Статья

Концептуальные и правовые основы финансово-экономической экспертизы

УДК 34.03:336.02 С.Г. ЧААДАЕВ, доктор юридических наук, профессор, завкафедрой правовой бухгалтерии и финансово-экономической экспертизы Всероссийской государственной налоговой академии, М.В. ЧАДИН, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой бухгалтерии и финансово-экономической экспертизы Всероссийской государственной налоговой академии Экспертиза — это исследование какого-либо вопроса, требующее специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Термин «экспертиза» происходит от латинского expertus, что означает «опытный, сведущий». Таким образом, под понятием «экспертиза» в широком смысле слова имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний.

УДК 34.03:336.02
 
С.Г. ЧААДАЕВ,
доктор юридических наук, профессор, завкафедрой правовой бухгалтерии и финансово-экономической экспертизы Всероссийской государственной налоговой академии,
М.В. ЧАДИН,
кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой бухгалтерии и финансово-экономической экспертизы Всероссийской государственной налоговой академии
 
Экспертиза — это исследование какого-либо вопроса, требующее специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Термин «экспертиза» происходит от латинского expertus, что означает «опытный, сведущий». Таким образом, под понятием «экспертиза» в широком смысле слова имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний.
Экономические экспертизы — один из классов экспертиз в их классификации по характеру специальных знаний. 
 
В экономической экспертизе современными учеными и практиками выделялись многочисленные роды (по сферам исследования экономических наук и использованию разных экономических специальностей), к числу которых относятся бухгалтерская, финансово-кредитная, экономики труда, экономико-статистическая, финансово-экономическая, налоговая, финансово-аналитическая и другие экспертизы. Так или иначе, в основу любой классификации экономических экспертиз положена специфика предмета каждого их рода.
Финансово-экономическая экспертиза исследует и устанавливает фактические данные о финансово-хозяйственной деятельности анализируемых лиц посредством разрешения вопросов, касающихся выполнения договорных обязательств, распределения прибыли, операций с ценными бумагами, инвестиций и других сделок и хозяйственных операций.
Предмет финансово-экономической экспертизы заключается в специализированном исследовании экспертом-экономистом хозяйственных документов и других представленных на экспертизу объектов с целью установления путем выводов фактических данных о совершении хозяйственных операций, об организации контроля, нарушении правил учета и отчетности, а также других норм, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов.
Объекты исследования финансово-экономической экспертизы могут быть вещественными (ценные бумаги, патенты, лицензии, другие нематериальные активы и прочее имущество) и
документальными (документы бухгалтерского учета, бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности, налоговые расчеты (декларации)). Объекты финансово-экономической экспертизы сходны с объектами бухгалтерской экспертизы, с той разницей, что последние — это материалы, использование которых связано исключительно с исследованием бухгалтерских регистров и документов.
В настоящее время термин «финансовая экспертиза» («финансово-экономическая экспертиза») находит свое отражение не только в рамках судебного процесса, но и в иных сферах человеческой деятельности. Так, например, экспертная деятельность в области финансов уже давно применяется в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Примером задач проведения данной экспертизы может служить:
— установление достоверности финансово-экономической информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в регулирующие органы;
— выявление неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов и внутренних резервов организации с целью повышения эффективности производства;
— определение путей снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности.
Предметом анализа в рамках приведенных экспертиз являются жилищно-коммунальные услуги, к числу которых относятся:
— содержание и ремонт жилищного фонда, включая капитальный ремонт;
— обслуживание лифтового хозяйства;
— водоснабжение;
— передача и производство тепловой энергии;
— вывоз и переработка твердых и жидких бытовых отходов.
К числу используемых в экспертном анализе нормативных актов относятся Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации; Федеральный закон от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 30.08.2004  № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», Методика планирования, учета и калькулирования услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная постановлением Госстроя России от 23.02.1999 № 9; Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России  21.06.1999 № ВК 477 и многие другие.
Существует ряд других показательных примеров внесудебных финансово-экономических экспертиз, в частности:
— финансово-экономическая экспертиза проектов федеральных законов, международных договоров и иных нормативных правовых актов в рамках определенной компетенции исполнительных органов власти;
— финансово-экономическая экспертиза за-
явок на привлечение средств займов, грантов и гарантий международных финансовых организаций, в том числе экспертиза частных проектов международных финансовых организаций (без привлечения суверенных гарантий), в рамках компетенции Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации;
— финансово-экономическая экспертиза проектов целевых программ (например, целевые программы города Москвы).
В настоящее время большой интерес вызывает широко применяемая на практике экспертиза перспективности инвестиционных проектов, в результате которой экспертно оценивается возможность получения максимально возможного чистого дохода в минимально возможные сроки с одновременным возвратом (погашением) всех инвестированных в проект средств, и в первую очередь заемных инвестиций в любой форме. При рассмотрении инвестиционных проектов анализируются финансово-экономические показатели инвестиционного проекта, приведенные в предварительных инвестиционных предложениях или в бизнес-плане, с целью определения его перспективности.
Не менее значимым современным методом применения специальных финансово-экономических знаний является проверка активов на экономическую и юридическую чистоту (англ. аналог — due diligence).
Так называемый инвестиционный аудит — это комплексная финансово-юридическая экспертиза, оценивающая риски в рамках приобретения работающего бизнеса или его части, которые проявляются, как правило, в ошибках прежнего руководства. Точное и исчерпывающее экспертное заключение на предмет соблюдения организацией законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, подготовленное с применением международных стандартов, позволяет принять правильное решение и исключить возможность выявления коммерческих рисков после совершения сделки, а также наиболее оптимальным образом взвесить цену сделки в совокупности с существом выявленных рисков.
Если провести грань между судебной и внесудебной экспертизой, то следует отметить, что основное отличие состоит в четком соблюдении специального порядка назначения и производства судебной экспертизы, а также в использовании полученных при этом результатов, что предусмотрено процессуальным законодательством.
В законе специально определены основания и условия назначения судебной экспертизы, порядок ее проведения; устанавливаются принципы оценки и использования заключения эксперта как доказательства по делу; четко определены права и обязанности участников конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного, налогового и административного процесса при проведении судебной экспертизы. Судебная экспертиза — это сложное следственное действие, причем единственное, в котором подготовительный и заключительный этапы осуществляют работники правоохранительных органов, а этап исследования — эксперт.
В ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о судебно-экспертной деятельности в РФ) судебная экспертиза определяется как процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Таким образом, судебная экспертиза — это самостоятельная процессуальная форма получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном, налоговом и административном процессе.
Основные признаки (черты) судебной финансово-экономической экспертизы (далее — СФЭЭ) следующие.
1. Использование специальных знаний. СФЭЭ проводится лишь в случаях, когда для установления определенных обстоятельств (фактов) необходимы специальные знания в области финансов и экономики. Специальными знаниями в той или иной мере могут обладать следователь и судья. При этом они зачастую могут обойтись и без помощи специалиста. Однако СФЭЭ назначается независимо от того, обладает следователь (судья) специальными знаниями или нет, поскольку фактические данные, полученные путем экспертного исследования, не могут быть отражены ни в каком процессуальном документе, кроме заключения эксперта-экономиста. Изучение следственной, судебной и экспертной практики показывает, что при расследовании и рассмотрении преступлений и правонарушений в финансово-экономической сфере из всей системы специальных экономических знаний чаще всего необходимо применять бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности, финансы и кредит, отраслевую экономику, налоги и налогообложение, валютное регулирование.
2. Проведение исследований в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Цель СФЭЭ — установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания по судебному делу. Эти обстоятельства должны устанавливаться экспертом-экономистом на основе проведенного им исследования. В случае если вопросы носят специальный характер и входят в компетенцию определенных специалистов, но не требуют для своего разрешения проведения исследований (например, какие-либо общие научные положения), экспертиза проводиться не должна. Этим экспертиза отличается от допроса эксперта и от справочной деятельности.
3. Специальный субъект экспертизы. СФЭЭ проводится лицом, специально определенным судом или органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором. Это лицо — эксперт-экономист, который должен обладать соответствующими специальными знаниями в области финансов и экономики и удовлетворять другим требованиям, указанным в законе. Эксперт-экономист наделен рядом процессуальных прав и несет процессуальные обязанности. Он, в частности, обладает определенной процессуальной самостоятельностью и независимостью при проведении экспертизы, дает заключение от своего имени, по своему внутреннему убеждению и несет за него личную ответственность.
4. Экспертиза производится в определенной процессуальной форме. Процессуальным законодательством регламентирован порядок назначения судебной экспертизы, ее проведения и процессуального оформления; определены права и обязанности участников процесса в связи с производством экспертизы. Процессуальная форма производства СФЭЭ также является  характерной чертой, отличающей ее от несудебных экспертиз. Соблюдение процессуальной формы производства СФЭЭ — необходимое условие допустимости заключения эксперта-экономиста как судебного доказательства. Таким образом, нельзя получить заключение эксперта-экономиста как судебное доказательство вне процессуальной формы, а нарушение любой процессуальной нормы при назначении, проведении экспертизы, оценке заключения эксперта-экономиста истребляет доказательственную значимость последнего (независимо от его содержания). Следовательно, заключение эксперта-экономиста как самостоятельный вид судебного доказательства, предусмотренный ч. 2 ст. 55 ГПК РФ, ч. 2 ст. 64 АПК РФ, ст. 74 УПК РФ, п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, ст. 63 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (далее — Закон о Конституционном суде РФ), ст. 95 НК РФ может быть результатом только СФЭЭ, т. е. такой экспертизы, которая была назначена и проведена после возбуждения судебного дела в строгом соответствии с правилами процессуального права.
5. Ход и результаты экспертного исследования оформляются специальным процессуальным документом — заключением эксперта-экономиста, которое является самостоятельным видом судебных доказательств,
предусмотренных законом. Этим, в частности, экспертиза отличается от деятельности специалиста, которая оформляется протоколом соответствующего следственного действия. Различного рода справки, акты и заключения несудебных экспертиз, содержащие данные, полученные с применением специальных знаний, являются разновидностью иных документов, а не самостоятельным видом доказательств.
6. Экспертные исследования для нужд судопроизводства могут производиться как в государственных судебно-экспертных учреждениях (аттестованными государственными судебными экспертами), так и иными экспертами-экономистами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (вне экспертного учреждения) — ч. 2 ст. 195 УПК РФ.
Министерство юстиции РФ в своем приказе от 14.05.2003 № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» в целях обеспечения единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России определило единый перечень экспертиз, в котором нашли свое место три судебные экономические экспертизы: бухгалтерская, финансово-экономическая и товароведческая.
Минюст России бухгалтерскую экспертизу определил как исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных.
Предмет СФЭЭ представлен намного шире — это исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта, расчета долевого участия учредителей (акционеров) в имуществе и распределяемой прибыли хозяйствующего субъекта, признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, характеризующих платежеспособность, кредитоспособность, использование и возвратность кредитов хозяйствующего субъекта, а также исследование показателей, характеризующих формирование размера (величины) оплаты труда с целью установления отклонений от действующих норм.
Товароведческая экспертиза — это исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки, а также  исследование продовольственных товаров.
Таким образом, СФЭЭ — это одна из разновидностей судебной экспертизы, представляющая собой процессуальную форму применения специальных знаний в области экономики и финансов в судопроизводстве и состоящая в проведении исследования показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта и даче заключения экспертом-экономистом по вопросам, которые поставлены перед ним судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором (лицом, назначившим экспертизу), в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Правовыми основами СФЭЭ являются Конституция РФ, Закон о Конституционном суде РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, ТамК РФ, КоАП РФ, НК РФ, Закон о судебно-экспертной деятельности в РФ, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок судопроизводства, организацию и проведение судебной экспертизы. Необходимо отметить, что СФЭЭ по международным делам производится в соответствии с регламентами международных третейских судов.
Задачи СФЭЭ определены решением в первую очередь вопросов, касающихся финансово-экономической деятельности организаций, их финансовых отношений с государственным бюджетом, деловыми партнерами и другими сторонами в этих отношениях. Соответственно задачи финансово-экономической экспертизы связаны с решением вопросов о несоблюдении норм законодательства в сфере экономики, с финансовым анализом деятельности организаций, а также сопряженных с ними вопросов судебно-бухгалтерской экспертизы. Из изложенного следует вывод о том, что факты нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть установлены при производстве судебных экспертиз только в процессе СФЭЭ.
В действующем процессуальном законодательстве специально определены основания и условия назначения СФЭЭ, порядок ее проведения и устанавливаются принципы оценки и использования заключения эксперта-экономиста как доказательства по делу; четко определены права и обязанности участников конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного, налогового и административного процесса при проведении СФЭЭ.
В заключение отметим, что в современных условиях становления и укрепления российской государственности и совершенствования управления, в условиях существования различных форм собственности усиливаются роль и значение финансово-экономических экспертиз, осуществляемых как в судебном, так и во внесудебном порядке. Результатом текущей законодательной и практической деятельности стало повышение степени урегулированности особенностей осуществления экспертизы в области экономики и финансов, обеспечение исследований методологическим аппаратом и повышение профессионального уровня экспертов-экономистов. При этом очевидны и пути совершенствования экспертной деятельности в области финансов и экономики, например, ставшее традиционным игнорирование законодателем актуальных вопросов в области взаимодействия судебной системы и частных экспертов-экономистов.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024