Статья

Консолидация усилий государственных органов в решении задач предупреждения преступности

Д.И. ГАНУС, соискатель Автор анализирует возможности объединения усилий и координации действий специализированных и неспециализированных государственных органов в решении задач профилактики преступности, обеспечения порядка и соблюдения законности в стране.

Д.И. ГАНУС, 

соискатель

 

Автор анализирует возможности объединения усилий и координации действий специализированных и неспециализированных государственных органов в решении задач профилактики преступности, обеспечения порядка и соблюдения законности в стране.

Ключевые слова: предупреждение преступности, специализированные государственные органы, неспециализированные государственные органы.

 

The author analyzes the possibilities of synergy and coordination between specialized and non-government agencies in addressing crime prevention, maintenance of order and legality in the country.

Keywords: crime prevention, specialized government agencies, non-specialized public authorities.

 

Исходя из того, что субъектами предупредительной деятельности в широком смысле слова можно назвать государство и общество в целом в той мере, в какой они организуют, направляют и осуществляют предупреждение преступности и того, что организация предупредительной деятельности является одной из приоритетных задач государства, можно сделать вывод, что предупреждение преступности является обязанностью всех ветвей государственной власти: и законодательной, и исполнительной, и судебной, и иных нетрадиционных ветвей власти (в частности прокурорской), исполняемой ими в формах и в пределах тех полномочий, которые установлены законом.

Государственные органы, в той или иной мере выполняющие функции предупреждения преступности, можно разделить на неспециализированные, решающие самые разнообразные задачи в области профилактики правонарушений, правового воспитания, производства и быта, организации досуга и т.п., и специализированные, объединенные единством задач и в то же время различающиеся своей компетенцией, методами деятельности и не находящиеся в административной зависимости друг от друга.

К первым можно отнести, прежде всего, органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, формирующие законодательную и иную нормативно-правовую основу предупреждения преступности, устанавливающие компетенцию, права и обязанности других субъектов этой деятельности, осуществляющие ее финансовое, материально-техническое, кадровое и ресурсное обеспечение, планирование, контроль в данной области, а также непосредственно проводящие на различных уровнях мероприятия по предупреждению преступности.

Другой группой неспециализированных государственных органов, осуществляющих предупредительную деятельность являются различные органы государственного контроля, как то Государственная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Госстандарт, Госторгинспекции, Государственная инспекция по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органы санитарно-эпидемиологического надзора, лесной и рыбной охраны и др.

Третью группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие функции предупреждения преступности при решении вопросов местного значения, как самое низшее звено власти, которое непосредственно контактирует с населением, в частности, создание в местных администрациях специальных отделов или назначение должностных лиц, которые осуществляют работу с несовершеннолетними, но прежде всего и главным образом при осуществлении охраны общественного порядка, а также учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.

К специализированным государственным органам, осуществляющим предупреждение преступности, относятся такие структуры, для которых предупредительная деятельность является основной или одной из основных. Это, прежде всего, суды, всей своей деятельностью так или иначе способствующие предупреждению преступности и других правонарушений..

Особая роль органов внутренних дел в решении задач предупреждения преступности определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности. Основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством России, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности определён Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений утвержденной Приказом МВД РФ от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». Криминальная милиция, действующие в ее составе оперативно-розыскные аппараты уголовного розыска по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и коррупцией вносят решающий вклад в дело предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступлений. Наряду с этим они проводят работу, направленную на выявление и оперативное устранение причин и условий способствующих совершению преступлений различных видов. Значительный удельный вес занимают предупредительные функции в деятельности подразделений криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Сугубо профилактические функции выполняют подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

На предупреждение преступлений, связанных с оружием и боеприпасами, их незаконным оборотом, направлена деятельность такого звена милиции общественной безопасности, как подразделения лицензионно-разрешительной работы. Паспортно-визовая служба способствует предупреждению преступлений, связанных с пребыванием в России иностранных граждан.

Широкий комплекс мер, направленных на предупреждение автотранспортных преступлений, осуществляет ГИБДД, таких как контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, соблюдением правил дорожного движения, обеспечение допуска к управлению транспортом специально подготовленных лиц, разъяснительная работа с населением и многое другое.

Значение прокуратуры в деятельности по предупреждению преступлений определяется, прежде всего, ее статусом как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Первостепенное значение в этом плане имеет прокурорский надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, местным самоуправлением, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов. Выявляя и пресекая (путем опротестования, возбуждения уголовного или административного преследования) нарушения законодательства о собственности, приватизации, землепользовании, налогах, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности, прокуратура способствует введению в правовое русло и стабилизации базовых экономических отношений, устранению криминально-опасных ситуаций, ограничению сферы действия причин и условий, способствующих хищениям, хозяйственным, должностным и иным преступлениям.

Предупреждению преступности способствует также прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Деятельность по предупреждению преступности осуществляется также органами Федеральной службы безопасности, Таможенной службы в рамках их компетенции.

Таким образом, среди органов государственной власти можно выделить неспециализированные: органы законодательной и исполнительной власти, контрольные органы, органы местного самоуправления, учреждения культуры, здравоохранения, образования; специализированные: различные правоохранительные органы.

Анализируя и сопоставляя обширный спектр задач, стоящих перед государственными органами, и комплексность мероприятий по предупреждению преступности, следует заметить, что их реализация будет эффективной только при условии взаимодействия различных субъектов предупредительной деятельности. Все это создает необходимость в упрочении координационных отношений между названными субъектами профилактики, заключающейся в совместной разработке, обсуждении и реализации согласованных мероприятий по борьбе с преступностью.

Как справедливо отмечает В.И. Рохлин, консолидация усилий всех государственных органов, образующих единые силы для борьбы за укрепление общественного правопорядка и обеспечение законности, является одним из основополагающих организационных принципов как общей, так и специальной профилактики преступности[1].

Можно выделить два вида координации: вертикальную, при которой возникают регулятивные отношения между вышестоящими и нижестоящими органами (они могут находиться в организационной подчиненности, а могут и не находиться в ней), а также горизонтальную, где координация возникает между двумя или более органами, находящимися на одном организационном уровне их иерархической системы, отношения которых определяются их равенством и реализуются в виде простого согласования, позволяющего сосредоточить усилия всех субъектов профилактики на определенной территории в конкретном направлении, преодолеть ведомственную разобщенность.

Координация деятельности правоохранительных органов строится на основе соблюдения законности, равенства всех участников деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий. Ответственность за выполнение согласованных решений  несет руководитель каждого правоохранительного органа. К числу других требований следует также отнести требования о непрерывности и постоянности координационной деятельности, об осуществлении ее по наиболее важным и значимым направлениям борьбы с преступностью, о гарантированности обеспечения конспирации при проведении совместных специальных операций, о подчинении частных (ведомственных) интересов общим и другие.

Для достижения эффективности мер по предупреждению преступности необходимо объединение усилий правоохранительных органов, устранение дублирования и параллелизма в работе, разработка и согласованность их действий по своевременному выявлению, пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, при строгом соблюдении законности можно предложить направления «Программы по предупреждению преступности» для работы и координации государственных организаций».

1. Цели, основные направления и способы реализации Программы.

—повышение уровня общественной безопасности;

—обеспечение защиты прав и свобод граждан;

—предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений.

В качестве основных направлений совместной деятельности государственных органов определяются:

—противодействие терроризму, проявлениям политического, этнического и религиозного экстремизма;

—повышения уровня антитеррористической защищенности населения, объектов жизнеобеспечения и муниципальных объектов;

—предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, наркотиков;

—преодоление криминальных проявлений в экономике, противодействие коррупции, защита государственной и муниципальной собственности;

—профилактика преступности несовершеннолетних;

—обеспечение общественного порядка и профилактика уличной преступности;

—повышение личной безопасности горожан, охраны их имущества, улучшение обстановки в жилых секторах;

—активизация деятельности муниципальной народной дружины по предупреждению  и  пресечению  преступлений  и  правонарушений  в  городе, улучшение ее взаимодействия с участковыми уполномоченными милиции;

—обеспечение безопасности дорожного движения;

—правовое просвещение населения.

2. Способы реализации Программы

В качестве способов реализации Программы выступают организационные и технические мероприятия, выполняемые в течение календарного года, указанные в Программе либо подлежащие реализации по отдельным планам. Мероприятия Программы реализуются во взаимодействии со всеми заинтересованными структурами.

3. Противодействие терроризму, проявлениям политического, этнического и религиозного экстремизма.

4. Предупреждение незаконного оборота оружия, наркотиков

5. Противодействие криминализации экономики и коррупции.

6. Профилактика преступности несовершеннолетних.

7. Обеспечение общественного порядка, профилактика и пресечение преступлений и правонарушений.

8. Обеспечение безопасности дорожного движения.

9. Правовое просвещение населения.

Координационная деятельность правоохранительных органов направлена на обеспечение всестороннего анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений. Результатом таких действий становится выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью, разработка совместно с другими государственными органами, научными учреждениями мероприятий по предупреждению преступлений и иных правонарушений, подготовка предложений по улучшению правоохранительной деятельности, по совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступными проявлениями.

Однако следует иметь в виду, что организация предупредительной деятельности — это задача всех государственных органов. Поэтому наряду с координацией деятельности правоохранительных органов исключительно важно взаимодействие с другими органами государства, отдельными ведомствами и организациями[2].

В качестве положительного примера такого взаимодействия можно привести совместную деятельность органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений. Данное взаимодействие закреплено совместным приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 г.[3], которым определен порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, оформление и реализация результатов этих проверок, а также порядок направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесённых к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним мер и порядок направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Одним из приоритетных направлений предупредительной деятельности сейчас является борьба с незаконным оборотом наркотиков. Однако без должного взаимодействия всех элементов этой деятельности достичь каких-либо существенных результатов не удается. Одним из действенных способов решения данной проблемы выступает координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, с привлечением иных государственных органов.

Актуальной проблемой, требующей консолидации усилий всех государственных органов, является преступность несовершеннолетних. Для  ее решения требуется комплексный подход. От слаженной работы всех государственных органов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, зависит эффективность принимаемых мер по профилактике и борьбе с подростковой преступностью.

Правоохранительными органами совместно с органами государственного контроля в целях предупреждения и борьбы с преступностью несовершеннолетних формируются программы и проводятся мероприятия, направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений подростками. С целью проверки исполнения законодательства о соблюдении прав несовершеннолетних проводятся проверки состояния законности в деятельности учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центрах временной изоляции для несовершеннолетних нарушителей органов внутренних дел и т.п. В городах (районах) проводятся совместные рейды представителей органов местного самоуправления, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН милиции общественной безопасности, инспекторов по охране прав детства отдела образования в неблагополучные семьи. Совместно с органами исполнительной власти правоохранительные органы разрабатывают целевые программы, направленные на профилактику, предупреждение и борьбу с подростковой преступностью.

В координационных совещаниях и иных мероприятиях по предупреждению преступности несовершеннолетних принимают участие органы исполнительной власти, контролирующие  и иные государственные органы. На координационные совещания по мере необходимости  приглашаются представители: исполнительной и представительной (законодательной) власти; комитета (отдела) образования; комитета (отдела) здравоохранения; комитета (отдела) физической культуры и спорта; органов опеки и попечительства; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; комитета (отделов) по делам семьи и молодежи; комитета (отделов) труда и занятости населения; комитета (отделов) социальной защиты населения; департамента экономической политики и развития.

Таким образом, достижение целей и реализация задач предупреждения преступности требует объединения усилий и разнопланового взаимодействия всех государственных органов в решении вопросов противодействия преступности и ее предупреждения.

 

Библиография

1 См.: Рохлин В.И. Координирующая роль прокурора в борьбе с преступностью // Законность. 1999. № 3.

2 См.: Рохлин В.И. Координирующая роль прокурора в борьбе с преступностью // Законность. 1999. № 3.

3 Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024