Реклама
Статья

Конституционные основы организации и деятельности полиции Республики Казахстан

Н.А. БИЕКЕНОВ, кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России, подполковник полиции МВД Казахстана Закон Республики Казахстан от 21.12.1995 № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (далее — Закон об органах внутренних дел) закрепляет, что правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет Конституция Республики Казахстан (ст. 9), которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Казахстана (ст. 4 Конституции Республики Казахстан).

Н.А. БИЕКЕНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России, подполковник полиции МВД Казахстана

 

Закон Республики Казахстан от 21.12.1995 № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (далее — Закон об органах внутренних дел) закрепляет, что правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет Конституция Республики Казахстан (ст. 9), которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Казахстана (ст. 4 Конституции Республики Казахстан).

Конституция Республики Казахстан закрепила основы конституционного строя, согласно которым в стране признаются и гарантируются права и свободы человека, защищаются государственная и частная собственность. Предусматривается разграничение предметов ведения между органами государственной власти.

К ведению исполнительной власти отнесены разработка основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечение общественного порядка и организация их осуществления (ст. 66).

В Казахстане созданы условия для включения в структуру органов исполнительной власти государственных органов, обозначаемых родовым термином «полиция». В определении роли и места полиции преобладают два подхода. Первый предполагает демонополизацию государственной многопрофильной полиции посредством функционирования системы субъектов полицейской деятельности[1], второй — отказ от раздробленности системы органов внутренних дел, основным элементом которой является милиция[2].

В Казахстане в результате реализации Государственной программы правовой реформы постепенно осуществлен первый подход, создан феномен одновременного функционирования таких организационных моделей органов охраны правопорядка, как многопрофильная полиция и специализированная полиция. Многопрофильная полиция (криминальная и административная) традиционно опосредованно входит в структурную организацию государства, выступая подсистемой органов внутренних дел. В отличие от нее специализированная полиция — Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) является самостоятельным правоохранительным органом, а военная полиция Минобороны Казахстана — соответствующей подсистемой Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Объединяет полицейские подразделения то, что они призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Их сотрудники должны действовать в соответствии с правилами, устанавливающими юридические меры воздействия в форме государственного принуждения, реализуемые с соблюдением определенных процедур.

Основополагающее значение для деятельности полиции имеют  положения Конституции Республики Казахстан, устанавливающие запреты на осуществление некоторых действий. Так, полиции запрещается применять пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (п. 2 ст. 17); ограничивать права и свободы граждан по политическим мотивам (п. 3 ст. 39); налагать арест и содержать под стражей лиц в случаях, предусмотренных законом, без санкции суда или прокурора более 72 ч (п. 2 ст. 16).

В Конституции Республики Казахстан закреплены такие базовые ценности, как права и свободы человека и гражданина; дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; возложение на исполнительную власть обязанности обеспечивать законность, правопорядок, общественную безопасность и борьбу с преступностью; установление различных форм собственности и гарантирование со стороны государства их сохранности, в том числе за счет применения мер принуждения. Все базовые ценности находят соответствующее отражение в Законе об органах внутренних дел и Законе Республики Казахстан от 04.07.2002 № 336-2 «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан» (далее — Закон об органах финансовой полиции), иных нормативных правовых актах, устанавливающих статус структурных звеньев и содержание деятельности полиции.

Согласно ст. 84 Конституции Республики Казахстан дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделяются от суда и прокуратуры; полномочия, организация и порядок деятельности органов дознания, следствия, вопросы оперативно-розыскной деятельности регулируются законом. Однако существуют пробелы в законодательстве, закрепляющем правовой статус полицейских подразделений. Законодатель в Законе об органах внутренних дел и Законе об органах финансовой полиции по каким-то необъяснимым причинам не счел нужным поставить перед органами внутренних дел и финансовой полицией задачу обеспечения охраны конституционных прав и свобод личности и гражданина.

Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следственные, научно-технические и иные подразделения для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные МВД Казахстана (ст. 4.1 Закона об органах внутренних дел). Однако в составе органов внутренних дел наравне с криминальной, административной и военной полицией образуются военно-следственные органы и военная полиция МВД Казахстана, имеющие статус воинского формирования (ст. 4).

Таким образом, наблюдается определенная непоследовательность в реализации конституционных норм, создающих предпосылки придания полиции организационной целостности и системности, учитывающих особенности построения исполнительной власти Казахстана как унитарного государства.

 

Библиография

1 См.: Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1993. С. 20—21.

2 См.: Малыгин А.Я. Реформы МВД // МВД России 200 лет. История, развитие, перспективы: Тр. Академии управления МВД России. — М., 2003. С. 179—194.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье представлен обзор работы Международной конференц-секции «Финансово-правовые механизмы государственного управления в современной России», состоявшейся 20 мая 2024 г. на базе Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства...
Добавлено: 11 дней назад
Актуальность выбранной темы находится на высоком уровне, поскольку в условиях низкого уровня доверия граждан и организаций друг к другу, недобросовестности и ненадежности контрагентов повышенное внимание юристов уделяется совершенствованию правового регулирования различных способов обеспечения обязательств
Добавлено: 11 дней назад
В статье рассматриваются основные положения развернувшейся в раннесредневековой западной и восточной патристике дискуссии о соотношении свободы воли и божественного предопределения
Добавлено: 11 дней назад
Развитие современного конституционализма, а также этапы становления конституционного права Азербайджанской Республики предполагают углубленное изучение и осмысление проблем государственно-правового строительства, происходящего в зарубежных странах
Добавлено: 11 дней назад
В статье исследуются основания и процессуальные особенности проведения закрытых судебных заседаний по гражданскому процессуальному законодательству стран СНГ
Добавлено: 11 дней назад