УДК 342.951
Страницы в журнале: 47-50
Е.В. ТРУНИНА,
кандидат юридических наук, доцент Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, главный государственный таможенный инспектор правового отдела Ульяновской таможни trunina-customs@list.ru
Рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования прекращения службы сотрудником таможенной службы в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом.
Ключевые слова: таможенный орган, служба, начальник, сотрудник, срок, контракт.
Contract base of the service in customs organ: questions of protection of the rights employee from subjectivism of the employers
Trunina E.
In item are considered problem-solving questions of the legal regulation of the cessation of the service by employee of the customs service in connection with completion lifetime, provided by contract.
Keywords: customs organ, service, chief, employee, period, contract.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее — Закон о службе в таможенных органах) поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации.
Порядок заключения контракта регулируется ст. 10 Закона о службе в таможенных органах, а также Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации (утв. приказом ФТС России от 01.12.2008 № 1504; далее — Положение).
Контракт имеет право заключить:
1) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы без установления испытания;
2) гражданин, поступающий на службу в таможенные органы, в случае установления испытания — после его прохождения;
3) сотрудник, не достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, предусмотренного Законом о службе в таможенных органах, в случае окончания срока действия ранее заключенного контракта либо назначения на иную должность;
4) сотрудник, достигший предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, которому Законом о службе в таможенных органах продлен срок пребывания на службе сверх предельного возраста.
Основаниями для отказа в заключении контракта служат ограничения в приеме на службу в таможенные органы, к которым в соответствии с Законом о службе в таможенных органах относятся:
— недееспособность или ограниченная дееспособность, установленная вступившим в законную силу решением суда;
— неснятая или непогашенная судимость;
— лишение вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока;
— несоответствие требованиям к состоянию здоровья.
В соответствии со ст. 10 Закона о службе в таможенных органах контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок 1 год, 3 года, 5 и 10 лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Предельный возраст пребывания на службе зависит от должности, занимаемой сотрудником таможенного органа: чем выше должность, тем выше предельный возраст пребывания на службе. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 Закона о службе в таможенных органах предельный возраст пребывания на службе в таможенных органах установлен: для сотрудника, имеющего специальное звание младшего состава или среднего начальствующего состава, — 50 лет; для сотрудника, имеющего специальное звание старшего начальствующего состава, — 55 лет; для сотрудника, имеющего специальное звание высшего начальствующего состава, — 60 лет. Срок пребывания на службе в таможенных органах указанных сотрудников может быть продлен руководителем Федеральной таможенной службы в каждом конкретном случае до 5 лет.
Таким образом, контракт с сотрудниками таможенных органов носит исключительно срочный характер. Между тем здесь есть слабое звено. Так, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах окончание срока службы, предусмотренного контрактом, является основанием для увольнения сотрудника со службы в таможенных органах. Как следует из п. 5 ст. 10 Закона о службе в таможенных органах, контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Окончание срока службы, предусмотренного контрактом, не относится к перечню оснований увольнения по инициативе начальника таможенного органа, в связи с чем на него не распространяется предусмотренная п. 3 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах специальная гарантия, направленная на защиту сотрудника таможенного органа от увольнения по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.
Данная норма была предметом рассмотрения КС РФ. Так, В.П. Климов обратился с жалобой в КС РФ, в которой он оспаривал конституционность п. 3 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах[1]. Как следовало из материалов дела, В.П. Климов, находившийся на стационарном лечении в период с 28 мая по 10 июня 2002 г., приказом начальника Неманской таможни 1 июня 2002 г. был уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. В удовлетворении иска В.П. Климова к Неманской таможне об изменении даты увольнения со службы судами общей юрисдикции было отказано. КС РФ не принял данную жалобу к рассмотрению, указав следующее: «...заявитель, не выражая несогласие с тем, что окончание предусмотренного контрактом срока службы не относится к числу оснований увольнения по инициативе начальника таможенного органа, утверждает, что запрет на увольнение сотрудника в период его болезни должен распространяться и на этот случай увольнения, т. е. фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о внесении целесообразного, с его точки зрения, дополнения в действующее законодательство. Между тем его разрешение является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации»[2].
Согласно п. 19 Положения начальник таможенного органа, заключивший с сотрудником контракт, не позднее чем за 3 месяца до истечения срока контракта обязан письменно предупредить сотрудника об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах.
Не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником. В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывается уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (незаключении) контракта на новый срок. Перед направлением характеристики в кадровый орган сотрудник должен быть ознакомлен с ее содержанием. Сотрудник вправе выразить свое несогласие с представленной характеристикой в письменной форме, приобщаемой к характеристике.
Решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления не позднее чем за 1 месяц до истечения срока контракта (руководителем ФТС России — не позднее чем за 2 недели).
При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за 7 дней до дня истечения срока действия контракта.
Ни Положение, ни Закон о службе в таможенных органах не устанавливают оснований для заключения контракта на новый срок. Отсутствует правовая обязанность начальника таможенного органа обосновывать сотруднику таможенного органа причину незаключения контракта на новый срок, а у сотрудника — право требовать предоставления информации о данной причине. Как показывает судебная практика, уволенные сотрудники таможенных органов, в отношении которых было принято решение о незаключении контракта на новый срок, даже обращаются в судебные органы с заявлениями об обязании таможенного органа предоставить информацию об обстоятельствах незаключения контракта на новый срок. Однако на вполне законных основаниях данные заявления суды оставляют без удовлетворения[3]. Эти факты наглядно свидетельствуют об имеющей место неудовлетворенности со стороны сотрудников таможенных органов принятыми в отношении них руководством решениями, а также существующим правовым механизмом принятия подобных решений.
Следовательно, даже качественное исполнение в период действия контракта сотрудником своих должностных обязанностей не является основанием для продления контракта. Из этого следует, что по окончании срока контракта о службе в таможенных органах и сотрудник, который исполнял свои должностные обязанности ненадлежащим образом и имел, к примеру, дисциплинарное взыскание, и сотрудник, добросовестно работавший и не имевший нареканий по службе, поставлены в одинаковые условия. Тогда не совсем понятно предназначение составляемой непосредственным руководителем структурного подразделения характеристики с объективной оценкой сотрудника, если она не играет никакой роли и заключение контракта на новый срок — это самостоятельное и исключительное право начальника таможенного органа.
Так, показателен следующий пример. Гражданин Д. обратился в суд с иском о восстановлении его на работе. Как следовало из материалов дела, истец по заключенному с ФТС России контракту сроком на 1 год до 6 июня 2006 г. проходил службу в Хасанской таможне в должности первого заместителя начальника данной таможни. В соответствии с действовавшим на тот момент Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах (утв. приказом Минэкономразвития России от 02.06.2006 № 260) Д. был предупрежден о том, что с ним не будет заключен контракт на новый срок. При этом истец ссылался на то, что причины незаключения нового контракта неясны, так как он не имел никаких нареканий и взысканий, трудовую дисциплину не нарушал, работал хорошо, имел благодарности, премировался. При этом суд констатировал, что данные обстоятельства не имеют значения для рассмотрения спора, так как основанием для расторжения договора явилось окончание его срока, а не претензии к его работе, указав, что мотивы непродления срока контракта у работодателя могут быть различные. В удовлетворении иска Д. было отказано[4].
Складывающаяся судебная практика подтверждает данную позицию. Так, в определении КС РФ от 20.10.2005 № 378-О указывается: правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, отмечает суд, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена. Аналогичная позиция изложена в определении ВС РФ от 30.05.2006 № КАС06-135[5].
Вместе с тем контрактная основа прохождения сотрудниками службы в таможенных органах не должна подразумевать произвольный подход к заключению контрактов и отсутствие единых и четких требований к условиям их заключения. Представляется, что в целях обеспечения стабильности государственной службы, стимулирования сотрудников таможенных органов к добросовестному исполнению должностных обязанностей, повышения мотивации и результативности своей деятельности необходимо нормативно определить критерии, при наличии которых начальник таможенного органа имеет право не заключить контракт на новый срок. Кроме того, основания незаключения контракта на новый срок должны быть известны и ясны сотруднику, а не возводиться в ранг тайны работодателя. Это позволит избежать злоупотребления начальником таможенного органа предоставленным ему правом и
защитить права сотрудников таможенных органов, имеющих высокие показатели в служебной деятельности, добросовестно и профессионально исполняющих в течение срока контракта свои должностные обязанности.
Кроме того, нормативно не определено, в каких случаях контракты о службе в таможенных органах должны заключаться на 1 год, 3 года, 5 или 10 лет. То есть все зависит от субъективного подхода представителя нанимателя — начальника таможенного органа. Однако, если с сотрудником каждый раз будет заключаться контракт только на 1 год, сотрудник окажется под давлением, станет постоянно опасаться того, что контракт с ним не продлят на новый срок, и не будет с должной отдачей относиться к своей служебной деятельности. Представляется, что данный вопрос необходимо урегулировать в законодательстве о государственной службе, защитив интересы сотрудников таможенных органов от субъективизма руководства.
Библиография
1 Определение КС РФ от 20.10.2005 № 378-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 4 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 48 Федерального закона “О службе в таможенных органах Российской Федерации”» // СПС «КонсультантПлюс».
2 Там же.
3 См., например: определение Ленинградского областного суда от 12.01.2012 № 33-166/2912 // СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11.12.2006 (дело № 2-3932/06).
5 Бюллетень ВС РФ. 2007. № 8.