А.М. ЧИЛИНГАРЯН,
аспирант кафедры конституционного и муниципального права РУДН
Рассматриваются основные аспекты реализации и защиты избирательных прав граждан, а также разрешения связанных с этим споров на основе норм Конституции Республики Армения и законодательства об избирательных правах.
Ключевые слова: защита избирательных прав, разрешение избирательных споров.
The main aspects of the implementation and protection of electoral rights of citizens, as well as resolve related disputes based on the norms of the Constitution and laws of the Voting Rights Act.
Keywords:: protection of electoral rights, the resolution of electoral disputes.
Конституция Республики Армения 1995 года устанавливает общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан. Правовой механизм защиты избирательных прав, бесспорно, имеет свои особенности. Само по себе наделение тех или иных органов соответствующей компетенцией не означает, что избирательные права претворяются в жизнь автоматически. Для этого необходимо закрепление определенной системы защиты основных политических прав граждан — избирательных прав.
В правовых исследованиях последних лет представлены несколько подходов к определению понятия «защита». Их многообразие связано, прежде всего, с отсутствием легального определения понятия применительно к конкретной области общественных отношений в Российской Федерации и актуальностью для правоприменения.
По мнению А.П. Морозова, правовая защита — это определенный юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечивать соблюдение прав и свобод личности[1]. С точки зрения С.А. Комарова защита — это способ функционирования, система средств воздействия[2].
По мнению А.В. Васина, защита публичных прав — это гарантированный каждому гражданину юридический механизм защиты его прав и свобод, который выражается в деятельности государственных или муниципальных органов по предотвращению нарушений публичных (в том числе избирательных) прав граждан, устранению препятствий для их реализации либо восстановлению нарушенного права посредством установленных законом форм правовой защиты[3].
М. С. Матейкович полагает, что защита избирательных прав граждан представляет собой принудительный механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях. Этот механизм обеспечивается межгосударственными организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, иными организациями, самими гражданами посредством предотвращения нарушений избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права и иными способами[4].
Согласно позиции Р.А. Охотникова, защита избирательных прав раскрывается через основные способы ее обеспечения: юридическая ответственность к нарушителям избирательного законодательства, разрешение избирательных споров в избирательных комиссиях и в судах общей юрисдикции, подача жалоб и обращений в избирательные комиссии без инициирования избирательных споров, конституционный контроль избирательного законодательства[5].
О.А. Зайцев считает, что понятие «защита» охватывает как охрану субъективных прав личности, так и гарантии, характеризующие реальную защищенность носителя этих прав[6]. Представляется, что защита прав граждан уже является своеобразной гарантией их реализации, включающей в себя комплекс средств и методов для их осуществления.
Понятие защиты связано с возможностью нарушений, несоблюдения прав, каких-то благ, установленных официальными документами. Законодатель, формулируя это понятие и оперируя им, допускает возможность нарушений в той сфере общественных отношений, применительно к которой понятие привязывается (защита имущественных прав, защита чести и достоинства личности, защита персональных данных работника и т.д.). Государство устанавливает возможные (допустимые) пределы несоблюдения норм действующего законодательства и соответственно формы и средства для обеспечения защиты по восстановлению нарушенных прав, предоставления возможности их реализации на практике.
Защита избирательных прав граждан государства неразрывно связана с избирательными правоотношениями охранительного характера. Государство «ограничено» основными правами и свободами человека и гражданина, являющимися непосредственно действующими правами с учетом требований части 2 статьи 3 Конституции Республики Армения. Конституция РА определяет, что исключительно по законам Республики Армения осуществляется защита и реализация прав физических и юридических лиц (статья 85.3).
Условия защиты и реализация прав физическими и юридическими лицами касаются и определения порядка условий осуществления избирательных прав граждан с учетом положений постановления Конституционного суда Республики Армения от 23 апреля 2010 г. по делу об оспаривании решения 10-й территориальной комиссии от 14 января 2010 г. «О выборах в национальное Собрание РА по мецамаснакан порядку». Конституция РА в статье 100 прямо указывает на то, что в ходе избирательных кампаний возможны споры, подлежащие рассмотрению в судебном порядке. Так, на основании указанной нормы основного закона страны именно Конституционный суд РА разрешает споры, связанные с решениями референдумов и итогами выборов главы государства и депутатов представительных органов власти.
Таким образом, Конституция Армении признает возможность конфликтов в ходе избирательных кампаний и определяет механизм для защиты избирательных прав граждан в целях обеспечения их реализации и недопущения нарушений политических прав граждан.
По мнению С.Д. Князева и Р.А. Охотникова, избирательные споры — это избирательные правоотношения охранительного характера, посредством которых путем обжалования в ус-тановленном законодательством административном и судебном порядке разрешаются конфликтные ситуации, возникающие в связи с предполагаемым или реальным нарушением избирательных прав граждан[7] .
Е.П. Ищенко при рассмотрении споров по поводу реализации гражданами своих избирательных прав использует понятие «электоральные споры». По его мнению, электоральные споры — это споры по поводу применения избирательного законодательства, возникающие при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в период между выборами, которые разрешаются избирательными комиссиями разных уровней (их должностными лицами) либо в судебном порядке[8].
Представляется, что основными причинами избирательных споров являются: вовлеченность в избирательный процесс большого числа субъектов, реализующих свое активное и пассивное избирательное право, а также политические силы, преследующие свои интересы и претендующие на выборные должности и мандаты в выборных органах власти, стремящиеся выйти победителями в борьбе с конкурентами за достижение поставленных целей в конкретной избирательной кампании.
В связи с этим следует поддержать точку зрения А.Г. Головина о том, что избирательные споры — это юридические конфликты, связанные с нарушением избирательных прав в ходе избирательных кампаний и разрешаемые в установленном законодательством порядке уполномоченными на то органами[9].
Анализ действующего избирательного законодательства Республики Армения позволяет выделить следующие признаки избирательных споров:
1. Спор как разновидность конфликта между его участниками связан с нарушением требований Избирательного кодекса Республики Армения, Конституции РА, касающихся избирательных прав граждан, которые имели место быть в избирательных правоотношениях, по мнению одной из сторон.
2. Спор необходимо рассматривать как конфликт между конкретными участниками (субъектами) избирательных правоотношений в государстве (граждане Республики Армения, политические партии, избирательные комиссии и др.).
3. Спор основывается на нормах действующего избирательного законодательства Республики и объектом его выступают соответствующие избирательно-правовые отношения (реализация гражданином Республики своего активного и пассивного избирательного права или др.).
4. Спор разрешается в установленном избирательным законодательством Республики Армения процессуальном (процедурном) порядке уполномоченными на то субъектами (судебный и внесудебный порядок рассмотрения споров). Так, в соответствии со статьей 40 Избирательного кодекса Республики Армения обжалование решений, действий или бездействия избирательной комиссии осуществляется в особом порядке. Указанная статья определяет порядок обжалования решений, действий или бездействия избирательных комиссий. Согласно статье 51 Конституции РА в случае, если Конституционным судом Республики Армения принимается к рассмотрению дело, касающееся результатов выборов Президента республики, то постановление должно быть вынесено судом в 10-дневный срок после получения заявления. Таким образом, нормы, регулирующие процессуальный порядок рассмотрения избирательных споров в Республики Армения, носят императивный характер.
5. Итогом избирательного спора является восстановление нарушенных избирательных прав и применение соответствующего вида ответственности за нарушения требований избирательного законодательства Республики Армения (административная, публично-правовая и др.).
Многочисленность избирательных споров в рамках законодательства, регулирующего избирательно-правовые отношения в Республике Армения, позволяет их классифицировать по нескольким основаниям.
По субъектам избирательные споры в Армении могут быть с участием избирателей — граждан Армении, достигших возраста избирательного права. На основании статьи 30 Конституции РА законом может устанавливаться право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местных референдумах лиц, не имеющих гражданства Республики Армения; кандидатов на должность главы государства, депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления; избирательных объединений. Так, согласно статье 7 Конституции РА, партии образуются свободно, способствуют формированию и выражению политической воли народа. Их деятельность не может противоречить Конституции и законам, а образ действий — принципам демократии.
Принимая во внимание постановления Конституционного Суда РА от 7 ноября 207 г. и
10 июня 2007 г., Конституционный Суд РА закрепил в своем постановлении от 23 апреля 2010 г. положение о том, что избирательные комиссии являются не представительными органами, осуществляющими народную власть, а в рамках государственной власти призваны, согласно установленному законом порядку, силой закона обеспечить формирование представительных органов народной власти.
Кроме того, субъектами избирательно-правовых отношений в Армении могут выступать средства массовой информации, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица.
Учитывая, что избирательные споры затрагивают многие аспекты избирательных правоотношений, можно различать избирательные споры по их предмету. Предметом избирательного спора могут быть:
—назначение выборов. На основании статьи 68 Конституции РА очередные выборы в Национальное Собрание проводятся не ранее чем за 40 и не позднее, чем за 30 дней, предшествующих истечению полномочий. Внеочередные выборы — в течение не ранее чем тридцати и не позднее сорока дней после роспуска парламента страны. Предметом рассмотрения Конституционного суда РА 23.04.2010 года послужило неверное, по мнению истца, установление сроков проведения выборов в 10-м избирательном округе от 10.01.2010 года. По мнению заявителя. Центральная избирательная комиссия РА неверно определила 80-дневный срок по истечении окончания выборов. Похожая ситуация негативно повлияла на реализацию пассивного избирательного права, т.к. с 31.12.2009 по 10.01.2010 года со стороны Правительства РА были объявлены нерабочими днями, что в свою очередь повлияло на результативность предвыборной кампании;
—составление списков избирателей. Согласно статье 41 Избирательного кодекса РА Центральная избирательная комиссия РА устанавливает порядок составления списков избирателей в муниципалитетах и др.;
—выдвижение кандидатов. Статьей 66 Избирательного кодекса РА установлено, что выдвижение кандидата в Президенты РА осуществляется партиями. Партийный блок регистрируется в ЦИК РА не позднее чем в 3-дневный срок после представления решения постоянно действующего органа партии;
—регистрация кандидатов. Так, на основании статьи 75 Избирательного кодекса РА решение об отказе в регистрации кандидата, выдвинутого в Президенты, обжалуется исключительно в судебном порядке в 3-дневный срок со дня его принятия;
—проведение предвыборной агитации. Например, известен факт, когда лицо, зарегистрированное в качестве кандидата, находясь под арестом, участвовало в предвыборной кампании посредством своих доверенных лиц, что соответствует действующему законодательству Армении[10];
—обжалование итогов голосования, результатов выборов;
—порядок формирования избирательной комиссии. Так, в постановлении Конституционного Суда РА от 29 июля 2007 г. по делу об оспаривании решения № 18, принятому 17 мая 2007 г. окружной избирательной комиссией
№ 36 «Об избрании депутата в Национальное Собрание Республики Армения в 36 округе по пропорциональной системе» признается факт, что по причине недостаточного контроля со стороны территориальной избирательной комиссии было нарушено требование пункта 4 статьи 34 Избирательного кодекса РА, согласно которому в числе других лиц кандидат в депутаты не может быть членом избирательной комиссии.
Конституция РА устанавливает судебный и внесудебный порядок рассмотрения избирательных споров, что позволяет избирательные споры также классифицировать по органам их рассмотрения.
Такими органами являются суды общей юрисдикции и Конституционный суд РА, а также избирательные комиссии различного уровня с учетом их компетенции. Так, Законом Республики Армения «О Конституционном суде Республики Армения» и Конституцией РА императивно устанавливается его компетенция по рассмотрению четко обозначенных избирательных споров. Все избирательные споры, не входящие в компетенцию Конституционного суда РА, рассматриваются в судах общей юрисдикции.
Кроме того, для выявления фактов правонарушений и рассмотрения процедурных вопросов защиты избирательных прав граждан могут быть привлечены различные контрольно-надзорные органы управления, в том числе суд и прокуратура.
Так, в соответствии со статьей 108.1 Конституции РА в целях обеспечения законности деятельности органов местного самоуправления в установленном законом порядке осуществляется правовой надзор. Согласно статье 3 Конституции РА прокуратура наделяется полномочиями по возбуждению в суде исков по защите государственных интересов. Обеспечение участия граждан в референдуме, в выборах Президента республики, депутатов Национального Собрания и органов местного самоуправления.
В зависимости от уровня выборов можно различать и избирательные споры, связанные с вопросами организации и осуществления избирательного процесса в части проведения выборов главы государства, депутатов представительных органов власти Национального Собрания РА и муниципальных советов.
Избирательные споры могут также классифицироваться и по другим признакам: по оспаривающей стороне (по субъекту), по причине возникновения, связанной с определенным этапом избирательного процесса), по степени сложности, по характеру нарушенных избирательных прав, по порядку рассмотрения, по порядку разрешения, по видам избирательных правоотношений, в сфере которых они возникают. В процессе использования своего права гражданин нередко имеет дело с разнообразными юридическими нормами, а не только с той, в которой субъективное право сформулировано в общем виде. Так, закрепленное в Конституции РА право граждан избирать и быть избранными в органы государственной и местной власти реализуются в рамках множества правоотношений. Осуществление этого публичного права регулируется также Избирательным кодексом РА, постановлениями Конституционного суда РА и рядом других нормативных правовых актов.
Таким образом, главная цель, к достижению которой направлена деятельность по рассмотрению избирательных споров в Республики Армения — это, прежде всего, защита избирательных прав граждан, объективное рассмотрение предмета конфликта, потому что только при реализации субъективного избирательного права выявляется эффективность его обеспечения и защиты.
Реализуя свои избирательные права, гражданин осмысливает свое право с точки зрения его содержания, пределов, результативности, принимает решение о путях его реализации, выбирает оптимальные способы его обеспечения, возможной защиты и т.д. В связи с указанными обстоятельствами, являясь основой для всего избирательного законодательства и обладая наивысшей юридической силой, именно Конституция РА служит ориентиром и правовой основой для защиты избирательных прав граждан республики.
Библиография
1 Морозов А.П. Конституционное право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов., С. 26.
2 Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. — М., 1998. С. 439.
3 Васин А.В. Конституционно-правовое регулирование охраны и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Автореф. диссерт. канд. юридич. наук. Москва, 2009. С. 10.
4 См.: Матейкович М.. Защита избирательных прав граждан Российской Федерации. — М., 2003. С. 89.
5 См.: Охотников Р.А. Избирательные споры и юридический механизм защиты избирательных прав граждан // Правоведение. 2006. № 6. С. 11.
6 Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. — М., 2001. С. 13.
7 См.: Князев С.Д., Охотников Р.А. Избирательные споры: юридическая природ и порядок рассмотрения: Монография.— Владивосток, 2005. С. 5—15.
8 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб.. для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков —М., 2003. С. 491.
9 Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. — М, 2007. С. 157.
10 Постановление Конституционного суда РА по делу об оспаривании решения 10-й территориальной комиссии от 14 января 2010 года «О выборах в национальное Собрание РА по мецамаснакан порядку» от 23.04.2010 года.