УДК 342.4
Страницы в журнале: 29-33
Р.Г. НУРМАГАМБЕТОВ,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аспирантуры и докторантуры ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Исследуются понятие и характерные черты конституционного регулирования общественных отношений как явления, занимающего ведущее место в системе правового регулирования на современном этапе действия Конституции РФ.
Ключевые слова: Конституция РФ, конституционное регулирование, конституционализм, общественные отношения, государство, общество.
Constitutional regulation of social relations in modern Russia: the concept and general features
Nurmagambetov R.
Article is devoted research of concept and characteristic features of the constitutional regulation of public relations as phenomena taking a leading place in system of legal regulation at the present stage of action of the Constitution of the Russian Federation.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional regulation, constitutionalism, public relations, state, society.
Проведенный анализ юридической литературы показывает, что в настоящее время интерес к проблеме конституционного регулирования общественных отношений не ослабевает, о чем свидетельствует появление целого ряда научных публикаций, раскрывающих различные аспекты данной проблемы и указывающих на актуальность и необходимость ее комплексного исследования. Так, по мнению Д.А. Ковачева, такая необходимость обусловлена научно обоснованным определением понятия «конституционное регулирование общественных отношений» и его содержания.
«В правовой доктрине, — отмечает автор, — до сих пор нет единого мнения о том, что же подлежит конституционному регулированию»[1]. К.К. Айтхожин и Е.Т. Серсенбаева указывают: «Категория “конституционное регулирование”, ее исследование должны занять достойное место в понятийно-категориальном аппарате теории конституционализма, поскольку именно она характеризует действия Конституции как Основного закона государства, ее определяющее воздействие на основополагающие социальные процессы»[2].
Представляется, что назрела необходимость разработки теоретических основ конституционного регулирования общественных отношений. Определение содержания данного понятия, на наш взгляд, не является просто данью моде, его исследование позволит выделить в дискурсе конституционной аксиологии новые аспекты рассматриваемой теории, ее признаки, способы и методы, пределы и т. п.
С принятием Конституции РФ 1993 года в нашей стране существенно изменились многие нормативно-конституционные ценности[3]. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «конституционные положения направлены на воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных общечеловеческих ценностей. К ним относятся права человека, демократия, самоуправление, права наций и народностей, отношения собственности и многое другое. Уважение этих прав, соблюдение Конституции гарантируется и поддерживается государством, а нарушение влечет соответствующие санкции»[4].
По утверждению ученых, действующая Конституция РФ является сложным, многогранным политико-правовым документом государства и общества, результатом консенсуса различных политических сил по вопросам развития общества и методов решения назревших в нем проблем[5].
Многогранность Конституции РФ основывается на ее особой юридической природе.
С одной стороны, Конституция РФ — это государственно-правовая модель общества. Именно Основной закон в своих нормах провозглашает принадлежность власти народу, устанавливает принципы организации и деятельности государства, определяет ведущие формы собственности и систему экономических отношений российского общества, регулирует правовой статус граждан, общественных объединений, порядок их взаимоотношений с государственными органами, закрепляет распределение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.
По верному утверждению Ю.Н. Тодыки, «Конституция имеет свои задачи и функции, базируется на ценностях конституционализма, выработанных человечеством, на собственном государственно-правовом опыте. Конституция — государственно-правовая модель общества, существенный фактор обеспечения законности, правопорядка, стабильности институтов власти. Она все более весомо влияет на социально-экономические и политические процессы, на механизм принятия решений на различных уровнях социальной системы. Практика применения ее норм не всегда идет гладко, в том числе и из-за различных позиций политических сил, конфронтации властных структур, сложной экономической и социально-политической обстановки»[6].
С другой стороны, многогранность Конституции РФ проявляется в ее особой юридической природе как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой. В этой связи сохраняет актуальность утверждение Ж.И. Овсепян о том, что «отличительным признаком Конституции в сравнении с обычными законами является особенно высокий уровень обобщенности, абстрактности конституционного регулирования, поскольку Конституция закрепляет основополагающие принципы, устои общественного и государственного строя. Для конституций характерна многогранность формулировок их норм, что также, помимо прочего, обеспечивает большую стабильность и временную протяженность их действия»[7]. О нормативном значении конституции писал и М.Т. Баймаханов: «В юридическом смысле Конституция — сжатый, весьма кратко сформулированный норматив, следование которому обязательно для всех граждан и иных субъектов общественных отношений на территории данного государства»[8]. На эту особенность Конституции РФ указывает и профессор Е.И. Козлова. По ее мнению, «Конституция — это наше все. Как учредительный акт она на законных основаниях перенесла нас в другую эпоху, другой мир, в котором государство и общество основываются на кардинально новых принципах: народовластие; правовой характер государства, его демократическая сущность; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а основных прав и свобод — неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения; разделение властей; переход от советской к парламентской системе народного представительства; многопартийность, идеологическое многообразие; признание социального характера государства; признание местного самоуправления и др.»[9].
Проявляется многогранность и в том, что Конституция РФ оказывает правовое управляющее воздействие на важнейшие сферы и области общественной жизни — политику, экономику, социальную сферу, внешнеполитическую деятельность и ряд других ведущих сфер и отраслей жизни и управления[10]. По мнению В.О. Лучина, «Конституция заметно отличается от иных нормативных правовых актов, ни один из которых не может претендовать на столь широкий, всеобъемлющий охват общественных отношений. В то же время Конституция регулирует лишь те отношения, которые представляют интерес в масштабе всего общества и государства»[11].
С принятием действующей ныне Конституции РФ изменились направленность конституционного регулирования, его роль и назначение в системе общественных отношений. В этой связи профессор С.А. Авакьян указывает: «С учетом эволюции конституционного регулирования, конечно же, есть основания конструктивно говорить о действующей Конституции Российской Федерации — она явилась плодом коллективного труда. <...> В этом плане очевидно, что такие конституционные установления, как демократический характер конституционного строя в целом и государства, политический плюрализм и многопартийность, многообразие форм собственности, социальная роль государства, никем сегодня не отрицаются и составляют фундамент государства и общественного развития»[12].
Именно поэтому важно выяснить, что сегодня должно определять содержание понятия «конституционное регулирование общественных отношений». К сожалению, приходится отметить: вопрос о том, что лежит в основе такого сложного понятия, не получил должного научного обоснования. Между тем, по нашему мнению, его исследование не может осуществляться в отрыве от рассмотрения категории «правовое регулирование», достаточно подробно изученной учеными — теоретиками права. Рассматриваемое понятие представляет собой каркас науки конституционного права, включающей множественные элементы, показывающей их взаимоотношения и взаимодействия.
В современной юридической литературе исследование категории «правовое регулирования», как явления правовой сферы, проводилось в пределах предмета общей теории права. Авторами словарей общеупотребительных слов предлагаются различные краткие определения этого понятия, служащие впоследствии ориентиром для многих исследователей.
Термин «регулирование» означает подчинение определенному порядку, правилам; воздействие на работу механизма и его частей, добиваясь нужного протекания какого-либо процесса[13]. Применительно к теме нашего исследования особое значение приобретает термин «правовое регулирование», прочно вошедший в юридический обиход и широко применяемый в научной литературе. Так, в разные периоды содержание данного понятия и рассматривалось по-разному: как деятельность непосредственных участников общественных отношений[14], реализация норм права в правоотношениях[15], применение норм права и других средств[16]. Опираясь на солидный опыт теоретиков права, анализируя понятие «правовое регулирование», под данным термином мы понимаем осуществляемую с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем самым регулирует и отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями[17].
Не вызывает сомнения факт, что конституционное регулирование общественных отношений занимает ведущее место в системе правового регулирования. Учреждая своими нормами различные виды общественных отношений, Конституция РФ возводит их в ранг незыблемых и, как следствие, придает особый характер процессу их регулирования. В этой связи можно согласиться с мнением О.В. Белянской о том, что «особенность конституционного регулирования связана с юридической природой Конституции, имеющей в системе правовых актов наивысшую юридическую силу и служащую правовой основой для развития всех без исключения отраслей российского права»[18].
Таким образом, с учетом определяющей роли Конституции РФ в воздействии на современные общественные отношения, под конституционным регулированием нами понимается упорядоченное воздействие Конституции РФ и конституционного законодательства на различные виды общественных отношений в сфере основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти и взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, осуществляемых при помощи системы специфических конституционных средств, способов, приемов, а также конституционных норм.
Предлагаемая трактовка рассматриваемого понятия позволяет выделить отличительные черты, свойственные конституционному регулированию общественных отношений.
К ним можно отнести наличие системы юридических средств и субъектов, осуществляющих деятельность, направленную на регулирование общественных отношений.
Обладая особой системой средств и способов, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой, конституционное регулирование оказывает воздействие на общественные отношения, направленные на защиту общих благ, ценностей, сохранение баланса интересов гражданина, общества и государства. Анализ норм Конституции РФ показывает, что к таким способам можно отнести конституционные запреты, ограничения, дозволения, обязанности. К числу регулируемых общественных отношений можно отнести отношения в области охраны и защиты государственного устройства и целостности Российской Федерации, легитимности действующей государственной власти, основных прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, чести и достоинства. На эту особенность указывает и А.А. Югов: «В основе конституционного регулирования общественных отношений лежит воздействие на общественные отношения, системно используются доминирующие классические виды правовых предписаний — запреты, дозволения, ограничения и обязывания»[19].
Именно сфера конституционного влияния на общественные отношения, которая характеризуется всеохватывающим характером, отличает конституционное регулирование от иных правовых регуляторов. В этой связи можно согласиться с мнением Ю.Н. Тодыки о том, что «Конституция устанавливает отправные начала нормативной регламентации экономических, социальных, духовных процессов. В Конституции нашли отражение такие свойства, как ее верховенство, высшая юридическая сила, особая охрана со стороны государства, особый порядок ее принятия и изменения, особая роль в правовой системе»[20].
Еще одна характерная черта конституционного регулирования — особый круг субъектов. Конституционное регулирование общественных отношений целенаправленно воздействует на широкий круг индивидуальных и коллективных субъектов правоотношений.
К индивидуальным субъектам воздействия можно отнести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц. Воздействие на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных лиц препятствует совершению ими противоправных действий, устанавливаются определенные границы их поведения. Коллективными субъектами воздействия конституционного регулирования общественных отношений являются народ, государство, организации (государственные, негосударственные, частные, общественные).
Библиография
1 Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 53.
2 Айтхожин К.К., Серсенбаева Е.Т. Актуальные проблемы конституционного регулирования в Республике Казахстан // Вестн. КазНУ. Серия юридическая. 2002. № 1(22). С. 3.
3 См.: Мамитова Н.В. Российский конституционализм: история и современность: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2007.С. 271.
4 Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. — М., 1994. С. 25.
5 См.: Кондратьева М.А. Правовое и политическое регулирование в конституционном праве: некоторые проблемы соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 15; Пьянов Н.А. О правовом и государственном регулировании // Академический юридический журнал. 2010. № 4(42). С. 13.
6 Тодыка Ю.Н. Конституция Украины — основа стабильности конституционного строя и реформирования общества. — Симферополь, 1997. С. 3.
7 Овсепян Ж.И. Основные признаки конституций: формально-юридические и политико-правовые признаки, предмет и пределы конституционного регулирования // Сев.-Кавказ. юрид. вестн. 2001. № 1. С. 13.
8 Баймаханов М.Т. Некоторые вопросы теории конституционного права на современном этапе// Вестн. КазНУ. Серия юридическая. 2003. № 2(27). С. 49.
9 Козлова Е.И. Обоснование новых концепций российской конституции в правовой теории // Lex Russiсa. 2009. № 2. С. 311.
10 См.: Габричидзе Б.Н., Елисеев В.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: Учеб. для вузов. — М., 2001. С. 7.
11 Лучин В.О. Источники советского государственного права. — Куйбышев, 1976. С. 9.
12 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 50 .
13 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 19-е изд., испр. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1987. С. 549; Словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, грамматические формы, словообразование, толкование. — Екатеринбург, 1999. С. 403.
14 См.: Гойман В.И. Право в системе нормативного регулирования // Общая теория права и государства: Учеб. 3-е изд. / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2001. С. 146.
15 См.: Толстой Ю.К. Рецензия на книгу Л.С. Явича «Советское право — регулятор общественных отношений в СССР» // Правоведение. 1958. № 4. С. 121.
16 См.: Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. — М., 1999. С. 242.
17 См.: Байтин М.И. Механизм правового регулирования общественных отношений // Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений / Под ред. М.И. Байтина. — Саратов, 1974. С. 22; Землянов О.Е. Понятие правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2009. № 1. С. 34; Комаров С.А. Механизм правового воздействия // Общая теория государства и права: Академ. курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. — М., 2001. Т. 3. С. 94—95; Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. — М., 2007. С. 477; Лаптев В.В. Шахматов В.П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение. 1976. № 4. С. 28; Минникес И.А. Развитие теории правового регулирования в трудах российских юристов конца XIX — начала XX века // История государства и права. 2007. № 19. С. 35; Осипов М.Ю. Механизм правотворчества и правового регулирования: понятие и соотношение // Правовая модернизация как фактор развития общества и государства: Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной памяти профессора А.С. Горелика (Красноярск, 8—9 апреля 2010 г.). — Красноярск: ЮИ СФУ, 2010. С. 40; Скорюков Н.М. Проблема правового регулирования в антропологическом типе правопонимания // Актуальные проблемы развития юридической науки: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Архангельск, 12 марта 2001 г.) / Отв. ред. М.Г. Аверин, А.Н. Ежов. — Архангельск, 2001. С. 182; Фарбер Е.И. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права. Вып. 1(2). — Саратов, 1974. С. 3; Исаков В.Б. Правовое регулирование и юридические факты // Правоведение. 1980. № 5. С. 34.
18 Белянская О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: Дис. … канд. юрид. наук. — Тамбов, 2003. С. 59.
19 Подробнее об этом см.: Югов А.А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 11.
20 См.: Тодыка Ю.Н. Указ. соч. С. 3.