Статья

Корпоративные отношения: понятие и специфика

Рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой особенностей корпоративных отношений и их ролью в современной российской действительности. Приведено авторское понимание корпоративных отношений.

УДК 347.471 

Страницы в журнале: 76-77

 

А.А. КУЩЕНКО,

 соискатель кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии a_kush4@mail.ru

 

Рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой особенностей корпоративных отношений и их ролью в современной российской действительности. Приведено авторское понимание корпоративных отношений.

Ключевые слова: корпорация, корпоративные отношения, право, правовое регулирование, коллектив.

 

Corporate Relations: the Concept and Specific

Kuschenko A.

The article discusses issues related to the characteristic the features of the corporate relations and their role in contemporary Russia. The author proposes his understanding of the corporate relations.

Keywords: corporation, corporate relations, law, regulation, collective.

 

Многие отечественные правоведы, изучая специфику корпоративных отношений, отмечают их явный гражданско-правовой характер. Мы не можем согласиться с этим утверждением.

Во-первых, в соответствии с российским законодательством предметом регулирования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее —ГК РФ) являются «общественные отношения, которые регулируются гражданским правом, складываются между юридически равными, имущественно обособленными и самостоятельными субъектами» (ч. 1 ст.1 ГК РФ).

Для корпоративных отношений характерно то, что их участники могут влиять на формирование воли юридического лица, созданного ими, то есть воли своего контрагента. В этом нетипичном для гражданско-правовых отношений явлении и состоит специфика отношений членства.

Во-вторых, как верно отмечает Н.Н. Пахомова на основании исследования исторических фактов, а также анализа современных форм социально-экономических взаимосвязей субъектов, отношения корпоративного типа — явление широкомасштабное. «Они не могут и не должны сводиться только к отношениям, связанным с созданием и деятельностью акционерных обществ. Корпоративные отношения — постоянно развивающееся явление, которое может принимать все новые и новые формы»[1].

Исторический обзор генезиса корпоративных отношений позволяет в качестве основных признаков явления корпоративности назвать социально-экономический характер, однопорядковость интересов и общность целей нескольких (двух и более) субъектов, объединение несколькими субъектами имущества и деятельности. Отвечающие этим признакам социально-экономические взаимосвязи субъектов могут быть отнесены к одному типу отношений — корпоративным отношениям (от которых следует отличать отношения, аналогичные отношениям корпоративного типа, но по сути ими не являющиеся)[2].

Эффективность любого объединения (субъектов, ресурсов и т. д.) в литературе получила название «синергия» (эффект превышения потенциала организации над суммой качеств, ее составляющих)[3]. Экономические предпосылки синергизма заключаются в деперсонификации собственности, переходе к ассоциированной собственности, в интеграционных тенденциях в социально-экономической среде.

На эффективность удовлетворения интересов влияют способы и формы объединения имущества. Поэтому субъекты должны обозначить в качестве цели образование именно той организационной формы отношений, при помощи которой в принципе может произойти объединение их имущества и которая способна организовать объединение имущества с учетом всех обстоятельств объективного характера, а также наиболее оптимальна для достижения субъективно желаемого результата[4].

Итак, корпоративные отношения есть форма организации отношения соприсвоенности (объединения) имущественных объектов. Это основной из трех ранее названных признаков корпоративных отношений. С одной стороны, объединение имущества необходимо для удовлетворения однопорядковых интересов и достижения общих целей субъектов (интересы выступают мотивом для объединения имущества). С другой стороны, режим объединения имущества обусловливает объединение деятельности субъектов, которое сопряжено с особенностями осуществления в отношении объединенного имущества экономических возможностей владения, пользования, распоряжения и управления.

Организационная форма корпоративных отношений представляет собой систему сциально-экономических взаимосвязей, при помощи которых в той или иной степени происходит объединение имущества и деятельности субъектов-участников.

В современной экономической литературе в качестве одной из наиболее распространенных организационных форм корпоративных отношений называют корпоративные отношения, не сопряженные с созданием общего (единого) имущества участников. Эта форма образуется на основании контрактов, касающихся различных общих целей деятельности, взаимодействия субъектов по широкому спектру направлений, и закрепляет объединение имущества, то есть образование корпорированной (дисперсированной) собственности.

«Усложненной» формой отношений общей долевой собственности являются отношения простого товарищества, где помимо формирования состояния соприсвоенности единого (общего) имущества происходит объединение деятельности собственников посредством определения особого порядка ведения дел.

Наконец, корпоративные отношения, связанные с созданием общего (единого) имущества и с объединением деятельности субъектов, могут принимать еще более «сложные» организационные формы. Выше упоминались организационные формы корпоративных отношений в широком понимании организации. Но организаторский процесс может завершиться образованием особой формы организационного единства — корпоративной организации в узком смысле (корпорации), где наличествует высшая степень объединения имущества и деятельности субъектов. Создание организации как особого единства целеполагается субъектами ввиду необходимости осуществления ими «сложной целевой совместной деятельности».

В-третьих, нередко отмечают, что корпоративные отношения очень близки к обязательственным, так как тоже имеют относительный характер. Однако отметим, что первые возникают только между участниками конкретной организации корпоративного типа, круг же субъектов обязательственных отношений не ограничен.

Обратимся теперь к классификации корпоративных отношений. В литературе предлагается подразделять корпоративные отношения на следующие виды:

— внешние (корпоративные отношения в широком смысле слова; обычные правоотношения с участием корпорации как самостоятельного субъекта права, заключающего договоры с другими лицами);

— внутренние (корпоративные отношения в узком смысле; членские отношения внутри юридического лица)[5].

В нашем понимании корпоративные отношения не могут быть внешними. Они всегда будут отражать отношения внутри корпорации — отношения, складывающиеся между членами корпорации, ее органами управления и самой корпорацией по поводу организации ее деятельности, реализации корпоративных прав и обязанностей участников корпоративных отношений.

По субъектному составу предполагается возможным выделить следующие группы корпоративных отношений:

— между корпорацией (в лице ее органов) и ее участником;

— между участниками корпорации.

К сожалению, на сегодняшний день целые группы отношений, к примеру между участником и корпорацией, находятся вне сферы правового регулирования.

В-четвертых, в зависимости от характера реализуемых интересов выделяют следующие группы корпоративных отношений:

— корпоративные имущественные отношения;

— корпоративные управленческие отношения.

Итак, корпоративные отношения в нашем понимании — это общественные отношения сотрудничества субъектов, связанные с объединением их финансовых ресурсов и личных усилий. Их не стоит отождествлять с гражданско-правовыми отношениями, основанными на равноправии субъектов. Для корпоративных отношений характерно то, что участники могут влиять на формирование воли юридического лица, созданного ими, то есть воли своего контрагента. В этом  и состоит специфика отношений членства.

 

Библиография

1 Пахомова Н.Н. Проблема понятийной характеристики корпоративных отношений (теоретический и практический аспекты) // Юрист. 2007. № 4. С. 32.

2 См.: Пахомова  Н.Н.  Цивилистическая теория корпоративных отношений. — Екатеринбург, 2005. С. 11.

3 См.: Лафта Дж. К. Теория организации: учеб. пособие. — М., 2003. С. 170.

4 См.: Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. С. 13.

 

2 См.: Андреев Ю.Н. Понятие корпоративных отношений в гражданском праве России // Хозяйство и право. 2008. № 6. С. 62.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются отдельные особенности участия прокурора как формы защиты прав группы лиц в судебных разбирательствах по законодательству и в правоприменительной практике стран общего права
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются ключевые условия, при которых наступает гражданско-правовая ответственность медицинских организаций при причинении вреда здоровью вследствие применения лекарственных препаратов
Добавлено: 03.11.2024
Автор показывает обоснование сходства и различий в содержании субъективного права участников корпорации, членов ее коллегиальных органов и бенефициарных владельцев на получение корпоративной информации, анализирует судебную практику по спорам о ее предоставлении, оценивает опыт применения релевантных корпоративных правовых норм по аналогии
Добавлено: 03.11.2024