Статья

Конституционно-правовые основы реабилитации граждан, репрессированных по религиозному признаку [1]

Рассматривается содержание и конституционно-правовое закрепление понятия «реабилитация». Основное внимание уделено вопросу восстановления социальной справедливости в отношении граждан, репрессированных в годы советской власти по религиозному признаку.

УДК 342.731:343.294 

Страницы в журнале: 37-41

 

А.Ф. МЕЩЕРЯКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия Пензенского государственного университета fuga9@yandex.ru

 

А.А. ЯШИНА,

 аспирант кафедры правосудия Пензенского государственного университета zimnya-88@mail.ru

 

Рассматривается содержание и конституционно-правовое закрепление понятия «реабилитация». Основное внимание уделено вопросу восстановления социальной справедливости в отношении граждан, репрессированных в годы советской власти по религиозному признаку. Также авторы показывают роль судебных органов и Уполномоченного по правам человека в РФ в защите прав и свобод данной группы лиц.

Ключевые слова: реабилитация, религия, репрессии, восстановление в правах, священнослужитель, Уполномоченный по правам человека в РФ, судебные органы.

 

Constitutional and Legal Bases of the Rehabilitation of Citizens Repressed on Religious Grounds

Meshcheryakova A., Yashina A.

This article is dedicated to content and constitutional-legal consolidation of the concept “rehabilitation.” The focus is on the restoration of social justice for citizens repressed during the years of Soviet power on religious grounds. The authors also show the role of the judiciary and the Ombudsman in the Russian Federation on the defense of the rights and freedoms of individuals.

Keywords: rehabilitation, religion, repression, restoration of rights, priest, Ombudsman in the Russian Federation, judiciary.

 

Каждый год 30 октября в нашей стране вспоминают жертв политических репрессий. Значительное число среди них — это священнослужители и люди, не желавшие примириться с антирелигиозной политикой советской власти. Только в 1918 году было расстреляно 3 тыс. человек, а всего от тоталитарного режима пострадало около 200 тыс. представителей православия. Они признавались социально опасными элементами общества, а их близкие родственники — врагами народа.

Сегодня Россия идет по пути развития правового демократического светского государства. Являясь преемницей СССР, она в то же время выражает негативное отношение к действиям советского правительства. Так, Указом Президента РФ от 14.03.1996 № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий»[2] был осужден многолетний террор, развязанный большевистским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий. Отсюда совершенно естественным представляется стремление современного государства компенсировать вред, причиненный гражданам во времена гонений на религию.

Эффективным правовым инструментом, используемым для восстановления социальной справедливости, является право на реабилитацию (от лат. rehabilitate). Под реабилитацией следует понимать восстановление в правах, возвращение утраченного доброго имени, отмену необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из-за «отсутствия состава преступления». Реабилитация отличается от амнистии и помилования полным восстановлением прав и репутации ввиду ложного (неверного) обвинения[3].

Для юридической науки термин «реабилитация» не является новым. Еще советское право определяло его как возврат к прежнему состоянию лица, которое было привлечено к уголовной ответственности необоснованно[4]. В.И. Антонов говорит о том, что «реабилитация является формой ответственности государства перед человеком, являющимся жертвой репрессивного произвола. Эта трактовка основывается на представлении о содержании уголовно-правового отношения между государством и человеком, согласно которому человек (как субъект этого отношения) не только обязан соблюдать уголовно-правовые запреты, но и имеет право требовать от государства соблюдения границ репрессивной власти»[5].

Процесс реабилитации репрессированных лиц в СССР начался в 1953—1954 гг.: были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке; признаны незаконными решения внесудебных органов, вынесенные по политическим делам. Однако в середине 1960-х годов число реабилитированных стало постепенно сокращаться, причиной чему явились рецидивы тоталитарной политики государства.

В конце 1980-х годов началась новая волна реабилитации. Прокуратуре СССР и КГБ СССР было дано поручение в связке с местными органами власти продолжить работу по пересмотру дел в отношении лиц, репрессированных в 1930—1940 гг., без необходимости наличия заявлений о реабилитации и жалоб от репрессированных граждан.

После распада СССР работа в данном направлении была продолжена, но теперь уже в соответствии с законодательством нового государства — Российской Федерации. Так, ст. 52 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) гласит: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Нормы данной статьи органично дополняет ст. 53, в которой закреплено: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». По словам С.В. Мамичевой, первая из приведенных норм с точки зрения степени определенности является нормой-принципом, поскольку формулирует только общее положение, определяя характер и направленность правового регулирования данного вида общественных отношений[6].

Конституционные нормы конкретизированы в текущем законодательстве и подзаконных актах. Закон РФ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» ввел в правовое поле понятие «политические репрессии»[7]. В силу ст. 1 политическими репрессиями «признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями».

В преамбуле Закона РСФСР от 24.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»[8] подчеркивается противоправность политики советской власти по отношению к населению. «Репрессированными признаются народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения» (ст. 2).

Их «реабилитация означает признание и осуществление права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством» (ст. 3).

Определение, данное законодателем, аналогично доктринальному толкованию. Рассматривая понятие политической реабилитации, Г.З. Климова и И.Н. Сенякин понимают ее как восстановление прав граждан и народов, подвергшихся мерам государственного принуждения по политическим или религиозным мотивам[9].

Среди подзаконных актов особое место занимает Указ Президента РФ от 14.03.1996 № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». В нем Правительству Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поручено оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений.

Говоря о реабилитации священнослужителей и верующих граждан, необходимо также обратиться к конституционным нормам о светском государстве. Такая характеристика Российской Федерации предполагает нейтральное отношение власти к религии и к иным формам мировоззрения. По смыслу ст. 13—14 Конституции РФ наша страна отказалась от государственной идеологии, которая служила опорой для власти в предшествующие исторические периоды. В монархической России такую функцию выполняло православие, а Советский Союз пропагандировал идеи марксизма-ленинизма. Когда большевики пришли к власти, произошло столкновение двух мировоззренческих систем. Статус официальной идеологии могла иметь только одна из них, та, которая способствовала достижению революционных целей. Несомненно, что марксизм-ленинизм должен был вытеснить православную веру из массового сознания. Для этого использовались различные способы: от антирелигиозной пропаганды до массовых репрессий.

В современных условиях, когда государство отказалось от идеологического обоснования своей деятельности, стало возможным объективно проанализировать политику советского правительства. Массовые гонения на религию, применение мер уголовного принуждения к гражданам, не изменившим своим религиозным взглядам и убеждениям, нельзя расценивать иначе как грубое нарушение свободы совести.

В советское время свобода совести и свобода вероисповедания были тождественны. Декрет СНК РСФСР от 20.01.1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» провозгласил: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Причем «всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются» (п. 3)[10].

Сейчас свобода совести понимается гораздо шире. Она предоставляет гражданину возможность исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды.

Следовательно, политика государства, направленная на принуждение человека к отказу от религиозных взглядов и убеждений, имевшихся у него ранее, противоречит и советскому законодательству, и нормам современного права. Поэтому логично, что граждане, пострадавшие от незаконных действий власти, должны быть реабилитированы.

При определении оснований для признания граждан жертвами репрессий необходимо исходить из того, что в основе ст. 52 Конституции РФ лежат общепризнанные нормы Декларации базовых принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году). В качестве основания для признания субъекта жертвой злоупотребления властью называется причинение вреда в результате деяния, «еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно-признанных норм, касающихся прав человека».

Так, в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» незаконным признается не сам факт осуждения человека, а деятельность законодателя по возведению данных деяний в ранг преступлений, повлекшая за собой репрессии.

Справедливости ради следует сказать, что советское законодательство содержало широкий перечень преступных посягательств на общественные отношения, связанные с религией. К ним можно отнести такие составы, как воспрепятствование совершению религиозных обрядов; преподавание малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах или с нарушением установленных для этого правил; присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публичных функций и прав юридического лица; принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и т. д. Как отмечалось в литературе того времени, «советский уголовный закон охраняет от преступных посягательств установленный порядок отправления религиозных культов, свободу совести, личности и права верующих и других граждан»[11].

Однако существовали другие статьи, напрямую не связанные с религией и отношением граждан к ней, но в то же время активно применявшиеся к людям, которые были не согласны с действиями партии. Это так называемые контрреволюционные преступления. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года (далее — УК РСФСР 1926 года)насчитывал 17 составов (ст. 58.1—58.18). За совершение большинства из них устанавливалась высшая мера наказания — расстрел.

Приведем пример злоупотребления властью в отношении верующих. По постановлению коллегии ОГПУ от 5 июня 1931 года к уголовной ответственности за совершение контрреволюционных действий был привлечен гражданин А.Д. Левитов. Как сын священника и человек, воспитанный в духе православия, он не мог оставаться равнодушным к разрушению церквей и осквернению находившихся в них святынь.

Сказав только одну фразу: «Как жаль, что снимают колокола!», он был обвинен по ст. 58.10 «Шпионаж» и ст. 58.11 «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения» УК РСФСР 1926 года и заключен в концлагерь на 10 лет. При этом двое несовершеннолетних детей остались без попечения отца. Только спустя 70 лет, когда человек умер, государство признало, что он не был преступником. Данный случай, конечно, не единичный, но он служит яркой иллюстрацией того, как происходило злоупотребление властью в отношении верующих граждан.

В этом плане законодатель справедливо и обоснованно относит к числу субъектов, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации следующие категории граждан:

— дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

— дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Реабилитация тесно связана с правом на судебную защиту, поскольку одна из задач правосудия — восстановление нарушенного права. Пожалуй, наиболее показательным в этом плане является постановление Президиума ВС РФ от 01.10.2008 № 274-П08, в котором жертвами политических репрессий признаны император Николай II и его семья. Данное решение было принято спустя 8 лет после канонизации семьи Романовых Русской православной церковью[12]. В июне 2009 года Генеральной прокуратурой РФ реабилитированы еще 6 членов семьи Романовых[13].

Активное участие в представлении интересов граждан, подлежащих реабилитации, принимает Уполномоченный по правам человека[14]. Он содействует восстановлению нарушенных прав, т. е. непосредственно реабилитации, совершенствованию законодательства о реабилитации и приведению его в соответствие международным принципам и нормам, правовому просвещению по вопросам реабилитации, форм и методов защиты и восстановления прав.

Особую тревогу вызывает то, что впервые после отмены репрессивных актов советского законодательства о религиозных культах в некоторых регионах России обозначилась тенденция к возрождению их духа. Именно так следует, видимо, расценить попытки привлечения священнослужителей и верующих к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, предусматривающей наказание за совершенные публично или с использованием СМИ действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам отношения к религии.

По словам руководителей ряда конфессий и правозащитных организаций, за последние пару лет сразу в нескольких российских регионах были возбуждены уголовные дела по указанным основаниям. До недавнего времени ни одно из них не доходило до суда: дела закрывались на стадии предварительного расследования.

Со своей стороны Уполномоченный по правам человека также склонен считать, что уголовное преследование за распространение религиозных убеждений, в том числе и посредством религиозной литературы, не выдерживает критики. Такой подход не лишен логики, особенно в свете Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Как разъяснил высший судебный орган, критика религиозных объединений, убеждений, обычаев не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Таким образом, можно подытожить, что реабилитация граждан, репрессированных по религиозным мотивам, — это не только утверждение их невиновности и восстановление их в правах, но и признание особой, политической, причины репрессии. З.А. Пихова справедливо отмечает: «В конституционном праве реабилитация включает в себя помимо материальных компенсаций также политические, социальные меры, принятие решений в сфере культуры»[14]. В отношении священнослужителей и верующих, необоснованно подвергшихся уголовному преследованию, государство:

1) издает правовые акты по вопросам реабилитации репрессированных граждан;

2) признает гражданина пострадавшим от репрессий и в полном объеме восстанавливает его права и свободы;

3) возмещает гражданину стоимость утраченного имущества;

4) выплачивает денежные компенсации;

5) восстанавливает культовые здания, возвращает имущество религиозного назначения.

Реабилитация священнослужителей и лиц, пострадавших по религиозным убеждениям, является одним из направлений государственно-конфессиональной политики, которая основана на идеях гуманизма и светского правового государства. Возлагая на себя ответственность за трагические события прошлых лет, государство конкретными действиями демонстрирует отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности.

 

Библиография

1 Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках гранта «Меры безопасности как правовые средства» (проект № 12-33-01395).

2 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1063.

3 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

4 См.: Кусиков А. Реабилитация трудящегося при прекращении уголовного дела // Еженедельник советской юстиции. 1926. № 18. С. 54—56.

5 Антонов В.И. Институт реабилитации и его уголовно-правовое значение: дис. ... канд. юрид. наук. — Ижевск, 2001. С. 59.

6 См.: Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского. — М., 2010. С. 294.

7 СНД РФ и ВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1428.

8 Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 18. Ст. 572.

9 Клочков В.В. Религия, государство, право. — М., 1978. С. 108.

10 См.: Мученикам никакая реабилитация не нужна. URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=178926

11 См., например: Официальный сайт Российского Императорского Дома. URL: http://www.imperialhouse.ru/

12 См.: Судебный произвол приговорили. Конституционный суд указал, куда идти за реабилитацией // Российская газета. 2011. 03 авг.; Восстановлено право на реабилитацию необоснованно осужденных. URL: http://www.ombudsmanrf.ru

13 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 8.

 

14 Пихова З.А. Конституционно-правовые основы защиты прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2010. С. 11.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье анализируется Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации». Пробация рассматривается в качестве механизма альтернативного уголовного наказания. Отмечаются недостатки и преимущества системы пробации и ее воздействие на уголовное правосудие
Добавлено: 06.10.2024
Глобальные изменения в мире, связанные с цифровой трансформацией современного общества, приводят к появлению цифровых религий и киберрелигий, влияющих на государственно-конфессиональные отношения
Добавлено: 06.10.2024
В государстве созидающем одной из важнейших задач ближайшего будущего (в случае адекватного восприятия нами феномена цифровизации и «прорыва в новый технологический уклад») является адаптация социально-экономической и правовой системы к новой геополитической реальности.
Добавлено: 06.04.2024
В статье исследуются вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Добавлено: 03.12.2023
Настоящая статья – попытка рассмотреть процесс становления юридического мышления на конкретном историческом примере деятельности крупнейшего политика Германии Отто фон Бисмарка.
Добавлено: 04.12.2022