Статья

Контракт о прохождении военной службы в органах Федеральной службы безопасности

Анализируется содержание контракта о прохождении военной службы в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, вносятся предложения по его совершенствованию.

УДК 342.742:355.213

Страницы в журнале: 51-57

 

М.Н. Кременская,

аспирант, юрист ООО «Строй Гарант Сервис» Россия, Москва bukamarina@rambler.ru

 

Анализируется содержание контракта о прохождении военной службы в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, вносятся предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: военная служба, контракт о прохождении военной службы, органы Федеральной службы безопасности.

 

Оформление военно-служебных отношений путем заключения добровольного соглашения (контракта о прохождении военной службы) в нашей стране осуществляется с принятием Закона РФ от 11.02.1993 «О воинской обязанности и военной службе» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ)) [27].

Анализируя правовую природу контракта о прохождении военной службы, известные ученые в области военного права А.Т. Вахидов [5, c. 98—140], Д.В. Алексин [1, c. 59], А.В. Кудашкин [11, c. 219] в своих трудах отмечают новизну и теоретическую непроработанность нового для российского законодательства института, регулирующего прохождение военной службы. Однако уже Н.В. Антипьева [2, c. 85—95], О.Ю. Чижикова [28, c. 82] подчеркивают, что контракт о прохождении военной службы и его правовая природа неоднократно обсуждались в научной литературе. Несмотря на это, на сегодняшний день правовая природа контракта законодательно не определена, в связи с этим возникают проблемы в теоретическом толковании и в применении его положений уполномоченными должностными лицами как органов безопасности, так и других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В научной и учебной литературе встречаются самые разные мнения относительно правовой сущности контракта о прохождении военной службы [5, 6, 9, 11]. А.Т. Вахидов считает его самостоятельным договором, не являющимся разновидностью какого-либо из известных юридической науке [5, c. 98—140]. Согласно другой точке зрения контракт о прохождении военной службы относят к трудовым договорам [1, 2]. Нам близко мнение А.Е. Калинина [9, c. 80], А.В. Кудашкина [11, c. 220], А.И. Шелепугина [29], которые соотносят контракт о прохождении военной службы с гражданско-правовым и трудовым договором и в своих работах обоснованно подчеркивают его административно-правовую природу.

Д.Н. Бахрах считает контракт о прохождении военной службы разновидностью административного договора и выделяет следующие признаки последнего: особый субъектный состав; комплексный характер; отсутствие свободы выбора условий; целью является реализация какого-либо публичного интереса, достижение общественно значимых результатов; автономия воли сторон административного договора не носит характера абсолютного принципа, а уровень диспозитивности намного ниже, чем при заключении гражданских и трудовых договоров (см.: [4, c. 166]).

На сегодняшний день Типовая форма контракта о прохождении военной службы [21] включает в себя указание на: 1) стороны; 2) срок; 3) права и обязанности сторон; 4) заключительные положения.

И.И. Маскаева, рассматривая требования к заключению административных договоров, считает, что заключение административного договора необходимо для дополнительной защиты особо важных публичных интересов, гарантом которых выступает государство. В таких случаях государство обязывает определенных субъектов заключать административные договоры, и свобода их волеизъявления при этом имеет весьма относительный характер [12, c. 111—117]. Очевидно, что контракт о прохождении военной службы отвечает этим требованиям, условия контракта, в общем, едины для всех, призваны не индивидуализировать правовое положение военнослужащих, как, например, условия трудового договора, а закрепить возникновение военно-служебных отношений, установив императивный характер взаимоотношений между сторонами контракта. В таком случае Типовая форма контракта о прохождении военной службы должна содержать минимальное количество условий контракта, поскольку российское законодательство детально регламентирует вопросы прохождения военной службы, права, обязанности и ответственность сторон и пр.

Правовое регулирование прохождения военной службы развивается, что обусловлено, во-первых, реформированием государственной и военной службы, во-вторых, изменением условий предоставления военнослужащим различных видов материального и социального обеспечения (в 2002 году начался процесс замены льгот на денежные выплаты) [23], в-третьих, ужесточением требований к служебному поведению и государственных, и военнослужащих [16, 19, 20]. Данные обстоятельства указывают на необходимость совершенствования Типовой формы контракта о прохождении военной службы в связи с изменением российского законодательства.

На сегодняшний день п. 2—3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы относительно сотрудников органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ РФ, органов безопасности) существенно дополнены ведомственными приказами [15, 16]. В научной литературе уже высказывались мнения относительно детальной регламентации условий контракта [2, c. 85—95]. Нам близка позиция Е.А. Калинина, который полагает, что порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих детально регламентированы федеральным законодательством [8, c. 61]. В связи с этим содержание контракта о прохождении военной службы в органах безопасности требует дальнейшей модернизации.

Приказ ФСБ РФ от 10.06.2011 № 246 «Об организации работы по допуску к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности» (далее — приказ ФСБ РФ № 246) [15] предусматривает включение в содержание контракта сотрудников органов безопасности Обязательств по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне.

Представляется, что данные Обязательства — документ без сроков действия, который сотруднику органов безопасности целесообразно подписывать один раз — при поступлении на военную службу — и хранить в личном деле. В содержании контракта о прохождении военной службы сотрудников органов безопасности необходимо предусмотреть такое условие, как «неразглашение сотрудником органов безопасности сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с данными Обязательствами по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне».

Приказом ФСБ РФ от 20.09.2011 № 507 «О контракте о прохождении военной службы и внесении изменения в приложение № 2 к Приказу ФСБ России от 10 июня 2011 г. № 246» (далее — приказ ФСБ РФ № 507) [16] устанавливаются обязательства сотрудников органов безопасности относительно соблюдения запретов и ограничений, связанных с прохождением военной службы в органах безопасности; представления в подразделения кадров информации, относящейся к обеспечению собственной безопасности, закрепляется согласие сотрудника на прохождение в период военной службы исследований, тестирований, проверок в целях обеспечения собственной безопасности органов безопасности.

Нормы данного ведомственного приказа содержат предупреждение, что за неисполнение обязанностей, нарушение запретов, несоблюдение ограничений, нарушение положений кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов безопасности сотрудник несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На наш взгляд, условия контракта, предусмотренные приказом ФСБ РФ № 507, могут быть дополнены в связи с исключением Обязательств по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне из текста контракта о прохождении военной службы.

Такие дополнения предполагают следующие обязанности сотрудника органов безопасности: «соблюдать установленные законодательством Российской Федерации запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы в органах безопасности, допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, а также кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов безопасности». Сотрудник органов безопасности предупреждается, что «за неисполнение обязанностей, нарушение запретов, несоблюдение ограничений в связи с принятыми Обязательствами по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, нарушение положений кодекса этики и служебного поведения сотрудников безопасности сотрудник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что к особым условиям контракта о прохождении военной службы сотрудника органов безопасности можно отнести следующие.

1. Обязанность неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с федеральными законами и подзаконными актами [7, 13] был принят приказ ФСБ РФ № 246, в соответствии с которым сотрудники органов безопасности подписывают Обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне. Как мы уже писали ранее, данные Обязательства являются самостоятельным документом, который подписывается военнослужащим единожды, и рациональнее в целях совершенствования содержания контракта о прохождении военной службы в органах безопасности текст Обязательств исключить из контракта о прохождении военной службы, предусмотрев специальное условие контракта: «неразглашение сотрудником органов безопасности сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с данными Обязательствами по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне».

2. Обязанность принятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является военнослужащий. С вступлением в силу Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) [24] в нашей стране появился реальный инструмент борьбы с таким негативным явлением, как коррупция — институт конфликта интересов [3].

Нормами данного закона устанавливается дефиниция этого нового понятия, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего (далее — госслужащего) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью госслужащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Также нормами указанного закона определяется порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе и ответственность госслужащего в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Военная служба — вид федеральной государственной службы [26], в связи с этим нормы Федерального закона № 273-ФЗ распространяются и на военнослужащих. Федеральным законом № 53-ФЗ предусмотрена ответственность военнослужащих в связи с непринятием мер по предупреждению или урегулированию конфликта интересов — увольнение за данное коррупционное правонарушение «в связи с утратой доверия» [27].

3. Обязанность представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с нормами «антикоррупционного законодательства» [10, 24] был разработан порядок представления в органах безопасности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [14], который предусматривает, что сотрудник органов безопасности, замещающий должность, предусмотренную соответствующими перечнями, ежегодно представляет данные сведения.

Непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является основанием привлечения сотрудника органов безопасности к ответственности, предусмотренной нормами Федерального закона № 40-ФЗ, а также Федерального закона № 53-ФЗ.

4. Обязанность докладывать в установленном порядке о совмещении военной службы с оплачиваемой педагогической (преподавательской), научной и иной творческой деятельностью. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [25], а также Федеральным законом № 40-ФЗ сотрудники органов безопасности не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности (далее — иная оплачиваемая деятельность), если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

Приказом ФСБ РФ от 30.07.2012 № 378 «Об условиях совмещения военнослужащими органов федеральной службы безопасности военной службы с иной оплачиваемой деятельностью» определяется порядок и условия совмещения военнослужащими органов безопасности военной службы с иной оплачиваемой деятельностью [18].

5. Обязанность принимать меры по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами РФ. Во исполнение ст. 16 Федерального закона № 40-ФЗ, которая определяет, что сотрудники органов безопасности, имеющие зарегистрированное за пределами РФ право собственности на имущество, обязаны принять меры по его отчуждению, был принят Приказ ФСБ РФ от 22.12.2011 № 788 «О сроках принятия мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации». В соответствии с данным приказом определены сроки и порядок действий со стороны сотрудников органов безопасности по отчуждению такого имущества [17].

6. В связи с динамичным развитием российского законодательства в содержании контракта о прохождении военной службы могут предусматриваться и иные условия, не ухудшающие положения военнослужащего по сравнению с положением, установленным федеральным законодательством о прохождении военной службы.

Таким образом, рассмотрев правовое регулирование контракта о прохождении военной службы в органах безопасности, мы считаем, что целесообразно дополнить п. 1 Приказа ФСБ РФ № 507 следующими условиями:

— обязанностью соблюдать установленные законодательством РФ запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы в органах безопасности, допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, а также кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов безопасности;

— предупреждением, что за неисполнение обязанностей, нарушение запретов, несоблюдение ограничений в связи с принятыми Обязательствами по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, нарушение положений кодекса этики и служебного поведения сотрудников безопасности сотрудник несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;

— обязанностью неразглашения сведений, составляющих государственную тайну;

— обязанностью принятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

— обязанностью представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— обязанностью докладывать в установленном порядке о совмещении военной службы с оплачиваемой педагогической (преподавательской), научной и иной творческой деятельностью;

— обязанностью принимать меры по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами РФ;

— иными условиями, не ухудшающими положения военнослужащего по сравнению с положением, установленным федеральным законодательством о прохождении военной службы.

Список литературы

 

1. Алексин Д.В. Контракт о прохождении военной службы: зачем он нужен? // Право в Вооруженных Силах. 1999. № 1. С. 59.

2. Антипьева Н.В. Контракт о прохождении военной службы как соглашение о труде // Российский юридический журнал. 2006. № 4. С. 85—95.

3. Бараненков В.В. Конфликт интересов на военной службе: понятие, сущность и признаки // Военное право. 2014. № 1.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. С. 166.

5. Вахидов А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М., 1996. С. 98—140.

6. Журавлев С.И. Правовое регулирование кадрового обеспечения федеральных органов государственной власти: моногр. — М.: МГЮА, 2010.

7. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 21.12.2013) «О государственной тайне». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Калинин А.Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: моногр. — М.: ВУ, 2002. С. 61.

9. Калинин А.Е. Прохождение военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 2001. С. 80.

10. Конвенция ООН против коррупции: принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

11. Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2003.  С. 219—220.

12. Маскаева И.И. Требования к заключению административных договоров, разработанные российской правовой наукой // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 9. С. 111—117.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 (ред. от 01.11.2012) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Приказ ФСБ РФ от 08.07.2013 № 361 «О представлении в органах федеральной службы безопасности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Российская газета. 2013. № 178.

15. Приказ ФСБ РФ от 10.06.2011 № 246 (ред. от 20.09.2011) «Об организации работы по допуску к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности» // Российская газета. 2011. № 156.

16. Приказ ФСБ РФ от 20.09.2011 № 507 «О контракте о прохождении военной службы и внесении изменения в приложение № 2 к Приказу ФСБ России от 10 июня 2011 г. № 246» // Российская газета. 2011. № 234.

17. Приказ ФСБ РФ от 22.12.2011 № 788 «О сроках принятия мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 40.

18. Приказ ФСБ РФ от 30.07.2012 № 378 «Об условиях совмещения военнослужащими органов федеральной службы безопасности военной службы с иной оплачиваемой деятельностью» // Российская газета. 2012. № 203.

19. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 // Официальные документы в образовании. 2011. № 36.

20. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

21. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 01.07.2014) «Вопросы прохождения военной службы». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

22. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 28.06.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

23. Федеральный закон от 07.05.2002 № 49-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

24. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

25. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) «О статусе военнослужащих». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

26. Федеральный закон от 27.05.2005 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

27. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

28. Чижикова О.Ю. Правовое регулирование поступления граждан на военную службу в пограничные органы федеральной службы безопасности. — М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 82.

 

29. Шелепугин А.И. Контракт о прохождении военной службы как административный договор. URL: http://uristy.ucoz.ru/publ/10-1-0-360 (дата обращения 22.05.2014).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Авторы на основе теоретических разработок ученых проводят анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов с целью определения и разграничения социальных и материальных гарантий, предоставленных гражданам,
Добавлено: 12.05.2023
Опираясь на существующие исследования отечественных специалистов, автор рассматривает систему и структуру органов военной контрразведки Российской империи в период Первой мировой войны.
Добавлено: 28.12.2019
Рассматриваются проблемы увольнения военнослужащего с военной службы по контракту по собственному желанию.
Добавлено: 26.11.2019
Латентная преступность в армейской среде имеет свои особенности, вытекающие из специфики военной службы.
Добавлено: 21.06.2018
Рассматривается участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как комплексный правовой институт и общеправовой элемент, необходимый для функционирования любого государства.
Добавлено: 08.04.2018