающих в ВУЗы, при условии, что после завершения обучения они будут обязаны вернуться в родной район и в течение определенного времени проработать в муниципалитете. Данная программа дает муниципальным образованиям надежду на будущий приток квалифицированных кадров из ведущих ВУЗов региона. Однако в силу недостаточности финансовых средств у муниципалитетов целевое обучение муниципальных служащих в настоящее время не представляется возможным.
Кроме того, вопросы совершенствования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Государственное и муниципальное управление» обсуждаются без привлечения руководителей и специалистов органов местного самоуправления, являющихся конечными «потребителями» подготовленных ВУЗами специалистов. Это приводит к тому, что методология, лежащая в основе стандарта, направлена на решение проблем в образовательной сфере, но не учитывает необходимость решения прикладных задач муниципального управления.
Далее в качестве приоритетного направления развития кадровой политики следует выделить организацию и создание в субъектах Российской Федерации эффективной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Получение профессионального образования и совершенствование имеющихся знаний является выгодным вложением в краткосрочной и долгосрочной перспективе и имеет большое значение в процессе пребывания на службе.
Следует обратить внимание на обеспечение освоения сотрудниками органов местного самоуправления современных информационных и управленческих технологий. Особенно сильно отсутствие необходимых знаний и навыков по использованию технологий электронного документооборота и владению компьютерной техникой проявляется в городских и сельских поселениях.
Представляется целесообразным Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[2] (далее — Закон о муниципальной службе) дополнить ст. 18.1, регулирующей профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципального служащего как составные элементы дополнительного профессионального образования.
Кроме того, Закон о муниципальной службе необходимо дополнить положениями об обязательности прохождения муниципальными служащими, лицами, замещающими муниципальные должности, курсов повышения квалификации один раз в 5 лет.
Стимулирующее воздействие может оказать и унификация правовых норм, регулирующих прохождение муниципальной и гражданской службы.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 23 Закона о муниципальной службе установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, а именно обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей. Однако часть втора Гражданского кодекса Российской Федерации 1996 года [1] (далее — ГК РФ) не содержит данных положений.
Предлагаем внести изменения в п. 1 ст. 969 ГК РФ и определить, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества не только государственных служащих, но и муниципальных служащих.
Для совершенствования системы работы в муниципалитетах необходимо назначать на руководящие должности муниципальной службы собственных работников, проявивших способности к профессиональному росту и зарекомендовавших себя с наилучшей стороны.
Вызывает вопросы и тот факт, что должностям муниципальной службы вне зависимости от вида муниципального образования (городской округ, муниципальный район, поселение) и численности населения предъявляются равные квалификационные требования. Данное обстоятельство также порождает проблемы в подборе кадров в поселениях.
Разрешить указанную проблему возможно посредством внесения в Закон о муниципальной службе норм, предоставляющих субъектам Российской Федерации право устанавливать различные квалификационные требования к муниципальным служащим в зависимости от вида муниципального образования, численности населения, проживающего в нем.
В связи с вышесказанным представляется необходимым:
— принять федеральную государственную программу развития кадрового потенциала и соответствующие региональные программы, в рамках которых следует отразить основные принципы, требования, порядок формирования и работы с резервом управленческих кадров на муниципальном уровне;
— унифицировать основные принципы прохождения государственной службы и муниципальной службы, а именно присвоение классных чинов муниципальным служащим при соблюдении принципа единства государственной и муниципальной службы;
— разработать и утвердить единый порядок проведения на территории Российской Федерации квалификационного экзамена на классный чин, что позволит при переводе муниципального служащего из одного муниципального образования в другое в пределах той же группы должностей сохранять ранее присвоенный классный чин;
— осуществить грамотную оптимизацию структуры администраций муниципальных образований и штатной численности сотрудников органов местного самоуправления.
Список литературы
1. Собрание законодательства Российской Федерации. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 05.03.2007. № 10. Ст. 1152.