С.В. МОЛЧАНОВ,
кандидат юридических наук
Автор анализирует основные правовые акты, регламентирующие обмен информацией в сети Интернет, и сложившиеся в международной, зарубежной и российской практике методы контроля за содержанием этой информации.
Ключевые слова: административно-правовой подход, глобальная информационная сеть Интернет, государственный контроль, законодательство, право, сетевые информационные ресурсы.
Control over content network information resources:
the outline of the legal and administrative approaches
Molchanov S.
The author analyses the main legal acts regulating the exchange of information in a network the Internet, and established in the international, foreign and Russian practice of methods of control over the content of this information.
Кeywords: administrative and legal approach, global information network, state control, legislation, law, network information resources
Исторически сложилось так, что Интернет сам по себе никогда, ни в США, ни в Западной Европе, не был предметом государственного контроля. Чтобы установить связь с сетью Интернета, не требуется никакой лицензии. Сама сеть устроена так, что, имея к ней подсоединение, каждый получает возможность пользоваться большинством предоставляемых ею услуг. Иными словами, пользуясь одним и тем же подсоединением, можно предоставлять другим свои услуги, как в виде информации, так и в виде подсоединения к различным источникам. Новые технологии размывают границы между содержанием информации и средством связи. В этом отличие Интернета от всех прочих технологий связи и информации[1].
Вопрос о том, следует ли Интернет вообще подвергать тотальному контролю, почти не поднимался, хотя в самом начале и были предприняты некоторые «вылазки» против сети.
По мнению представителей большинства стран мира, Интернет как новая технология, никогда в прошлом не подвергавшаяся лицензированию или регулированию в смысле сферы услуг и тарифа оплаты, будет и в будущем развиваться вне государственного контроля, по мере того как более старые, ранее регулируемые технологии будут постепенно выходить из-под государственного контроля[2].
И все же контроль за Интернетом — вещь не невозможная. В некоторых странах уже были предпринятые меры для ограничения информации в Интернете[3].
В последние годы много внимания уделяется массовому мониторингу внутренних и международных коммуникаций со стороны спецслужб. По всему миру проводились расследования и парламентские слушания о координируемой Соединенными Штатами системе «Эшелон»[4].
Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1947 году правительства США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии подписали Пакт национальной безопасности, известный как «четырехстороннее» (Quadripartite) соглашение или соглашение «Великобритания-США» (UKUSA). Его задачей было скрепить союз между разведками этих стран и обозначить общие цели по обеспечению национальной безопасности. Согласно условиям соглашения, пять стран-участниц разделили мир на пять зон влияния. Для каждой страны были определены приоритеты разведывательной работы.
Самый тесный союз в рамках UKUSA сложился между Агентством национальной безопасности США (NSA) и Главным управлением правительственной связи Великобритании (GCHQ). NSA действует в соответствии со специальной директивой 6 Совета национальной безопасности (NSCID) и прослушивает коммуникационные сети всего мира в разведывательных и военных целях. Со временем была создана громадная шпионская сеть, способная следить за телекоммуникационными системами любой страны. Эти операции настолько секретны, что подобная деятельность (за пределами США) осуществляется практически без законодательного или судебного надзора. Опорной точкой альянса является Менвис Хилл (Menwith Hill), база королевских ВВС на севере Англии. Располагая более чем двумя десятками следящих станций и огромным количеством специального компьютерного оборудования, база способна прослушивать значительную часть коммуникаций. С появлением спутниковой и цифровой связи Менвис Хилл и ее аналоги в других странах получили возможность вести наблюдение и перехват в более широком масштабе[5].
В июле 2000 года Европейский парламент создал специальную комиссию по «Эшелону», и в мае 2001 года эта комиссия представила свои выводы: «Существование глобальной системы перехвата коммуникаций… больше не вызывает сомнений»[6]. Согласно этим данным, система «Эшелон» (которой, как сказано в до-кладе, управляет США в сотрудничестве с Великобританией, Канадой, Австралией и Новой Зеландией) была создана в начале «холодной войны» в целях сбора разведданных, а в настоящее время превратилась в сеть станций перехвата по всему миру. Ее главная цель, считают авторы доклада, заключается в перехвате не военных, а частных и коммерческих сообщений.
Европейские эксперты рекомендовали гражданам и компаниям стран Евросоюза принять «меры самозащиты», а также поддержали дальнейшее развитие и использование в Европе криптографии для защиты коммуникаций от электронной слежки. Авторы доклада рекомендовали вынести на рассмотрение сессии Европарламента в Страсбурге в сентябре 2001 года конкретные предложения. Эти предложения заключаются в следующем. Во-первых, США должны подписать соглашение с ЕС, по которому стороны обязаны «соблюдать по отношению к другой стороне… те положения о защите приватности граждан и тайне коммерческих коммуникаций, какие применяются по отношению к собственным гражданам и фирмам». Во-вторых, США должны подписать Международный пакт о гражданских и политических правах, чтобы частные лица могли обращаться с жалобами в Комитет по правам человека ООН. В-третьих, США должны принять кодекс этики, аналогичный тому, который действует в ЕС. Наконец, в-четвертых, американцы должны начать диалог с Евросоюзом по