Статья

Коррупция в современной России как фактор нарушения принципа уважения прав человека

М.Н. МАМЕДОВ, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России Приводятся доказательства того, что коррупция является фактором, препятствующим реализации принципа уважения прав человека. При нарушении этого принципа демократическое переустройство общества невозможно. Даются философское и правовое определения активной личности, которая в условиях коррупции сформироваться не может. Делается вывод о том, что нужна действенная антикоррупционная политика прежде всего в сфере правоприменения.

УДК 342.7:343.352

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №5 2011 Страницы в журнале: 40-42 

 

М.Н. МАМЕДОВ,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России

 

Приводятся доказательства того, что коррупция является фактором, препятствующим реализации принципа уважения прав человека. При нарушении этого принципа демократическое переустройство общества невозможно. Даются философское и правовое определения активной личности, которая в условиях коррупции сформироваться не может. Делается вывод о том, что нужна действенная антикоррупционная политика прежде всего в сфере правоприменения.

Ключевые слова: модернизация, демократия, права человека, уважение прав человека, коррупция, активная личность, нарушение прав человека, неотвратимость юридической ответственности.

 

Corruption in Modern Russia as the Factor of Infringement of a Principle of Respect of Human Rights

 

Mamedov M.

 

In article it is proved that corruption is the factor interfering realization of a principle of respect of human rights. At infringement of this principle the democratic reorganization of a society is impossible. Philosophical and legal definitions of the active person which in the conditions of corruption can’t be generated are given. The effective anticorruption policy, first of all, in right scope of application is necessary.

Keywords: modernization, democracy, human rights, respect of human rights, corruption, active person, infringement of human rights, inevitability of legal responsibility.

 

Вступив в новое десятилетие XXI века, Россия вновь оказалась перед проблемой необходимости всесторонней модернизации — «первого в нашей истории опыта модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии»[1]. Вместе с тем при любом демократическом режиме права и свободы граждан, а также их обязанности представляют собой «важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его визитной карточкой, показателем зрелости, цивилизованности»[2].

Из сказанного следует, что в современных условиях идеи уважения прав человека, признания их достоинства становятся едва ли не главной предпосылкой успешной реализации грандиозных планов. В современной России в основном сложился механизм признания прав человека (юридическая ответственность). Однако права человека должны быть не только признаны, но и обеспечены. Для этого необходимо связующее звено между признанием и обеспечением — такой фактор, как принцип уважения прав человека. Вне этого принципа, а тем более при его нарушении, любые планы демократического переустройства общества обречены на провал[3]. Сам человек, его разнообразные потребности и интересы (материальные, духовные и иные) должны стать для государства не средством, а первичной целью.

Принцип уважения прав человека — главный общий принцип права всех цивилизованных наций, обладающий абсолютной императивной силой. Ни одна юридическая норма не должна ему противоречить, ни одно управленческое решение или действие не должно с ним расходиться. В то же время уважение есть неиссякаемый источник внутренней духовной силы личности, важнейшее нравственное свойство, характеризующее личность человека. Именно такая личность требуется обществу, осуществляющему всестороннюю модернизацию.

Иначе говоря, нужна активная, автономная личность. В философском смысле автономная личность — это субъект, свободно определившийся, выработавший свою активную позицию в пространстве культуры и времени истории. В правовом аспекте активным следует считать гражданина, ответственно относящегося к своим правам и обязанностям, не допускающего действий, нарушающих права и свободы других лиц, имеющего четкую установку на защиту, отстаивание своих прав, свобод и законных интересов, воспринимающего такое поведение в качестве безусловного морального правила, своего правового долга[4]. Такой личности в условиях коррупции сформироваться весьма затруднительно.

Провозгласить права человека мало, главное — материализовать их, претворить в жизнь. И важнейшим условием решения этой задачи становится обеспечение принципа уважения прав человека. Наивно думать, что права человека осуществятся сами по себе, без всякого содействия со стороны общества и государства. И здесь на первый план выходят те факторы, которые обусловливают нарушение прав человека, в том числе и практически полное отсутствие рассматриваемого принципа.

Если в советский период права личности нарушались тоталитарной системой (об уважении речь шла лишь на словах), то сейчас они страдают от стихийности и слабой управляемости. Парадоксально то, что даже те права и свободы, которые не требуют значительных финансовых затрат, далеко не всегда надежно защищены. Об уважении прав человека в контексте практической реализации речь на государственном уровне вообще пока не ведется. Что же мешает этому, что сдерживает поступательное движение нашего общества? В своей статье «Россия, вперед!» Президент РФ Д.А. Медведев в качестве таких недугов, от которых нужно освободиться, назвал: а) вековую экономическую отсталость; б) вековую коррупцию; в) широко распространенные в обществе патерналистские настроения[5].

Среди указанных факторов нарушения принципа уважения прав человека главным является коррупция. Современный ее уровень в механизме российского государства вполне может быть квалифицирован как постоянно усиливающийся и укрепляющийся процесс роста негативной активности части граждан — коррупционной активности, под которой следует понимать осознанную, умышленную деятельность, форму политико-юридического (противоправного, негативно-правового), связанного с профессиональной деятельностью бытия большей части государственных и муниципальных служащих (их групп), которые целенаправленно нарушают нормы законодательства и нравственности, стремясь любой ценой реализовать свой корыстный интерес, достичь целей, противоречащих общественным и государственным задачам[6]. При этом нарушается и принцип уважения прав человека.

Для нормального функционирования прав человека, установления режима их уважения пока не создана надлежащая среда, более того, положение осложняется непродуманными действиями и малоэффективной социальной политикой. Негативный эффект разрастающейся коррупции проявляется в ряде обстоятельств.

1. Крайне опасное расслоение общества на «сверхбедных» и «сверхбогатых». Разница в уровне доходов  тех и других достигла, по подсчетам А. Кивы, 40-кратного размера (в некоторых источниках называется даже цифра 65). На основании этого автор считает, что «в постсоциалистической России фактически построено классовое общество образца прошлого века со всеми его контрастами и уродствами»[7]. Оценка резкая, но во многом верная.

2. Коррупция разрушает стратегический курс страны, который связан с правом человека на жизнь и другими основными правами. Именно от этого курса в конечном счете зависит состояние экономики, а следовательно, и уровень благосостояния граждан, их социальной защищенности, иных социальных благ, необходимых индивиду для достойного существования. Из-за коррупции в системе здравоохранения остается высокой смертность. Треть населения находится за чертой бедности. Между тем право на жизнь — такое фундаментальное право, при отсутствии уважения которого все другие права лишаются смысла, так как мертвым уже не нужны никакие права. Говоря объективно, данное право — основа всего института прав и свобод. Без человека любые права превращаются в абстракцию. Права — это условие и органическая часть жизни индивида.

3. В настоящее время в России более или менее полно реализуются лишь политические права и свободы. Что же касается социально-экономических прав, то здесь вообще трудно говорить об уважении прав человека. Лишения от неправомерных действий государственных и муниципальных чиновников, сопряженные с коррумпированностью аппарата (за все надо платить, а денег нет), плюс криминальный фактор — вот та социально-экономическая среда, в которой оказалась значительная часть населения страны.

4. Самым опасным последствием коррупции в современных условиях является терроризм, с которым она непосредственно связана. А. Гуров, депутат Государственной думы, генерал-лейтенант милиции в отставке, отвечая на вопрос о том, как нам избавить себя от терактов, сказал: «Этого никому полностью не удалось сделать. Можно только свести угрозу к минимуму. И только силовыми методами этого не добиться». В числе главных причин терроризма на Северном Кавказе он назвал чудовищную коррупцию, безработицу и клановость[8].

В 2009 году республики Северного Кавказа получили из центра 170 млрд руб. Бюджеты некоторых из них на 90% состоят из федеральных дотаций. Часть этих денег в итоге оказывается у боевиков-террористов благодаря местным коррумпированным чиновникам. Так, за день до убийства ингушский политик Макшарип Аушев в октябре 2009 года рассказал одному из лидеров ингушской оппозиции Магомеду Хазбиеву о том, как чиновники республики спонсировали боевиков. «И я, — заявил М. Хазбиев, — готов это подтвердить. Бандиты прекрасно знают, кто сколько ворует, — приходят за деньгами к тем, у кого рыльце в пушку»[9].

Терроризм — самое грубое нарушение прав человека, наиболее явное проявление их неуважения. Таким образом, борьба с коррупцией ослабляет возможности террористов, снижает опасность террористических проявлений (во всяком случае, деятельность бандитских формирований затрудняется).

Итак, проблема прав человека, уважения этих прав сложна и многопланова, но главное в ней сегодня — создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида, прежде всего социально-экономических и личных, т. е. преодоление кризиса, причем на главном направлении. Это наиболее слабое звено в рассматриваемой проблеме, и именно на него должны быть направлены усилия науки и практики. Важно, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности[10].

Главный сдерживающий фактор в решении указанных проблем — коррупция. Нашей стране нужна действенная антикоррупционная политика. Без активизации данного сегмента правовой политики, и прежде всего правоприменения, государству не удастся эффективно решать проблемы в сфере юридического обеспечения принципа уважения прав человека. Сегодня коррупция объявлена врагом номер один для демократического общества. За последние годы была проведена большая работа по ревизии действующего законодательства на предмет коррупционной составляющей, принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Все эти меры, безусловно, важны, но вряд ли можно признать их достаточными. Необходимо обеспечить системную и согласованную деятельность государственных структур и институтов гражданского общества в вопросах реализации законодательства. Как правило, именно на данном этапе возникают самые серьезные проблемы[11].

Российские криминологи неоднократно обращали внимание на значительные различия в динамике числа зарегистрированных коррупционных преступлений и выявленных лиц.

Такая ситуация, по мнению специалистов, «указывает на фактическую безнаказанность значительного числа виновных в совершении соответствующих преступлений»[12].

Таким образом, совершенствования требует не только законодательная основа борьбы с коррупцией, но и сложившаяся система и практика организации этой борьбы на уровне деятельности соответствующих правоохранительных структур. Фактически речь идет о том, что в данной сфере не реализуется важнейший принцип юридической ответственности — принцип неотвратимости. И это одна из тех задач, которая должна находиться в поле зрения правоприменительной деятельности государства.

 

Библиография

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 нояб.

2 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. С. 256.

3 См.: Мордовец А.С. Уважение прав человека: принцип, цель или проявление гуманизма и справедливости юридической ответственности? // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 2. С. 29—31.

4 См.: Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Саратов, 2008. С. 14.

5 http://президент.рф/transcripts/5413

6 См.: Затонский В.А. Антикоррупционная политика как фактор повышения эффективности российской государственности // Антикоррупционная политика в современной России / Под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2006. С. 209.

7 Кива А. По ком звонит колокол? // Парламентская газета. 1998. 15 окт. См. также: Матузов Н.И. Указ. раб. С. 270.

8 Комсомольская правда. Саратов. 2010. 31 марта.

9 Аргументы и факты. 2010. № 13(1534). 31 марта. — 6 апр. С. 3.

10 Подробнее об этом см.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов, 1996.

11 См.: Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права. — Волгоград, 2009. С. 266—267.

12 Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Отв. ред. А.И. Долгова. — М., 2004. С. 54.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024