Э.В. БУДАЕВ,
адъюнкт Академии управления МВД России
Конституция Российской Федерации закрепляет принцип социального государства: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Происходящие в России процессы общественных преобразований при всей их демократической направленности пока не совсем оправдывают возложенные на них надежды. Оценка реалий жизни нашего общества дает основания для вывода о том, что приведенное выше положение Конституции РФ можно расценивать лишь как программную установку. Для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества.
Без надежно защищенного гражданского общества с его автономными публичными сферами такие цели, как свобода, равенство, совместное планирование и общественное принятие решений, будут лишь пустыми лозунгами.
Термин «гражданское общество» часто встречается в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов. Он содержится более чем в ста правительственных актах и официальных документах. О необходимости дальнейшего развития гражданского общества или его усилении говорится в каждом ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию.
В строго юридическом смысле термин «гражданское общество» не имеет четкого определения не только в российском праве, но и в праве многих западных государств. Естественно, сам по себе факт отсутствия термина «гражданское общество» еще не означает отсутствие гражданского общества как такового, но является весомым аргументом в пользу того, что гражданское общество не может быть установлено или объявлено какими-то законами и может быть лишь следствием благоприятного социального развития государства.
В различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному: в одних говорится о том, что существует некая грань между правовым государством и гражданским обществом и понятие «гражданское общество» используется в сопоставлении с понятием «государство»; в других — о том, что правовое государство не может возникнуть и функционировать без образования внутри себя гражданского общества.
Несмотря на противоречия в понимании и интерпретации термина «гражданское общество» среди российских ученых, политиков и законодателей, можно сформулировать некоторые общие аспекты этого понятия, которые в большей или меньшей степени одинаково трактуются почти всеми исследователями. Российские аналитики рассматривают правовое государство как ключевой элемент, обеспечивающий сохранение и развитие гражданского общества, при этом государство основывается и строиться на базе гражданского общества. Гражданское общество не ограничивает правовое государство, а дополняет его.
Еще Гегель выступал против разделения гражданского общества и государства. Ясно, что степень свободы гражданского общества по отношению к государству нельзя зафиксировать жесткими общими правилами. В конечном итоге, с его точки зрения, отношения между государством и гражданским обществом можно определить, только тщательно взвесив — с позиции политического разума, какие преимущества и недостатки будут иметь ограничение независимости, абстрактной свободы и плюрализма гражданского общества в пользу прерогатив государства. Гегель формулирует два условия, при которых вмешательство государства оправданно (говоря его словами, «сглаживание государством привилегий и несправедливостей»). Во-первых, вмешательство государства возможно в целях устранения несправедливости или неравенств, существующих в гражданском обществе. Во-вторых, прямое вмешательство государственной власти в дела гражданского общества оправданно, если оно направлено на защиту и содействие всеобщим интересам населения.
Государство обеспечивает защиту гражданского общества, включая защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение безопасности и правопорядка.
Гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Постепенная ориентация на свободу, равенство всех перед законом, справедливость, исключающая какие-либо негативные последствия или привилегии, вытекающие из социального происхождения, должностного статуса, национальности, вероисповедания и т.п., обеспечивает в гражданском обществе равные стартовые возможности для всех людей. Создание условий для раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека — один из главных идеалов гражданского общества и правового государства. Отсюда возрастающее значение прав и свобод личности. Неотъемлемые, естественные права человека, которые до недавних пор объявлялись у нас в лучшем случае в идеалистическом видении предмета, в настоящее время получили не только научное, но и официальное признание. Иногда утверждается, что такие права и свободы по сути дела есть конституционные установления, а их содержание и перечень поддаются в конце концов выявлению путем всенародного опроса и референдума. Но в том-то и дело, что неотчуждаемые права и свободы сохраняют свой характер лишь тогда, когда они действительно «срослись» с человеком и не подлежат никакому, в том числе юридическому, отчуждению. Эти права не выходят, однако, за рамки правового пространства. Закон может и должен их защищать и охранять, предусматривая различные формы юридической ответственности.
Государство как правовая организация публичной политической власти выполняет определенные функции по отношению к обществу.
Гражданское общество само себя регулирует, в частности, формирует для себя управляющую систему, задает параметры и пределы государственного вмешательства и тем самым предопределяет функции государства. Вместе с тем государство как публично-властная институция обладает относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу. Последнее означает возможность такого государственного вмешательства в дела гражданского общества, которое происходит независимо от воли большинства субъектов гражданского общества.
Функции государства по отношению к обществу (гражданскому обществу) — это основные направления его деятельности, нацеленной на решение общих дел субъектов общества (гражданского общества).
Различаются внутренние и внешние функции государства. Последние означают осуществление задач государства в международных отношениях.
Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются по отношению к одному и тому же субъекту — гражданскому обществу, обществу, в котором существует государство.
В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций, что обеспечивает существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашенная ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и его функциями. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной. На функции государства оказывают определяющее влияние не столько его классовые характеристики, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы)
В этой связи, с теоретических позиций, в качестве характерной особенности структурной модели современного эффективного государства может рассматриваться дополнение блока его ключевых функций (экономической, политической, социальной, идеологической) охранительной функцией. Под последней следует понимать взаимосвязанную деятельность государственных институтов, направленную на обеспечение целостности и безопасности государства, а также стабильности и сохранности общественных отношений.
Охранительная функция государства — понятие сложное; оно объединяет ряд подфункций, различающихся по объектам, на охрану которых они направлены, а также по методам и средствам их осуществления. В целом эти подфункции находят свое выражение в единой, охранительной деятельности государства.
Выделение охранительной функции государства позволяет по-иному посмотреть на систему его функций и роль отдельных функций в их органической взаимосвязи с задачами обеспечения охраны всей системы позитивных, целесообразных, нормальных общественных отношений, защищенности и гарантированности системы правовых отношений, свобод и прав граждан.
Осуществление охранительной функции государства, и в первую очередь по отношению к правам и свободам человека, — важнейшая современная задача неуклонно демократизирующегося общества, формирующегося правового и социального государства. По сути охранительная функция — критерий, позволяющий оценить степень развития гражданского общества путем определения четких границ функционирования государства в сфере безопасности личности.