УДК 34.023:341.231.14
Страницы в журнале: 26-31
М.М. ЛОЛО,
кандидат политических наук, доцент Государственного университета управления lmarkos13@gmail.соm
Анализируются особенности раскрытия в художественных, документальных и анимационных фильмах темы прав человека. Рассматриваются два подхода к пониманию этой проблематики в кинематографе – широкий и узкий. Если первый подход проявляется в содержании кинолент, то второй находит отражение в практике организаций фестивалей фильмов о правах человека, киношкола, правозащитной активности деятелей киноискусства.
Ключевые слова: права человека, мировой кинематограф, кинофестиваль, права зрителей, правозащитник.
Cinematic Image of Human Rights
Lolo M.
This paper analyzes the features of human rights disclosed in feature films, documentaries and animated films. The author shows that there are two approaches to this problem in the film industry — wide and narrow. If the first approach is evident in the content of films, the second approach is reflected in the practice of organization of the festival of human rights films, film schools, human rights activity of well-known representatives of cinema.
Keywords: human rights, world cinema, film festivals, protection of moviegoers, the human rights activist.
С тех пор как во времена Великой французской революции 1789 года в «Декларации прав человека и гражданина» прозвучало словосочетание «права человека», это понятие постоянно наполнялось новым смыслом, новые общественные движения и организации подключались к отстаиванию этих прав, появились новые возможности демонстрации их значимости. Было бы странно, если бы кино, возникнув как мощное средство эмоционального воздействия на личность, не отреагировало на проблему прав человека. Безусловно, на ранней стадии кинематограф просто не мог себе позволить разделять создаваемые ленты по тематике, настолько важно было показать зрителю живую, подвижную картинку реальности, отделенной от него временем и пространством. Но уже в первых документальных хрониках, например Русско-японской войны 1904—1905 годов, можно выделить тему защиты раненых. В Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) хранятся кинофотодокументы, освещающие историю и этой войны, и Первой мировой. Деятельность санитарных подразделений запечатлена в сюжетах «Хроники империалистической войны 1914—1917 годов», «Русской военной хроники». В 1915 году благотворительный Скобелевский комитет выпустил серию «Русской военной хроники», посвященную работе войсковых госпиталей, — «Лазареты на фронте». Сохранились сюжеты о буднях санитарных поездов, действовавших в Маньчжурии и Порт-Артуре, в частности из «Хроники Русско-японской войны 1904—1905 годов».
Одним из первых фильмов, поднявших вопрос о судебной защите прав человека, стал французский короткометражный художественный фильм Жоржа Мельеса «Дело Дрейфуса» (L’affaire Dreyfus), выпущенный в 1899 году, еще до окончания процесса, и отличавшийся стремлением к реализму и документальности. Не без влияния этой ленты Иосиф Сойфер-Осипов в 1913 году снял игровой фильм «Тайны Киева, или Процесс Бейлиса». А в 1917-м на киевской киностудии «Светотень» по сценарию режиссера Николая Брешко-Брешковского, написанному на основе следственных материалов и материалов суда над Менделем Бейлисом, выпускается драма «Процесс Бейлиса». Кинематографистов привлекает раскрытие в историческом ракурсе психологии поведения обвиняемого человека и тех, кто его судит. Так, в 1928 год датский режиссер Карл Теодор Дрейер в полуторачасовом немом фильме «Страсти Жанны д`Арк» (La passion de Jeanne d’Arc) воссоздает процесс над Орлеанской девой — национальной героиней Франции. Глубина художественных образов героини и представителей инквизиционного суда позволяет критикам относить эту ленту к шедеврам мирового кинематографа[1].
Поскольку понятие «права человека» подразумевает как широкую, так и узкую трактовку, то и перечень кинофильмов по данной проблематике можно представить и в расширенном, и в узком, достаточно специализированном виде. В IMDb.com — одной из самых больших электронных баз данных о фильмах — их насчитывается около тысячи. База российского сайта «Кинопоиск.ru» называет в пять раз меньше таких лент. При этом более половины картин относятся к документальным фильмам, треть представляют драмы, почти десятая часть освещает различные исторические сюжеты. Разумеется, список мог бы быть гораздо длиннее, если выходить за рамки поиска, ограниченного такими ключевым словами, как «права человека», «злоупотребление правами человека», «нарушение прав человека», «права ребенка», «детские права человека», «движение за права человека», «юрист в сфере прав человека — правозащитник», Human Rights Watch. Однако расширение такого списка, каким бы важным оно ни было с точки зрения привлечения внимания зрителей к правозащитной проблематике, может привести к размыванию понимания сути вопроса, касающегося соблюдения прав человека в общем объеме разноплановой информации — от исторической до семейно-бытовой.
Ответственная роль в концентрации внимания зрителя — и не просто как посетителя киносеанса, а как представителя гражданского общества — принадлежит многочисленным кинофестивалям, на которых демонстрируются ленты о правах человека. На фестивале в Нью-Йорке (New York Film Festival), который проводится с 1963 года, была учреждена премия имени испанского кинооператора и документалиста, работавшего на Кубе, во Франции и США, автора книги «Человек с кинокамерой» Нестора Альмендроса за лучший фильм о борьбе за права человека. В США правозащитная проблематика представлена на международных кинофестивалях WorldFest в Хьюстоне, политических и культурных документальных фильмов в Западном Голливуде, Free Speech International Film Festival в Филадельфии, International Freethought Film Festival в Денвере.
В 2012 году на всех перечисленных фестивалях высших наград удостоилась документальная лента «Свободный Китай: мужество верить», снятая режиссером М.Перлманом совместно с телеканалом NTD. Фильм с невымышленными героями рассказывает о том, как в Китае преследуются различные группы граждан, включая тибетцев, прихожан домашних христианских церквей и других, а также о рабском труде в местах заключения и производстве там же товаров на экспорт. Однако о политической ангажированности фильма говорит то, что он показывался не только в кинозалах, но и в аудиториях законодательных органов власти — американском Капитолии и парламенте Тайваня[2].
В Амстердаме с 1988 года регулярно проводится важнейший и крупнейший международный фестиваль документального кино International Documentary Festival Amsterdam (IDFA), который отличается уникальной конкурсной программой, разнообразием жанров, специальными показами, ретроспективой. На него отбирается более 250 фильмов. На фестивале вручается специальная премия фильму, затрагивающему права человека[3]. С 1998 года каждые два года организуется Международный фестиваль фильмов о правах человека в Нюрнберге (Nuremberg International Human Rights Film Festival)[4]. Он стал первым фестивалем в Германии, затрагивающим освещение проблемы прав человека в художественных, документальных и анимационных тематических проектах. Заметим, что выбор Нюрнберга как площадки для такого фестиваля не просто подтверждает статус города, который заботят вопросы мира и прав человека, но и способствует закреплению уроков военного трибунала в Нюрнберге, состоявшегося в 1945 году и заложившего основы современного международного права, в первую очередь главную из них – неприятие насилия над человеком. Помимо международной конкурсной программы есть широкий спектр специальных показов, тематических секций, дискуссий. Фильмы-победители получают международную награду Nuremberg Human Rights и приз зрительских симпатий.
В 1999 году чешской общественной организацией People in Need — членом «Киносети о правах человека», объединяющей 33 фестиваля по всему миру, — был основан ежегодный фестиваль документальных фильмов о правах человека «Один мир» (чеш. Jeden Svet). Его программу, включающую около ста лент, можно считать самой насыщенной среди смотров подобного рода. В 2006 году фестиваль получил Особое упоминание в ЮНЕСКО за вклад в продвижение прав человека и пацифистское образование. Во время фестиваля организация People in Need вручает известным правозащитникам награду Homo Homini в знак признательности за приверженность делу продвижения прав человека, демократии и ненасильственного разрешения социальных и политических конфликтов.
В 2007 году была учреждена Кинопремия Совета Европы FACE (Film Award of the Council of Europe), которая вручается на Стамбульском международном кинофестивале. Символично, что аббревиатура премии звучит по-английски как face — «лицо». Проблематику прав человека можно считать лицом Европы, где еще в 1950 году был принят основополагающий документ в данной области — Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также имеется реально функционирующий механизм защиты декларируемых прав — Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). То, что местом вручения европейской премии в области киноискусства за отражение прав человека выбран Стамбул и Стамбульский кинофестиваль, можно считать данью тому, что Турция стала одним из первых государств — членов Совета Европы в 1949 году, а также имеет глубокие традиции кинопроизводства.
Смысл премии FACE заключается в уверенности в возможностях киноискусства доносить до публики общечеловеческие ценности в области прав человека, общественной терпимости и социальной сплоченности. Согласно позиции Совета Европы кино способно открыть зрителю путь к пониманию Европы будущего, основанной на равенстве при разнообразии культур и интересов всех населяющих ее народов, равных возможностях для всех граждан, отсутствии жестокости и нетерпимости. Премией FACE отмечаются художественные и документальные фильмы, отражающие те ценности, за которые выступает Совет Европы, а именно права человека, свобода личности, политическая свобода, верховенство закона. Международное жюри при отборе кинолент не ограничивает их тематику, считая, что права человека в равной степени можно выразить и в семейной драме, и в эпическом полотне. Помимо денежной части премии, составляющей 10 тысяч евро, победителю вручается бронзовая статуэтка работы скульптора Фредди Рульмана «Спираль восхождения». Из множества ассоциаций, касающихся символа спирали восхождения, целесообразно остановиться на словах Николая Рериха: «Из самых высоких и прекрасных символов люди ухитряются сделать бытовые, никому не говорящие предметы. Потому и в движениях самой жизни так страшно омертвение, опошление, которое внедряется во весь смысл существования, овладевает всем складом мысли и оставляет на всем свою позорную печать. Замечающие это были бы пессимистами, если они будут думать лишь об этой стороне. Но ведь первая спираль — восхождение, она должна остаться первою, самою привлекательною и самою вдохновительною»[5].
Слова Рериха прекрасно иллюстрируют фильмы, названные первыми лауреатами премии FACE. В 2007 году ее удостоился фильм «Суд» (Bamako) режиссера А.Сиссако из Мали, рассказывающий об эксплуатации Черного континента мировыми державами и о местном «суде», куда малийцы обращаются за правдой. Сейчас, когда в этой африканской стране развернулись поддерживаемые французскими вооруженными силами действия против исламистов, сюжет ленты, доказывающей, как значимо равноправие, уважение к правам человека и гражданская солидарность для установления социальной справедливости и социально-экономического развития, воспринимается особенно актуально. В 2008 году лауреатом стал фильм «Слепая гора» (Mang Shan) режиссера Ли Ян об истории китайской девушки, едущей на север страны в поисках работы, — истории, изобличающей ужас таких проблем современности, как торговля людьми и насилие над женщинами. В 2009 году победителем в номинации FACE назван фильм режиссера М. Бечиса «Смотрители птиц» (Birdwatchers), раскрывающий тему внимания к изменениям, которые происходят в местных сообществах, относящихся к этническим меньшинствам. В 2010 году приз Совета Европы на кинофестивале в Стамбуле получили С. Копти и Я. Шани за фильм «Аджами», основное действие которого происходит в районе Аджами израильского города Яффы. Пересекающиеся сюжетные линии связаны с судьбой разных персонажей: араба, которому необходимо срочно достать крупную сумму денег, чтобы откупиться от кровной мести; палестинского юноши, нелегально работающего в заведении араба-христианина и нуждающегося в деньгах на оплату операции матери; израильского полицейского, занятого поисками пропавшего во время службы в армии брата.
Анализ этих лент позволяет говорить о том, что в рамках европейского пространства сложилось достаточно широкое представление о правах человека. Это представление не позволяет акцентировать внимание на нарушении прав какой-то группы населения, выделяемой на основе любых признаков (социальных, этнических, религиозных и др.), оно затрагивает саму суть проблемы, заключающуюся не просто в необходимости установления равенства людей в правах, а в обретении ими реального ощущения себя людьми, обладающими такими правами.
Тематика прав человека, раскрываемая средствами кинематографа, не знает государственных границ. Для России этот вопрос оказался особенно острым в начале 1990-х годов в условиях разрушения многих социальных связей, правового беспредела. Что касается фестивальной истории, то в Российской Федерации правозащитная тематика стала лейтмотивом фестиваля «Сталкер», носящего имя героя произведения братьев Стругацких, который устраивал опасные для жизни экскурсии по небезызвестной, расположенной рядом, но не освоенной Зоне[6]. Этот фестиваль возник в 1995 году. С учетом политических проблем и интересов того времени в программу фестиваля вошли главным образом ленты о репрессиях и сталинских лагерях. Однако в настоящее время проблематика тоталитаризма не занимает на фестивальном экране столь значимого места. Гораздо больше внимания уделяется фильмам, в которых рассказывается о судьбах беженцев, людей, прошедших войну, заключенных, неизлечимо больных, детей, женщин. Декларируемая защита прав в совокупности этических, юридических и конституционных ценностей сохраняется, но акцент смещается на болезненные темы начала XXI века. Один из фильмов — «Похвистневские беженки» И. Потемкина, призер «Сталкера» 2003 года, — это короткометражный фильм о балерине из Таджикистана, обучающей детишек приволжской деревни. Имея в учредителях западные фонды, в том числе канадское «Гражданское общество», Международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН (ЮНИСЕФ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), «Сталкер» занимает не столько культурную, сколько социально-политическую нишу, поднимая при этом острые проблемы так аккуратно, что большинство фильмов, попадающих в программу, не воспринимаются как мощное идеологическое оружие. В 2007 году на фестивале «Сталкер» специальный день был выделен для программы «Кино на защите прав беженцев», в которой были представлены ленты, созданные кинематографистами Израиля, Мексики, Словакии, Франции и России.
Значимой правовой проблемой является защита от любых форм расовой дискриминации. День 21 марта Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным днем борьбы со всеми формами расовой дискриминации в связи с тем, что 21 марта 1960 года в Шарпевиле (ЮАР) были убиты 70 участников демонстрации против апартеида. Каждый год в течение Европейской недели действий против расизма тысячи людей, участвуя в различных акциях, активно поддерживают идеи толерантности, равенства прав и многообразия Европы. Ни в проблемном, ни в организационном плане документальный кинематограф не смог обойти эти вопросы. Примером внимания к ним можно считать организованный в 2006 году в Санкт-Петербурге Международный кинофестиваль против расизма и ксенофобии «Открой глаза!». Первый такой фестиваль проводился в рамках Европейской недели действий против расизма при поддержке ООН.
Фестиваль был организован в формате независимого общественного форума, а зрителям была предложена серия бесплатных показов актуальных кинолент из России и стран Европы, затрагивающих проблемы расизма и ксенофобии. Однако важнее оказалось то, что все желающие смогли обсудить эти проблемы с известными исследователями, правозащитниками, журналистами, режиссерами, представителями городских властей, активистами общественных организаций и движений — организаторами и участниками конкретных проектов в области борьбы с ксенофобией из России и Европы. Особый интерес вызвала дискуссия «Язык вражды». С 2009 года фестиваль проходит в рамках общественной кампании «Ксенофобии NET».
Фестивали с правозащитной тематикой организованы и в других странах постсоветского пространства, например, ежегодный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. Фильмы, представленные на нем, демонстрируются на экранах свыше ста городов и многих сел Украины. Основная цель организаторов фестиваля — заставить зрителя задуматься о своей жизни, об окружающих людях, а также о тех, кто, несмотря ни на что, борется за свои права и с кого следует брать пример.
Если фестивали можно считать явлением периодическим, то работа киноклубов — действие постоянное. Тематика прав человека часто становится определяющей в выборе направления такой формы медиаобразования. В сентябре 2010 года при поддержке московского представительства международной правозащитной организации «Международная амнистия» был основан чебоксарский киноклуб «Кино за права человека». В 2011 году Гильдия кинорежиссеров России при поддержке Европейского союза открыла в Екатеринбурге первую российскую киношколу «Права человека». Ее главная цель — просвещение молодежи в области защиты прав человека средствами кинематографа. Занятия включают в себя лекции, демонстрацию кинофильмов, дискуссии с участием представителей правозащитных организаций и встречи с авторами фильмов. Киноклубы работают при многих российских вузах.
Вопрос о правах человека касается также прав зрителей, которые, например, в России имеют право на свободное пользование услугами всех видов киновидеообслуживания; качественный киновидеопоказ; получение полной и достоверной информации о киновидеозрелищном предприятии по предоставляемым им видам услуг, в том числе дополнительным, и т. д.[7]
Похожие формулировки прав зрителей есть и в регламентирующих деятельность кинопроката документах других стран. Однако в этой области возникает немало вопросов. Среди тех, которые появились в последнее время, в Российской Федерации оказались вопросы в связи с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[8]. Согласно этому акту многие фильмы получают маркировку «запрещено для детей» или «для детей старше 16 лет»[9]. «Взрослые» маркировки получили голливудские боевики, являющиеся любимым зрелищем подростков, например «Обитель зла: Возмездие», «Судья Дредд», «Медальон». В то же время сами студии-производители оценили их мягче — как PG-13 (по американским правилам допускаются дети старше 13 лет) или R (дети допускаются только в сопровождении родителей). По российскому закону детям старше 16 лет можно показывать жестокость и насилие только при отсутствии натуралистических деталей, которые могут вызвать страх, ужас или панику, при обязательном осуждении таких действий и выражении «сострадания к жертве».
Порой права зрителей нарушает реклама, предваряющая просмотр кинофильма. В 2010 году китаянка Чен Сяомэй, придя в кино на ленту «Афтершок» режиссера Фэна Сяогана о последствиях землетрясения 1976 года в Таншане, была вынуждена 20 минут смотреть рекламные ролики. Будучи юристом, она подала в суд на кинокомпанию Polybona International Cinema и кинопрокатную компанию Huayi Brothers Media Corporation, потребовав компенсации за трату ее личного времени и нарушение ее права на свободу выбора[10].
Свобода и права человека в значительной степени измеряются возможностью свободы выбора. Как правило, время выбора совпадает с важными событиями в жизни людей. Так, после съемок фильма «Джанго освобожденный» Леонардо Ди Каприо заявил, что хочет отдохнуть от кинематографа и заняться охраной окружающей среды. Позиция актера вполне понятна. Кинематограф, поднимая актуальные вопросы защиты прав человека и защиты природы, воздействует не только на зрителей, но и на тех, кто непосредственно связан с процессом кинопроизводства. Правозащитная тематика, поднимаемая мировым кинематографом, подвигает многих ярких, выдающихся деятелей киноискусства на правозащитную деятельность. Они становятся послами мира ООН, послами УВКБ, Программы развития ООН (ПРООН) и ЮНИСЕФ. И такую активность представителей кинематографического сообщества можно считать одним из залогов успеха в продвижении к решению проблемы прав человека.
Библиография
1 The Top 50 Greatest Films of All Time. URL: http://www.bfi.org.uk/news/50-greatest-films-all-time
2 См.: Иванов И. В парламенте Тайваня показали резонансный фильм о нарушениях прав человека в Китае // Великая Эпоха (The Epoch Times). 2012. 18 окт. URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/67234/4/
3 URL: www.kinodocument.ru
4 URL: www.humanrightsfilmfestival.org
5 Рерих Н.К. Возрождение. URL: grani.agni-age.net/articles5/NKR_ascension.htm
6 См.: Леонова Е. Чужие среди своих: закончился фестиваль правозащитного кино «Сталкер» // Независимая газета. 2003. 19 дек.
7 Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения (ред. от 01.02.2005): постановление Правительства РФ от 17.11.94 № 1264// СЗ РФ. 1994. № 31. Ст. 3282.
8 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст.48.
9 «Кинотеатры лишились права пускать молодых зрителей на многие фильмы» // Ведомости. 2012. 20 сент.
10 «Кино нарушает права человека». URL: http://www.vokrugsveta.ru/news/10040/