Статья

Конституционные гарантии прав и свобод человека и их влияние на формирование уголовной политики России

В.В. МАТВЕЕВ, соискатель АНО ВПО «Академический международный институт» Уголовная политика проводится в интересах личности, общества и государства путем обеспечения эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране. Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны уголовная политика представляет собой такое направление политики, которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами ее порождающими, а также комплексная программа социально-экономических и политико-юридических мер ее предупреждения.

В.В. МАТВЕЕВ,

соискатель АНО ВПО «Академический международный институт»

 

Уголовная политика проводится в интересах личности, общества и государства путем обеспечения эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране.  Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны уголовная политика представляет собой такое направление политики, которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами ее порождающими, а также комплексная программа социально-экономических и политико-юридических мер ее предупреждения.

Ключевые слова:  уголовная политика, права и свободы человека, Конституция России, конституционные гарантии прав, уголовное право, презумпция невиновности, судебная защита прав и свобод, уголовное законодательство, государство, преступление, наказание, возмещение вреда.

 

V.V. MATVEEV. The constitutional guarantees of the rights and freedom of person and their influence

on formation of a criminal policy of Russia.

 

The criminal policy is spent in interests of the person, a society and the state by maintenance of effective carrying out of social and economic and legal reforms in the country. The criminal policy is a component of social policy of any state. From the substantial party the criminal policy represents such direction of a policy which is defined by the program of struggle against criminality and its reasons generating, and also the complex program of social and economic and legal measures of its prevention.

Keywords:: criminal policy, rights and freedom of the person, Constitution of Russia, constitutional guarantees of the rights, criminal law, an innocence presumption, judicial protection of the rights and freedom, criminal legislation, the state, a crime, punishment, harm compensation.

 

Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны уголовная политика представляет собой такое направление политики, которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами ее порождающими, а также комплексная программа социально-экономических и политико-юридических мер ее предупреждения. Формулируются цели, принципы и формы реализации уголовной политики, а также нормативно устанавливается исчерпывающий круг субъектов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Уголовная политика проводится в интересах личности, общества и государства путем обеспечения эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране в целях совершенствования нравственного и экологического здоровья личности и общества, формирование свободного демократического гражданского общества и справедливого правого государства, защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и возмещения вреда жертвам преступлений, устранение причин и условий, порождающих преступность и фоновые явления ее порождающих.

Формой реализации уголовной политики является закон (Конституция РФ, федеральные законы и нормы международного права). Согласно ч. 2 ст. 1 Уголовного кодекса РФ «Настоящий Кодекс основывается на Конституции  РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права». 

Однако прежде чем исследовать механизмы и особенности влияния конституционных гарантий прав и свобод человека на формирование уголовной политики российского государства, дадим определение самому понятию «конституционные гарантии» и рассмотрим их классификацию.

Словарь Брокгауза и Ефрона в широком смысле определяет конституционные гарантии как определения закона, образующие составную часть конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны. В более узком значении под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав.

Рост числа научных работ за последние несколько лет однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм.

Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм[1]. 

Используемая в норме ч. 1 ст. 45 Конституции РФ формулировка «гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов. Например, норма ч. 1 ст. 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…».  Отметим, что формулировки конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии, например, «гарантируется свобода массовой информации» (ч. 5 ст. 29), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч. 1 ст. 39). Другие конституционные положения закреплены в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона. Например, «право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция  РФ имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания[2]. 

Ученые М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие гарантии и специальные (гарантии правосудия)[3].  Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции РФ, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права[4].  Эта гарантия трансформируется Конституцией  РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод и сформулирована в нормах ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции РФ. Без этих основ требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер[5]. 

К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:

1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод;

2. Судебная защита прав и свобод;

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод;

4. Административно-правовая защита прав и свобод;

5. Международная защита прав и свобод.

К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:

1. Гарантии подсудности;

2. Право на юридическую помощь;

3. Презумпция невиновности;

4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление;

5. Недействительность незаконно полученных доказательств;

6. Право на пересмотр приговора;

7. Гарантия от самообвинения;

8. Права потерпевших;

9. Запрет обратной силы закона.

Итак, к общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:

1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции РФ) — это возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».  

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со ст. 2 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (в частности, главой 7 «Судебная власть») и данным Законом. Защита Конституционным Судом РФ конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно (с различной степенью эффективности) при рассмотрении ряда категорий дел:

1) при проверке конституционности актов и договоров, указанных в п.п. «а», «б», «в», «г», «д» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

2) при разрешении споров между органами государственной власти, определенными п.п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;

3) при толковании Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ)[6]. 

Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом РФ, затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; п. 3 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)[7]. 

Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах — особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды — это не кассационная, апелляционная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц.

Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности[8].  Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина. Таким образом, полномочия Конституционного Суда РФ, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции РФ.

2. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами, в том числе: Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»,  Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»,  Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»,  Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»  и др.

В законах, принятых после вступления в силу Конституции РФ, содержатся положения, дублирующие конституционные нормы. Так, ч. 3 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму ч. 2 ст. 118 Конституции РФ (судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства)[9]. 

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты согласно ст. 33, 35, 36, 46, 47-54 Конституции РФ, т.е. может использовать все виды обращений, обжалований, в особенности судебную систему[10]. 

Защищая свои права и свободы, личность вправе использовать демократические институты гражданского общества: обращаться в средства массовой информации, партии и иные общественные объединения. Используя свои гражданские права, личность может осуществлять пикетирование, обращаться к общественности с просьбой о проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций, письменных обращений. Законодательное регулирование получили вопросы о видах оружия, используемые лицом в целях самообороны и защиты своих прав.

В частности, детализирует конституционную гарантию возможности законной самозащиты человеком своих прав и свобод Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» . Согласно ч. 1 ст. 3 и ст. 13 этого Закона гражданское оружие в целях самообороны определенного вида граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии[11]. 

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Необходимая оборона содействует предотвращению насильственных посягательств, так как лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что может встретить активное противодействие со стороны потерпевшего и что закон расценивает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным[12]. 

4. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяются издаваемыми в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц[13]. 

Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента РФ за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления[14].

5. Международная защита прав и свобод[15]  — это возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Принятие Билля о правах человека,  включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.,  Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г.,  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.,  Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных.

Так, согласно ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения». 

С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) по настоящее время в Европейский Суд по правам человека поступило чуть более 10 000 жалоб на действия российских властей. Примерно 3500 из этих жалоб суд отклонил по различным основаниям[16] 

К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:

1. Гарантии подсудности. В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ впервые за историю развития российской государственности сформулирован принцип: «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». 

Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть надлежащим образом извещен. Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью[17].  Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на «своего» судью (например, норма ст. 101 Конституции ФРГ), ранее никогда не фигурировало в России даже в качестве постулата прав и свобод человека. Гражданский кодекс РФ, введенный в действие 1 января 1995 г., содержит специальную норму о судебной защите гражданских прав (ст. 11). В ней предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. Защита гражданских прав в суде является основным способом защиты[18].

2. Право на юридическую помощь является многоплановым, сложным, комплексным институтом, в котором переплетаются нормы конституционного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданского, процессуального, административного, финансового и некоторых других отраслей права. Проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет, помимо чисто правового содержания, также политический, экономический и ряд других аспектов. Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, что является исключением из правила.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР. До его принятия в России действовало около 100 подзаконных актов, включая нормативы, положения, разъяснения, не всегда и не во всем соответствовавшие закону[19].  После 1988 года адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки, что сразу уменьшило доступность юридической помощи. В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту, Положением об адвокатуре 1980 г. предусматривались случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Помимо адвокатов юридическую помощь по гражданским делам могут осуществлять и другие лица. Согласно ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (доверенность). Таким образом, адвокат — не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства.

3. Презумпция невиновности. Согласно ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Данная конституционная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд — единственный орган, который вправе признать лицо виновным или невиновным в совершении преступления. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению, и суд вынес приговор или прекратил дело. Повторно судить по тому же обвинению можно только в случае, когда приговор или решение суда были отменены в порядке судебного надзора.

5. Недействительность незаконно полученных доказательств. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Суть этой конституционной гарантии заключается в том, что на всех стадиях судебного процесса недопустимо использование доказательств, полученных в нарушение закона. Не могут использоваться доказательства, при получении которых были допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, несанкционированное прослушивание телефонных переговоров, злоупотребление семейной тайной и т.д.

6. Право на пересмотр приговора. Согласно норме ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. В идеале судебный процесс должен проходить с соблюдением всех установленных Конституцией РФ и другими федеральными законами гарантий прав и свобод человека и гражданина, а судебные постановления должны основываться строго на законе. Пересмотр приговора — необходимая гарантия против судебных ошибок.

Помилование — это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.

7. Гарантия от самообвинения. Согласно

ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут быть установлены иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Данная гарантия впервые закреплена в России на конституционном уровне. Права и свободы человека, его интересы обладают большими приоритетами по сравнению с другими ценностями. Такое положение заключает в себе глубокий нравственный смысл и в целом направлено на защиту морально-нравственных норм. Лицо вправе не давать показаний против самого себя, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т.д.), что особенно важно в уголовном судопроизводстве.

8. Права потерпевших. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано государство. Принимая на себя обязательства как участник Международного пакта о гражданских и политических правах обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав, когда они нарушаются и в применении этих прав возникает необходимость.

9. Запрет обратной силы закона. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и полностью отражает положения Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11).

 

Библиография

1 См.: Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 98.

2 См.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2001.  С. 226.

3 Там же.  С. 227.

4 Там же. С. 228.

5  См.: Чхиквадзе В.М. Гарантировано конституцией. — М., 1979.  С. 49.

6 См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. — М., 1998.  С. 177.

7  См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. — М., 1998.   С. 180

8 См.: Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и Жизнь. 2000. № 25. С. 12.

9 Почву для принятия Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г. подготовили действующие в то время Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР", который стал первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти.

10 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. — М., Юристъ, 2002.  С. 353.

11 Согласно ст. 13 Закона РФ "Об оружии" механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат.

12 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации.  / Под ред. Л.А. Окунькова. С. 354.

13  См.: Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.  С. 378.

14 См.: Права человека. С. 379—380.

15 Изучению теории и практики международно-правовой защиты прав и свобод человека посвящены труды Э.М. Аметистова, И.П. Блищенко, Г.К. Дмитриева, Н.В. Захарова, В.А. Карташкина, И.А. Кузнецова, Б.Г. Манова, А.П. Мовчана, Р.А. Мюллерсона, Ю.А. Решетова, С.В. Черниченко и других.

16 Действия российских властей в Европейский Суд по правам человека обжаловали Анатолий Бурдов и еще 10 000 его сограждан // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание Московского клуба юристов. 2002 г. № 3. С. 3-4.

17 См.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2004. С. 230.

18 См., напр.: определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 января 2000 г. № КАС 99-390; определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 24 августа 2000 г.; обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1998 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 мая 1998 г.); обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1998 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 августа 1998 г.).

19 См.: Адвокаты свои и чужие / Адвокаты делятся впечатлениями // Адвокат. 2002. № 7. С. 9-11.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024