УДК 342.41(532)(536.2)
Страницы в журнале: 149-154
Н.В. Володина,
доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции Россия, Москва nina_volodina@mail.ru
Анализируются конституционные основы Королевства Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратов, созданные на нормах ислама. Обращается внимание на то, что ваххабизм является официальной идеологией в Саудовской Аравии. Отмечается, что в Объединенных Арабских Эмиратах проживает преимущественно мусульманское население, около двух третей жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм.
Ключевые слова: ваххабизм, радикальные идеологические установки, исламское право, шариатская система права и политики, конституционные основы исламских государств, конституционный динамизм.
Многие российские ученые, такие как Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин [7, с. 9—10; 2], и зарубежные исследователи отмечают, что идея конституций как основных законов не является чем-то новым для процесса формирования правовой сферы азиатских государств. Конституционное развитие Азии в первые десятилетия ХХ века определялось антиколониальной борьбой. Принимаемые конституции посвящались вопросам организации политической власти, закреплению ограниченного круга прав и свобод человека. Однако, например, Конституция Объединенных Арабских Эмиратов 1971 года (ст. 7) [3] устанавливает, что ислам — государственная религия, а шариат — главный источник законодательства. Основной низам о власти Королевства Саудовская Аравия 1992 года (далее — Основной низам о власти) [5] указывает, что конституцией Саудовской Аравии является «Книга Всевышнего Аллаха и Сунна Его Пророка» (ст. 1).
Яркая черта конституций государств Азии — закрепление принципов экономической и социальной справедливости, защита общенародной собственности. Например, в ст. 8 Основного низама о власти говорится об основах правления в соответствии с исламским шариатом, базирующимся на принципах справедливости и равенства. Также в ст. 17 отмечается, что собственность, капитал и труд выполняют в соответствии с шариатом общественную функцию, а все природные богатства, «ниспосланные Аллахом», являются собственностью государства (ст. 14).
В 1990-х годах в арабских странах отмечается растущий конституционный динамизм. В это время приняты новые конституции, например, в Саудовской Аравии; существенно изменены действующие конституции (в том числе Ливана и Египта). Происходит постепенная унификация конституционных текстов, но в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах (далее также — ОАЭ) сохраняются шариатские принципы организации жизни общества. В то же время конституционное совершенствование ОАЭ одновременно с принятыми исламскими нормами (шариат) происходит под влиянием правовых норм Великобритании.
Важной проблемой современной Азии является развитие радикального ислама в исламских странах и других странах региона. Для эффективной борьбы и противодействия этому феномену в ХХI веке необходимо понять его суть и проанализировать, в какой степени и как проявляются идеи ваххабизма в исламских странах, например, в Саудовской Аравии, где ваххабизм — официальная идеология, закрепленная в национальном законодательстве.
Ваххабизм основан в середине XVIII века на Аравийском полуострове сторонником ханбалитского мазхаба Мухаммедом Абд аль-Ваххабом (1703—1791). Доведя идеи ханбалитского мазхаба до их логического завершения, ваххабиты стали требовать очищения ислама от всех новшеств (бида), привнесенных после смерти Мухаммеда. Они потребовали строжайшего соблюдения принципа единобожия (таухид), осудили культ святых и пророков, включая пророка Мухаммеда. Отказались ваххабиты и от паломничества. Ваххабиты требуют от своих последователей аскетизма, порицают роскошь, корыстолюбие. Характерно для ваххабитов требование вести джихад — священную войну против неверных. Ваххабиты вели не только проповедническую деятельность, но и военную борьбу, и в настоящее время занимают в созданной при их непосредственном участии Саудовской Аравии господствующие позиции. Ваххабиты требуют возврата к чистоте раннего ислама. Последователи ваххабизма нетерпимы к инакомыслящим [1, с. 187].
Таким образом, ваххабиты принадлежат к суннитам ханбалитского мазхаба. Отметим, что сунниты составляют 83% всех мусульман в мире.
Королевство Саудовская Аравия получило свое название в 1932 году и в настоящее время занимает исключительное положение в исламском мире. В Саудовской Аравии проживают свыше 25 млн суннитов (свыше 90% от общего количества населения) и около 1 млн шиитов.
Религиозный фактор на территории Саудовской Аравии имеет важное историческое значение. В ХVIII веке Мухаммед ибн Сауд воспринял доктрину Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, суть которой сводилась к исламской реформе, направленной на восстановление чистоты ислама. Учение ваххабизма зародилось в процессе борьбы арабских племен против Османской империи и основывается на неохариджитских, радикальных идеологических установках. Ваххабитский ислам в 20-х годах ХХ столетия способствовал процессу объединения разрозненных племен в единую структуру с шариатской системой права и политики.
Это государство является абсолютной теократической монархией, король которой, вступая на престол, присягает на священных книгах мусульман — Коране и Сунне. Король носит титул не только короля (малика), но и духовного лидера (имама), а также титул «хранителя двух священных мечетей», который унаследован главой государства от основателя Королевства Саудовская Аравия ибн Сауда.
Конституцией или конституционным документом считается Основной низам о власти. Нормативным правовым актом в этой стране считается Коран, на основе которого строится правовая система государства по принципам шариата с позиций ханбалитского мазхаба и по идеологии ваххабизма.
Основной низам о власти закрепил государственную религию страны — ислам, а конституцией считается книга Всевышнего Аллаха и Сунна его Пророка. В ст. 11 Основного низама о власти указывается, что саудовское общество базируется на исламской вере. В этом документе содержатся предписания исповедовать ислам и не допускать распространения никакой другой религии. Государство призвано соблюдать предписания ислама и применять в своей деятельности нормы шариата, в частности, защищать исламскую веру и права человека в соответствии с шариатом (глава 5 «Права и обязанности»). Согласно реализуемой концепции единственным законодателем является Аллах, а его воля выражена в Коране и Сунне. Поэтому нормативные правовые акты (регламенты) принимаются в пределах религиозных предписаний. Как и в других исламских государствах, в Саудовской Аравии в 1992 году утверждено Положение об учреждении Меджлиса аш-Шуры, т. е. о Консультативном совете (далее также Совет). Совет правомочен изучать международные документы и представлять свои предложения относительно их, а также толковать законы и другие нормативные акты. Консультативный совет «образован по велению Аллаха» и должен следовать мусульманскому праву. Члены Совета защищают единство мусульман, целостность государства и интересы уммы. Улемы (мусульманские богословы и законоведы) играют исключительную роль в структуре органов государственной власти.
В статье 26 Основного низама о власти указывается, что государство защищает права человека в соответствии с положениями шариата.
С точки зрения соблюдения и реализации общепризнанных принципов и норм международного права о правах и свободах человека Саудовская Аравия является одним из самых неблагополучных государств. В качестве уголовного кодекса в Саудовской Аравии действует шариат. Законом запрещены устные или письменные обсуждения действующего политического строя. За нарушение канонов ислама полагается жесткое наказание. Власти Саудовской Аравии разрешают въезжать в страну людям другого вероисповедания, но служить культу им запрещено. В стране действует религиозная полиция. Шариатская гвардия или так называемая религиозная полиция (муттава) патрулирует улицы и общественные заведения и пресекает попытки нарушения канонов ислама [10]. Руководитель религиозной полиции входит в правительство. Шариатская гвардия (религиозная полиция) поддерживает систему норм общественного поведения, исходящих из ваххабитской интерпретации ислама и нарушая основные права и свободы человека и гражданина в сфере свободы совести и свободы вероисповедания.
К тому же в саудовском обществе по предписаниям ислама во всех сферах принимают решения мужчины. Женщины не могут появляться без хиджаба, или, например, путешествовать без сопровождения мужчины. Консультативный совет этой страны отверг в 2007 году предложение разрешить женщинам самостоятельно управлять транспортом.
Таким образом, Саудовская Аравия принадлежит к классической модели традиционного исламского права (исламская правовая модель), является теократическим государством и зависит от конкретной религии — ислама. Другие религиозные верования, как и атеизм, не признаются и преследуются.
Одним из основных направлений внешнеполитической деятельности Саудовской Аравии в настоящее время является экспорт идеологии ваххабизма в такие страны, как Афганистан, Босния, Великобритания, Египет, Кашмир, в Российской Федерации — в Чечню [6, с. 423], а также в Приволжский федеральный округ [4, с. 39].
В последние годы среди населения Саудовской Аравии наблюдается рост протестных настроений такфиристского толка, что приводит к возникновению новых радикальных экстремистских групп под лозунгом салафитов «очищения ислама и возврата к первоначальной чистоте религии благочестивых предков». В частности возникли группировки, провозглашающие радикальный ваххабизм «Муджахидинов Аравийского полуострова» (пер. араб. Аль-муджахидун фи джазират аль-араб), и «Исповедующих истинную веру Аллаха» (Аль-муваххидун).
Кроме мусульман-суннитов в Саудовской Аравии проживает около 5% шиитов, что составляет около 1 млн человек. Но мусульмане-шииты этнически разнородны, кроме саудовских арабов в стране проживают шииты, многие из которых происходят из Йемена, Ирана, Индии и Пакистана. Известны религиозные общины шиитов-двунадесятников и исмаилитов. По ваххабитской доктрине шииты подлежат полному уничтожению. В нормативных правовых актах декларируется равенство в разных сферах общественной жизни, но шииты практически не представлены в органах государственной власти Саудовской Аравии.
Используя нефтепромыслы и продавая нефть, Саудовская Аравия имеет значительные материальные возможности (по некоторым оценкам до 4 млн нефтедолларов в день), которых хватает и на подготовку проповедников в исламских университетах Мекки, Медины, Эр-Рияда. Ваххабитские учебные центры действуют в Европе, Северной Америке и в России [6, с. 423]. Например, в The Financial Times Ален Родье сообщает, что после окончания холодной войны Саудовская Аравия финансировала множество ваххабитских школ и мечетей на Балканах и изменила местную суфистскую мусульманскую культуру, сместив ее в сторону радикального ваххабизма. Саудовская Аравия в своем подходе к ваххабизму создала благоприятные условия для развития «Исламского государства Ирака и Леванта» и таким образом способствует распространению ваххабизма по всему миру.
Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, которое образовалось в 1971 году. В стране проживает свыше 5 млн человек, из них 90% — мусульмане и не более 10% — немусульмане (индусы, буддисты и др.). Малый процент населения проповедует христианство (протестантизм или католицизм), в основном служащие нефтяных компаний и представители иностранных фирм — иностранцы (в основном англичане и американцы и некоторые другие). Проживающие на территории ОАЭ россияне, греки, сирийцы и палестинцы составляют небольшую православную общину.
Общественная и политическая жизнь в ОАЭ строится на исламе, который представлен четырьмя мазхабами (мусульманскими школами) суннитского направления: ханафитским, шафиитским, маликитским и ханбалитским. В стране проживают ваххабиты-мусульмане, придерживающиеся ханбалитского мазхаба. Около 10% мусульман — последователи шиизма, в основном выходцы из Индии, Ирана, Бахрейна, Пакистана, Катара и Омана. Местные племена Фуджайра, Рис аль-Хайма, Шарджа Дубай и Абу-Даби также придерживаются шиизма.
Таким образом, ОАЭ имеют преимущественно мусульманское население, около двух третей жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм, остальные в основном сунниты-маликиты.
Принятие Конституции ОАЭ способствовало образованию единого союзного государства с федеративной формой государственного устройства, что повлекло бурное развитие страны. Положения Конституции ОАЭ имеют приоритет над конституциями эмиратов, входящих в Федерацию.
ОАЭ — независимое федеративное исламское арабское государство. В его состав входят 7 эмиратов, каждый из которых представляет собой монархию и обладает полным суверенитетом по вопросам, не относящимся к полномочиям федерации. Конституционное развитие этого исламского государства подверглось влиянию правовых норм Великобритании, но в качестве основного источника законодательства в ОАЭ принят шариат, т. е. исламские нормы.
Статья 7 указывает, что Конституция ОАЭ основана на шариате, а ислам провозглашается государственной религией и рассматривается как основной источник законодательства. В ст. 6 Конституции ОАЭ содержится идеологический аспект, повествующий, что Объединенные Арабские Эмираты — часть арабского мира и выражают свою приверженность его культурным ценностям: религии (исламу), истории и языку.
В ст. 25 «Свободы, права и гражданские обязанности» говорится, что «все лица равны перед законом без различия между гражданами Федерации в отношении их расовой или национальной принадлежности, религиозных убеждений или социального положения» [3, с. 427]. Конституцией ОАЭ также гарантируется свобода отправления религиозных культов согласно действующим обычаям, если это не противоречит государственной политике и не нарушает общественной морали (ст. 32) [3, с. 428]. В ОАЭ закреплено право на свободу вероисповедания, но с оговоркой, если это не подрывает общественные устои страны.
Итак, основополагающими принципами построения общества в ОАЭ является равенство, социальная справедливость, нравственность, но основанные на учении ислама. Мусульманское право в этой стране обладает большим авторитетом, а демократия имеет религиозный (мусульманский) оттенок.
В заключение отметим, что опыт исламских стран показывает: мусульманское право продолжает играть важную роль в современных государствах. ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Турция, Иран в кризисных ситуациях обращаются к исламу в поисках источников укрепления национальной идентичности. Разделение государственной и религиозной сфер для большинства мусульман неприемлемо, поэтому юридические институты тесно связаны с исламом. Развитие любого мусульманского государства зависит от цели власти, санкционированной религией, но не происходит единообразно.
Так, в арабских государствах сферы государственной системы власти и правового положения граждан претерпели существенные изменения. В ХХ—ХХI веках во многих исламских странах приняты новые конституции (Саудовская Аравия, Алжир, Судан, Йемен, Ирак и др.) или внесены серьезные изменения в законодательство. Однако свобода вероисповедания и равенство граждан независимо от веры закреплены в законодательстве лишь некоторых государств (например, Турции). Большинство же исламских государств, где шариат является источником законодательства, ограничивают права граждан в сфере свободы совести и свободы вероисповедания, а также права женщин-мусульманок, связанные с исламскими предписаниями (в особенности Саудовская Аравия). Ограничения существуют в исламских странах и при назначении или избрании на высшие государственные должности, на которые могут претендовать только мусульмане, что предопределяет развитие государств исключительно по исламским предписаниям. В дополнение к этому в ряде стран действует шариатский запрет на «вероотступничество» (т. е. отказ от исповедания ислама), что автоматически исключает правовые гарантии на свободу совести (например, в Саудовской Аравии и Султанате Оман).
Существует мнение, что в исламских странах женщины не имеют равных прав с мужчинами. Однако сами мусульмане так не считают. Королева Иордании Hyp пишет: «Мало кто на Западе отдает себе отчет в том, что еще в VII в. ислам предоставил женщине такие политические, юридические и социальные права, о которых в ту пору в Европе и не слышали. Больше того, даже в XX в. женщины США и многих других стран все еще борются за некоторые из тех прав, которые предоставлены мусульманкам в соответствии с Кораном. Уже в самом начале своего существования ислам провозгласил ряд совершенно новых для той эпохи прав, таких, как равные права мужчины и женщины на образование, право женщины иметь и наследовать имущество, вести бизнес, запрет на принудительное замужество и, наконец, равенство мужчины и женщины перед Богом. И это в то время, когда весь остальной мир считал женщину одушевленным имуществом» [9, р. 122].
Подобное мнение изложено и в монографии Фаляха Исмаила Хачима «Конституционное право стран Ближнего Востока» [8]. Но на европейский взгляд в исламских странах равенство трактуется с религиозных позиций, изложенных в Коране. Женщины обязаны подчиняться мужчинам (мужу, отцу, братьям), и отход от традиций сурово наказывается. Например, женщине-мусульманке запрещено менять вероисповедание.
Законодательство исламских стран закрепляет ислам в качестве государственной религии. Однако это только углубляет противоречия между самими мусульманами (суннитами и шиитами в особенности), а также между мусульманами и религиозными меньшинствами, которые «несут западные ценности» в исламский мир. Граждане, не исповедующие ислам, не могут иметь равных с мусульманами прав и обязаны считаться с традициями, так как провозглашение ислама государственной религией и построение законодательства на нормах шариата расценивается в исламских странах как укрепление традиционных основ государства и выработка «иммунитета» против западного влияния. Сам факт существования христианских (западных) ценностей, по их мнению, развращает исламское общество.
Список литературы
1. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Религиозные организации современного мира. М.: Издательство Московского университета, 2010.
2. Конституции государств Азии: в 3 т. Т.1 / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.
3. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов от 2 декабря 1972 г. // Конституции государств Азии...
4. Меркурьев В.В., Борисов С.В., Володина Н.В., Жафаров А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов о свободе совести, религиозных объединениях и противодействии религиозному экстремизму: пособие / под ред. В.В. Меркурьева. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2014.
5. Основной низам о власти Королевства Саудовская Аравия от 1 марта 1992 г. // Конституции государств Азии...
6. Политические системы современных государств. Энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2. М., 2012.
7. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005.
8. Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока и Северной Африки. М.: Библос консалтинг, 2009.
9. Noor Queen. Security through Dialogue // After Terror: Promoting Dialogue among Civilizations. Akbar Ahmed and Brian Forst eds. Maiden, Mass., 2005.
10. URL: http://tradition.ru/wilki/Саудовская Аравия