УДК 342.4
Страницы в журнале: 51-53
О.А. ЧЕЛПАЧЕНКО,
старший преподаватель кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
Анализируется законодательство Российской Федерации в части проблемы коррупциогенных проявлений — непосредственной угрозы национальной безопасности России. Рассматривается новая Стратегия национальной безопасности, ее роль в обеспечении национальной безопасности и борьбе с коррупционными проявлениями.
Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, основы правового регулирования, коррупционные проявления.
Corruption displays as threat of national safety
Chelpachenko O.
In article the legislation of the Russian Federation regarding a problem corruption displays — directs threat of national safety of Russia is analyzed. New Strategy of national safety, its role in maintenance of national safety and corruption displays is considered.
Keywords: corruption, national safety, bases of legal regulation, corruption displays.
Анализ современной ситуации свидетельствует о том, что в ряду угроз национальной безопасности России коррупция занимает главенствующее место. Проблемы коррупции и борьбы с нею настолько сложны, что принимаемые в этой сфере решения требуют обращения к фундаментальным правовым основам; именно данное обстоятельство и находит свое отражение в формировании государственной правовой политики России.
Несмотря на противодействие со стороны государства и принятие различных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы, создавая реальную угрозу национальной безопасности, так как:
— сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования в стране, мешает развитию российского государства;
— расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, делает неэффективным использование бюджетных средств;
— негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;
— увеличивает имущественное неравенство граждан;
— формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;
— является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;
— приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;
— оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества[1].
В рамках основ правового регулирования коррупции можно выделить следующие документы: Конвенцию ООН против коррупции от 31 декабря 2003 г., Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ) и Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568; далее — Национальный план противодействия коррупции), которые в совокупности на данный момент представляют собой базу антикоррупционного законодательства России, призванного предотвращать и пресекать коррупционные проявления.
Характеризуя Закон № 273-ФЗ, следует подчеркнуть, что это в значительной мере не только нормативный правовой, но и программный документ, определяющий основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией. При этом, являясь нормативным актом программного характера, Закон № 273-ФЗ, естественно, требует для своего осуществления принятия ряда развивающих его положения документов, в силу чего Закон № 273-ФЗ — «это акт систематизации различных норм права, имеющих целью борьбу с коррупцией»[2].
Особое внимание следует также обратить на Национальный план противодействия коррупции, так как именно в нем заложены содержательные характеристики коррупции как неизбежного следствия избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняющего нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствующего проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывающего в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создающего негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматриваемого как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Нельзя обходить вниманием и вопросы борьбы с коррупционными проявлениями, отраженные в том числе в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537; далее — Стратегия). В целом в Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности, направленные на реализацию политического курса развития страны. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества страны. «Стратегия призвана увязать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности личности, общества и государства», — было заявлено 26 ноября 2008 г. на совместном заседании аппарата Совета безопасности России и Совета при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Данное заявление в полной мере согласуется с Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006—2010 годах (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р), определяющей необходимость разработки механизмов противодействия коррупции и оптимизации сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом.
С учетом анализа положений нормативных правовых актов и программных документов представляется возможным сделать вывод о том, что России необходима комплексная и постоянная антикоррупционная политика, которая заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни, а также мер по привлечению коррупционеров к гражданско-правовой и уголовной ответственности. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, антикоррупционная функция государства должна стать одной из его базовых задач. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.
Антикоррупционная политика призвана сыграть двойную роль: во-первых, создавать барьеры перед возможностью распространения коррупции, поддерживать «антикоррупционный тонус» в государственном аппарате и обществе; во-вторых, продуцировать и развивать демократические институты, в том числе институты гражданского контроля.
Еще более важно разработать и принять подзаконные акты, которые обеспечат реализацию антикоррупционного пакета законов. Речь идет о формировании антикоррупционных процедур; об инновационных технологиях госуправления; о правилах, обеспечивающих прозрачность администрирования; о вопросах перехода на электронные торги, на современные технологии при реализации имущества, подлежащего конфискации, и других видов имущества, по сути продающегося от имени государства; о создании государственного бюро правовой помощи, сайтов в Интернете; об организации эффективной антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов, принимающихся в нашей стране. То есть это фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти.
Различные прочтения, коллизии, пробелы в нормативно-правовом регулировании повышают риск коррупционных действий, следовательно, нужно особое внимание уделять экспертной работе. Она должна проводиться на постоянной, системной основе. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) утверждены правила осуществления экспертизы проектов подзаконных нормативных правовых актов, что позволит выявлять коррупционные факторы на уровне подзаконных актов.
Президент Д.А. Медведев в своем выступлении на заседании Совета по противодействию коррупции затронул вопрос о проекте федерального закона об антикоррупционной экспертизе законодательных инициатив: «Потому что именно в законодательных инициативах, как правило, воплощаются в лучшем случае лоббистские устремления, а в худшем случае — может возникнуть прямая коррупция»[3].
В целях выработки эффективных механизмов противодействия коррупции необходимо не только осмыслить ее сущность и масштабы, но и выявить структуру этого сложного противоправного явления в его взаимосвязи с основными политическими, экономическими, социальными и иными процессами жизнедеятельности страны, а также проводимыми в России реформами (административной, экономической, реформой технического регулирования и др.).
Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу национальным интересам государства, общества и личности. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать продуктивными, так как большого эффекта они не дают, что в основном объясняется отсутствием должной правовой политики, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию коррупционеров. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией, — это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала социума.
Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев в своем интервью журналу «Союзное государство» рассказал о ситуации с коррупцией: «Масштабы коррупции в России представляют реальную угрозу национальной безопасности, а темпы ее распространения являются одним из наиболее опасных факторов дестабилизации социально-политической ситуации в стране и непосредственной угрозой экономике. В числе привлекаемых к ответственности коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления»[4].
Представляется, что и Совет безопасности Российской Федерации, определяя общенациональную политику в сфере безопасности и соблюдения законности и координируя исполнение единой государственной антикоррупционной программы, мог бы в большей мере опираться на Государственную думу ФС РФ, в частности, на работу Комиссии Государственной думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности.
В этой связи Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. И ее положения должны быть согласованы с другими программными документами и нормами действующего законодательства, призванными обеспечивать антикоррупционную политику в России.
Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупционными проявлениями надо связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия коррупции в целом.
Библиография
1 См.: Аналитический вестник. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. 2008. № 6(351) // http://www.council.gov.ru/
2 Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» / Отв. ред. С.Ю. Наумов. — М., 2009.
3 Медведев Д.А. Выступление на заседании Совета по противодействию коррупции. 10.03.2009 // www.President.kremlin.ru
4 Нургалиев Р. Масштабы коррупции в России представляют реальную угрозу национальной безопасности // Режим доступа: http://www.informprom.ru/news_full.html?id=10821