УДК 342.9: 314. 15 (470+571)
ББК 67.401.03: 60.74 (2Рос)
Страницы в журнале: 55-58
И.В. МИТЯКИНА,
соискатель кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
Проанализированы нововведения в законодательстве Российской Федерации, регулирующие вопросы осуществления контроля саморегулируемыми организациями за деятельностью своих членов.
Ключевые слова: саморегулирование, контроль, проверка, деятельность, функция.
In article the author analyses innovations in the legislation of the Russian Federation, regulating questions of control by the self-adjustable organizations behind activity of the members.
Keywords: self-regulation, control, check, activity, function.
В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику, основания которого лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Саморегулирование как процесс и метод занимает важное место в правовых и социальных системах современной жизни. Оно сочетает в себе как административное, так и корпоративное управление отдельными сферами (отраслями, комплексами) экономики государства. Государство и бизнес взаимодействуют различными способами и средствами, но в данном случае такое взаимодействие достигается через некое промежуточное звено — саморегулируемые организации (СРО), объединяющие субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Использование такого механизма продиктовано объективной необходимостью, поскольку государство не может эффективно регулировать деятельность миллионов предпринимателей и лиц, занимающихся профессиональной деятельностью.
СРО появились в России в середине 90-х годов XX века. Однако, несмотря на официальное признание, само определение понятия СРО и их правовая природа до сих пор вызывают множество споров и дискуссий.
Термин «саморегулируемая организация» был заимствован из англо-американского права (self-regulatory organization). По мнению Д.О. Грачева, данный перевод является не совсем корректным, поскольку буквальное толкование словосочетания «саморегулируемая организация» означает, что организация сама что-то регулирует, и прежде всего — собственную деятельность. В итоге это может привести к выводу о том, что любое юридическое лицо является СРО, поскольку гражданское законодательство позволяет организации самостоятельно решать некоторые вопросы, касающиеся своей структуры и взаимоотношений органов юридического лица[1]. Ученый считает, что правильным переводом является словосочетание «саморегулирующая организация», поскольку целью такой организации является не регулирование собственной деятельности, а регулирование деятельности своих членов.
Поскольку основная цель СРО — установление правил и стандартов для своих членов, для того чтобы данные правила исполнялись, законодатель счел нужным предоставить СРО контрольные полномочия с применением в необходимых случаях мер дисциплинарной ответственности.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» одной из основных функций СРО является осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО и условий членства в СРО.
На сегодняшний день наиболее регламентированными в законодательном плане являются действия по контролю саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и аудиторов.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 366 утверждены Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов. Эти Правила определяют основания и порядок проведения СРО проверки деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также права и обязанности арбитражных управляющих при проведении СРО такой проверки.
Основаниями для проведения проверки являются обращение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, мотивированная жалоба лица на действия (бездействие) арбитражного управляющего, за исключением анонимных жалоб, или иные основания, установленные СРО.
Проверка проводится на основании решения СРО, по ее результатам составляется акт. Арбитражный управляющий, в отношении которого проводилась проверка, вправе при несогласии с изложенными в акте проверки фактами и выводами представить руководителю СРО мотивированные возражения. Руководитель СРО передает его возражения в орган, уполномоченный рассматривать дела о применении к членам СРО мер ответственности и сформированный в соответствии с принятым СРО порядком. Указанный орган в установленный срок принимает решение о привлечении арбитражного управляющего к ответственности.
Если выявленные нарушения являются основанием для исключения арбитражного управляющего из членов СРО, то орган, уполномоченный рассматривать дела о применении к членам СРО мер ответственности, обращается в соответствии с порядком, установленным СРО, с требованием о созыве собрания членов СРО или ее органа, уполномоченного принимать решения об исключении арбитражных управляющих из членов СРО.
Еще одним примером является контрольная деятельность СРО, работающих в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ СРО данного вида наделяются функцией контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования. Также законодатель указывает, что контроль за деятельностью членов СРО в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется СРО при приеме в члены СРО, а также не реже чем один раз в год.
Анализируя ст. 15 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», можно отметить, что законодатель наделяет СРО профессиональных участников рынка функцией контроля за исполнением участниками не только своих правил и стандартов, но и законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг. Данный вид контроля СРО осуществляет по собственной инициативе, на основании обращения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов. Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности СРО.
В Положении о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом[2] законодателем уточняется, что СРО обязана осуществлять контроль за соблюдением ее членами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (финансовых, организационно-технических, специальных и иных требований), а также актов СРО, включая нормативы достаточности их собственных средств и внутренних документов. В случаях, когда членами СРО являются кредитные организации, СРО также осуществляет контроль за соблюдением требований нормативных актов Центрального банка РФ, принятых по согласованию с ФСФР.
Аналогичное положение дел наблюдается у СРО оценщиков и аудиторов. Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее — Закон об оценочной деятельности) СРО такого типа контролирует осуществление оценочной деятельности путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований Закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности. В Законе об оценочной деятельности указывается продолжительность плановой проверки, которая не должна превышать 30 дней и должна проводиться не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения внеплановой проверки может стать направленная в СРО оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований Закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.
Согласно Временному положению об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики[3], которое было разработано с целью обеспечения единого подхода профессиональных аудиторских объединений к контролю, последний именуется внешним контролем аудиторов. Предметом внешнего контроля аудиторов является соблюдение аудиторами требований законодательных актов в области аудиторской деятельности, правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России. Внешний контроль аудиторов проводится в ходе внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и охватывает всех аудиторов, работающих (работавших в период, за который осуществляется контроль) в проверяемой организации независимо от их членства в аудиторском объединении.
Внешний контроль аудиторов осуществляется не чаще одного раза в три года, если иная периодичность не установлена аудиторским объединением, и подлежит документированию. До начала проверки на основании запроса контролера от руководства аудиторской организации получается письменное подтверждение в отношении всех аудиторов, работающих и работавших в аудиторской организации в период, подвергающийся проверке, о наличии (отсутствии) обоснованных и документально подтвержденных претензий к качеству их работы. По результатам внешнего контроля составляется по установленной форме «Лист оценки профессиональной деятельности аудитора». Результаты контроля доводятся контролером до сведения аудитора и руководителя организации (индивидуального аудитора), в которой работает аудитор. В течение 15 дней после окончания контроля аудиторское объединение принимает решение и доводит его до сведения аудитора и руководителя организации.
На основании изложенного можно отметить, что объектом контроля со стороны СРО является соблюдение субъектами предпринимательской деятельности не только установленных данной организацией правил и стандартов, но и нормативных правовых актов, исходящих от государства.
Вместе с тем, как справедливо указывает Т.В. Кувакина[4], осуществление основанными на добровольном членстве СРО контроля за соблюдением их членами законодательства Российской Федерации означает дублирование полномочий государственных органов, что является обременительным для хозяйствующего субъекта. По ее мнению, следует ограничить объем контрольных полномочий подобных СРО за предпринимательской (профессиональной) деятельностью своих членов только собственными разработанными и установленными правилами и стандартами, что в целом соответствует опыту западных стран. В связи с этим считаем необходимым упразднить функцию контроля СРО за соблюдением ее членами законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, наделив их лишь правом проведения проверок соблюдения правил и стандартов регулирования.
Библиография
1 См.: Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. Вып. 3. С. 42.
2 Утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 365.
3 Одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России от 30.10.2008, протокол № 69 // КонсультантПлюс.
4 См.: Кувакина Т.В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 163.