А.П. МАТУСЕВИЧ,
кандидат экономических наук, преподаватель МГИМО
Во второй половине ХХ века развитие офшорного бизнеса происходило главным образом за счет увеличения количества государств третьего мира, объявивших о своем офшорном статусе. По различным оценкам, в настоящее время среди развивающихся стран насчитывается около полусотни офшорных центров. К их числу относятся так называемые малые (островные) государства и территории. Поэтому вопрос о том, какое место в международных отношениях и мировой экономике занимают сегодня малые государства и как соотносится с международным правом активно лоббируемая малыми государствами концепция об уязвимости их хозяйственных систем, не является праздным. Он приобретает особую остроту, если принять во внимание проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество в связи с бурным развитием офшорного бизнеса, а также с разгулом криминала, связанным с этим развитием.
В последние десятилетия мировое сообщество столкнулось с таким явлением, как торговля национальным суверенитетом. Малые государства, бедные традиционными ресурсами (природными, людскими и др.), стремятся извлечь экономическую выгоду с помощью предоставления различной протекции для нерезидентов — в виде регистрации офшорных компаний и банков, льготной регистрации судов и авиалайнеров, предоставления гражданства и т. п. Наблюдается явление, когда малые государства и территории практически торгуют прерогативами своего суверенитета. Таким образом, картина получается незавидная. Ведь суверенитет — это нечто непреложное для национального государства как субъекта международного права. Суверенитет признается другими государствами, им гордятся, им пользуются. Национальный суверенитет — это и огромная ответственность. На наш взгляд, соотношение обязанностей и прав суверенитета в настоящее время постоянно нарушается, по крайней мере если говорить о малых государствах, и прежде всего — об офшорных центрах.
Формирование крепкого национального государства, не только обладающего свободами и правами, но и соблюдающего все свои обязанности, — насущная необходимость современного мирового развития. В противном случае мировое сообщество сталкивается с крупными деформациями, в первую очередь в финансовом мире. Это может привести к недобору локальных бюджетных средств, средств многих других государств, не являющихся офшорными центрами, к ущемлению национальных суверенитетов членов мирового сообщества.
В системе современных международных отношений малые государства занимают особое место. Отличаясь от других стран рядом объективных особенностей, группа таких государств достаточно гетерогенна по многим экономическим и социально-политическим показателям входящих в нее стран. По сути, «особость» этих стран превращается в самодостаточное основание для систематического получения от универсальных международных организаций и торгово-финансовых институтов односторонних льгот и преференций, введения режима наибольшего благоприятствования для льготного кредитования, внешнего финансирования различных национальных и региональных проектов и программ развития. На лоббирование своих национальных экономических интересов ориентирована и активно пропагандируемая микрогосударствами концепция малых островных государств с уязвимой экономикой.
На региональном уровне концепция малых островных государств активно отстаивается Комиссией Индийского океана (КИО), действующей фактически за счет внешнего финансирования со стороны стран Евросоюза, и прежде всего Франции. На международном уровне эта концепция входит в более широкий «формат действий» группы малых развивающихся стран по достижению устойчивого развития.
В условиях глобализации консолидируется многочисленная группа малых государств, большинство из которых являются офшорами, которая активно отстаивает свои интересы, добиваясь получения особых льгот, облегчающих процесс их интеграции в новый мировой экономический порядок.
Категория «малое государство» признается системой ООН и международными торгово-экономическими и финансовыми организациями. Пока она еще не получила официального статуса в системе международной классификации государств, но представляется, что это вопрос нескольких лет. Большинство малых стран входит в категорию развивающихся, некоторые пользуются привилегиями, предоставляемыми международным сообществом категории наименее развитых стран. Группа же малых островных государств добивается получения собственного официального статуса.
По различным методикам, в группу малых государств включают от 33 до 78 стран. По определению малых государств, разработанному экспертами Содружества и Всемирного банка, из различных критериев центральным был выбран критерий численности населения. К числу малых стран отнесены те, население которых не превышает 1,5 млн человек. Сюда Всемирный банк включает 50 государств, 44 из которых входят в категорию развивающихся. Используются и другие методики, по которым к категории «малое государство» относятся страны с населением до 5 млн человек. Малые государства составляют две трети стран—членов Британского Содружества; для них разработана Барбадосская программа действий, принятая в 1994 году на конференции по устойчивому развитию малых островных развивающихся стран.
Соглашение между Евросоюзом и странами АКТ (Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана), подписанное в Котону (Бенин) в июне 2000 года, устанавливает особое положение малых стран. Статья 84 Соглашения выделяет в отдельную категорию «наименее развитые, анклавные и островные государства». Из 77 стран, подписавших документ, 36 — малые по численности населения, а 29 — островные государства. В Соглашении к категории «наименее развитые страны» отнесено 39 государств АКТ, из которых 11 являются островными. В число малых стран входят 14 стран Тихоокеанского бассейна, 12 — Карибского бассейна и 12 африканских стран.
Как малые государства в целом, так и малые островные государства добиваются систематического получения внешней финансовой помощи, выстраивая систему аргументации на понятии особой уязвимости и незащищенности от негативного воздействия внешних экономических и природных факторов. Вообще понятие уязвимости основано на объективной зависимости экономики и устойчивого развития малого государства от внешних факторов глобального характера — резких колебаний цен и конъюнктуры на мировых рынках товаров и услуг, а также от ежегодно повторяющихся в определенных географических зонах природных стихийных бедствий. Степень уязвимости определяется спектром и интенсивностью негативного воздействия внешних факторов и способностью государства их самостоятельно преодолевать. Концепция малых островных государств включает в число объективных причин особой уязвимости малый размер территории, ограниченность природных и трудовых ресурсов, узкие возможности для диверсификации экономики, далеко не ведущее место в системе мировых торгово-экономических связей, периферийность по отношению к основным рынкам и финансовым потокам, удаленность и дисперсность входящих в государство островов, нахождение страны в зоне систематически повторяющихся стихийных бедствий, невозможность самостоятельно преодолеть негативные воздействия явлений природы, связанных с глобальным потеплением климата.
Международная методика, разработанная для определения комплексного индекса уязвимости (этот индекс учитывается в торгово-финансовых отношениях малых государств с международными экономическими организациями), помимо «структурной» уязвимости от внешних факторов учитывает еще и конъюнктурную уязвимость, являющуюся следствием экономической политики руководства страны.
Поскольку уязвимость экономики — это прежде всего невозможность преодолеть пагубное воздействие внешних факторов собственными силами и средствами, уязвимостью обосновываются и стимулируются особые запросы и потребности малого государства в систематическом и экстренном получении внешней финансовой помощи. С другой стороны, культивирование своей «особости» и «уникальности» приводит к гипертрофированию сугубо потребительских претензий малых государств к мировому сообществу. В условиях либерализации мировых торгово-финансовых связей эти потребности еще больше обостряются, заставляя страны консолидироваться в отстаивании своих интересов, создавать новые форматы взаимодействия с организациями системы ООН (ПРООН, ЮНКТАД, ЮНИДО, ЭКОСОС), с Европейским Союзом, Всемирным банком, МВФ и ВТО.
Помощь и содействие малым государствам оказываются в двустороннем и многостороннем форматах. Международные экономические организации предоставляют им льготы при проведении сделок, способствуют координации внешней финансовой донорской помощи, содействуют совершенствованию системы страхования от стихийных бедствий, предоставляют индикативные займы, оказывают поддержку развитию частного сектора, организуют поддержку доступа экспортных товаров малых стран на внешние рынки на льготных условиях. Для Всемирного банка работа с малыми государствами стала самостоятельным направлением деятельности.
Для малых стран разрабатываются специализированные целевые программы по информационным технологиям, развитию туристического сектора и сектора финансовых услуг (прежде всего это офшорный сектор экономики), транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, здравоохранения и образования. Созданы фонды, ориентированные на содействие малым странам в проведении структурных экономических, банковских реформ, приватизации. Финансируются проекты по освоению морских ресурсов, охране и управлению исключительными экономическими зонами, реализации долгосрочных природоохранных программ.
При оказании экспертной и технической помощи малым странам международные организации делают особый акцент на стимулировании региональных инициатив и регионального сотрудничества, на унификацию таможенных тарифов, налоговой, торговой и инвестиционной политики на региональном уровне. Оказывается содействие в привлечении прямых частных инвестиций, поскольку малые государства имеют более высокую степень инвестиционного риска (примерно на 25%), чем крупные.
Новые направления и формы экономического сотрудничества предусмотрены Постоломейским соглашением. Впервые политическое «измерение» сотрудничества было значительно усилено. Группа малых государств имеет свой вебсайт, выпускается журнал «Малые страны: экономический обзор и базовая статистика».
В рамках ежегодных совещаний министров финансов стран Содружества проводятся регулярные встречи межминистерской группы малых государств. Под эгидой Всемирного банка и Содружества в 2000 году в Праге (Кабо-Верде) был проведен 1-й международный форум малых государств. На прошедшем в 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) Всемирном саммите по устойчивому развитию была проведена 4-я встреча Альянса малых островных государств, где было официально объявлено о проведении в 2004 году в Маврикии самостоятельного саммита малых островных государств по проблематике их устойчивого развития.
В условиях глобализации малые страны сохранили прежние односторонние льготы и преференции, облегчающие их интеграцию в новый мировой экономический порядок. Группе малых государств удалось за последнее десятилетие добиться международного признания своей уязвимости и необходимости учета и частичного удовлетворения своих особых нужд и потребностей со стороны международных организаций.
В рамках общей стратегии формирования многополярного мира взаимодействие с большой группой малых государств заслуживает особого внимания. Зачастую при голосовании в различных международных организациях по принципиальным для России вопросам важен голос, а не размеры территории и численность населения той или иной страны. На международном уровне Россия могла бы поддержать особые интересы малых стран в рамках «восьмерки» в общем комплексе мер по реализации программ помощи и содействия. Однако представляется, что в работе с малыми государствами в многостороннем формате приоритетными могли бы стать Совет безопасности ООН и ПРООН, ЮНКТАД, ЮНИДО и ЭКОСОС.
Сочетание двустороннего и многостороннего форматов в работе с большой группой малых стран, поддержка концепции малых островных государств с уязвимой экономикой в их борьбе за получение особого статуса в международной системе классификации государств могли бы не только препятствовать их маргинализации, но и создать дополнительные возможности для политического взаимодействия нашей страны на международной арене.
В то же время России на международном уровне, в том числе и в рамках FATF[1], в которую наша страна вступила совсем недавно, необходимо поднять вопрос о принятии активных мер по повышению транспарентности малых государств—офшорных центров, через мировые финансовые структуры противодействовать практике «торговли суверенитетом» малыми государствами.
Библиография
1 Financial Action Task Force on Money Laundering – Международная группа по борьбе с отмыванием грязных денег.