Статья

Криминологические аспекты формирования современной уголовно-правовой политики[1]

Рассматриваются потребности и возможности криминологического обеспечения формирования современной уголовно-правовой политики на основе учета действующих криминогенных факторов, состояния уголовного законотворчества и правоприменительной практики.

УДК 343.9:321.013

 Страницы в журнале: 127-133

 

О.В. Дамаскин,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва dov39@mail.ru

 

Рассматриваются потребности и возможности криминологического обеспечения формирования современной уголовно-правовой политики на основе учета действующих криминогенных факторов, состояния уголовного законотворчества и правоприменительной практики.

Ключевые слова: преступность, уголовное право, криминология, уголовно-правовая политика.

 

The author considers the requirements and capabilities of criminology ensure the formation of the modern penal policy by taking into account the existing criminogenic factors, the state of the criminal law-making and law enforcement.

Keywords: crime, criminal law, criminology, criminal law policy.

 

Криминологи знают, что уголовные законы сами по себе не способны оградить общество от преступлений, ибо для этого необходимо добиться переустройства общества в целях воздействия на основополагающие причины преступности как социального явления, обеспечить признание и поддержку гражданами норм законов. Известный криминолог В.В. Лунеев обоснованно утверждает, что трагичность нашего положения состоит еще и в том, что мы точно не знаем реального обобщенного объема преступности; мы не знаем ее полных социальных и экономических последствий; мы не знаем действительной эффективности борьбы с преступностью; мы не знаем, во что она в целом обходится нашему народу; мы не имеем сколько-нибудь адекватного прогноза ее возможного развития на основе интенсивных изменений в мире и в стране. Более того, мы глубинно не изучаем эти проблемы. Мы привыкли ко всему этому «незнанию», как к стихии. Однако никакой экономики, никакого соблюдения прав человека, никакой демократии, никакого правопорядка, никакой модернизации нельзя достигнуть в условиях господства изощренного безнаказанного властного криминала[2].

Уголовно-правовой подход способен лишь демпфировать, ослаблять влияние действующих причин и условий, относительно сдерживая преступность. Основные проблемы в российском законотворчестве связаны с тем, что оно лоббируется экономически и административно доминирующими «элитами» в собственных, клановых интересах, при игнорировании жизненно важных социальных интересов общества.

В нашей стране нет профессионального интеллектуального центра, который на основе глубокого, многолетнего и системного фактического анализа криминологических и социально-правовых реалий мог бы вырабатывать адекватные уголовно-правовые нормы и прогнозировать фактические результаты их действия при разрозненности и разобщенности имеющихся ведомственных научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих преимущественно ведомственные интересы.

Исследователи преступности должны профессионально осуществлять регулярный мониторинг состояния преступности, владея аналитическими и прогностическими инструментами, для анализа и прогноза уголовно-правовых и криминологических реалий, участвуя в подготовке соответствующих решений и нормативных правовых актов. Однако немногочисленные специалисты-криминологи, пользующиеся заслуженным уважением научного сообщества, остаются невостребованными, их предложения — нереализуемыми, при этом учебная дисциплина «Криминология» в юридических образовательных учреждениях переводится в категорию факультативных.

Для получения достоверной репрезентативной криминологической информации необходима разработка современной методологии и методики познания реальных тенденций и закономерностей развития криминальных явлений в новых современных условиях.

Отсутствие необходимого научного криминологического обоснования находит свое отражение в уголовно-правовой политике, законотворчестве и правоприменительной практике в уголовно-правовой и иных сферах. В частности, криминологическая необоснованность оснований, механизма и прогноза последствий проводимых амнистий приводит, как правило, к значительному рецидиву преступлений амнистированных лиц и озлоблению лиц, остающихся без амнистии.

Спонтанное установление законодателем в УК РФ перечня из 13 видов наказаний ввиду отсутствия реальных условий для их исполнения привело к реальному применению в основном только лишения свободы, штрафа и условного осуждения. Следовательно, правоприменительная практика уголовных судов была предопределена дефектами законотворчества, проигнорировавшего криминологическую оценку и прогноз реалий.

После подписания Конвенции ООН против коррупции 2003 года, Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года и их ратификации в действующее законодательство не были имплементированы важнейшие их нормы. Норма о «незаконном обогащении», которая результативно применяется во многих странах, не принимается в Государственной Думе, так как, очевидно, затрагивает личные интересы кланов, представляемых рядом членов правительства и депутатов.

В условиях существования в нашей стране организованной преступности в период реорганизации МВД было принято решение расформировать соответствующее специализированное управление, в связи с чем деятельность в этом направлении лишилась как информации, так и сотрудников и фактически была парализована на длительное время.

Осуществление массовой переквалификации преступлений в административные правонарушения происходит в условиях, когда административной юрисдикцией в нашей стране обладают более 100 различных органов. В каждом из них множество должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, однако, как правило, не имеющих юридического образования. Это привело к тому, что их деятельность стала связана с безнаказанностью, неправомерными наказаниями, коррупцией.

Цель борьбы с преступностью заключается в стремлении снизить ее негативное влияние на жизнь общества. Применение уголовно-правовых средств и само уголовно-правовое законодательство служат тому, чтобы своим влиянием способствовать предупреждению преступности, удержанию членов общества от совершения новых преступлений.

Уголовная политика государства проявляется прежде всего в создании уголовных законов и их практическом применении. Принципы уголовной политики определяются закономерностями формирования преступности, а также результатами, достигнутыми в борьбе с ней. При этом актуализируется потребность научного обеспечения криминологического и криминалистического направлений борьбы с преступностью. Однако если потребность развития криминалистического направления как обеспечивающего раскрываемость конкретных преступлений является очевидной и бесспорной, то криминологическое направление как фактор формирования уголовно-правовой политики на основе объективного выявления причин и условий преступности как социального явления испытывает субъективное противодействие, особенно в сфере латентности преступности и законотворчества.

Элементами уголовно-правовой политики являются социальные, политические, экономические отношения, состояние преступности и практика борьбы с преступностью. Поэтому важной задачей органов, борющихся с преступностью, является систематический криминологический анализ практики в целях претворения в жизнь единой политико-правовой концепции, с одной стороны, а с другой — в интересах формирования уголовной политики с учетом новых криминогенных факторов и социальных явлений, возникающих в определенные периоды времени или в определенных сферах.

Игнорирование системно-структурного характера преступности, взаимосвязи, взаимозависимости различных криминальных проявлений не приводит к устойчивым позитивным изменениям не только криминальной ситуации в целом, но и отдельных видов преступлений, на которые оказывалось изолированное, точечное воздействие.

Криминологические исследования убедительно показывают, что важно выявлять специфические характеристики преступности в конкретных условиях места и времени, пути ее детерминации с обязательным вычленением причинных и иных зависимостей, результативность уже применявшихся мер. Именно такого рода знание выводит на закономерности преступности, позволяет прогнозировать ее развитие и предлагать оптимальные стратегические и оперативно-тактические меры решения проблем.

Криминальная ситуация в России детерминируется целым рядом факторов, из которых по результатам изучения статистических данных и анализа результатов социологических и криминологических исследований можно выделить основные, наиболее активно влияющие на состояние преступности в России: низкое качество жизни значительной части общества, чрезмерное имущественное расслоение населения, безработица, бедность, беспризорность и безнадзорность детей, безнаказанность за преступления и правонарушения, негативные процессы в сфере миграции населения, состояние общественного сознания (неразвитое и деформированное правовое сознание, правовой нигилизм, деформация ценностных ориентаций), алкоголизм, наркотизм, недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и управления, право-

охранительных органов и судов, неразвитость структур гражданского общества. При этом преступность тесно связана с массовой коррупцией.

В 2012 году в Российской Федерации зарегистрировано 2 302 168 преступлений, что на 102 639 преступлений (или на 4,3%) меньше, чем за 2011 год (2 404 807 преступлений). Тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений сохраняется, но темпы снижения уменьшаются. В 2011 году снижение этого показателя составило 8,5%, а в 2010 году —12,2%. За три последних года число зарегистрированных преступлений снизилось почти на четверть (23,1%)[1].

Динамика отдельных видов зарегистрированных преступлений в 2010—2012 годы представлена в таблице [5].

Поскольку за последние годы в стране не произошло существенных позитивных изменений в социально-экономической, нравственно-психологической и иных сферах общественной жизни, представляется, что снижение числа зарегистрированных преступлений происходит преимущественно за счет увеличения латентной части преступности.

В 2012 году сохранилась тенденция роста числа зарегистрированных органами внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. Их число выросло на 6,7%. В 2011 году прирост был 3,5%, в 2010 году — 4,9%, за три года данный показатель вырос на 15,8%. Разрыв между числом зарегистрированных органами внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях и количеством зарегистрированных преступлений устойчиво возрастает. Если в 2010 году число заявлений превышало количество зарегистрированных преступлений в 9,1 раза, то в 2011 году — в 10,3 раза, а в 2012 году — в 11,7 раза.

Согласно статистическим данным, в 2012 году зарегистрировано 49 513 преступлений коррупционной направленности. Большинство из них (90,1%) выявлено органами внутренних дел. Удельный вес преступлений коррупционной направленности в структуре преступности в Российской Федерации составляет 2,2%. В то же время доля ущерба от коррупционных преступлений достигает 7,8% (20 821 800 000 руб.) от суммы ущерба, причиненного всей выявленной в стране преступности. Из числа преступлений коррупционной направленности, дела и материалы о которых находились в производстве в отчетный период, направленно в суд 37 546, что составляет 75,8  (для сравнения: в целом из всех зарегистрированных в стране преступлений в суд было направлено 48,9%).

Динамика отдельных видов зарегистрированных преступлений (Российская Федерация, 2010—2012 гг.)

В 2012 году было выявлено 13 565 лиц, совершивших преступления коррупционной направленности[2].

Анализ структуры коррупционной преступности показывает рост удельного веса мошенничеств, совершенных с использованием служебного положения (с 23% в 2011 году до 31% в 2012 году). Из лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, большинство работали в исполнительных органах государственной власти на уровне субъекта Российской Федерации — 57%; в органах местного самоуправления — 21,6 %, в органах государственной власти федерального уровня — 21,5%. Среди работников правоохранительных органов, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные преступления, подавляющее большинство (63%) являлись сотрудниками органов внутренних дел [5]. 

Исследования ВЦИОМ показывают, что россияне считают коррупцию одной из наиболее важных для страны проблем: она занимает четвертое место после проблем в сфере ЖКХ, низкого уровня жизни населения и инфляции [1]. Исследования, проведенные ФОМ, свидетельствуют, что отношение общества к проблеме коррупции в 2012 году существенно не изменилось: большинство граждан оценивают уровень коррупции как высокий (81% опрошенных), 42% граждан считают, что уровень коррупции в стране не снижается, а 39% оценивают ситуацию еще хуже, считая, что уровень коррупции возрастает [6].

Одним из важных направлений в сфере профилактики коррупционного поведения выступает привлечение институтов гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции. В 2012 году Правительством РФ впервые выделены специальные гранты, которые будут выделяться общественным организациям, специализирующимся на противодействии коррупции [7]. Однако социальный эффект от проведенных антикоррупционных мероприятий еще незначителен.

Среди опрошенных Левада-Центром в декабре 2012 года респондентов 44% полагают, что их надежды на «рост благосостояния» пока не оправдались; «снижения уровня коррупции в органах власти» не видят 23% опрошенных, «укрепления правопорядка» — 16%, улучшений работы полиции — 16%, улучшений работы судебных органов — 6%. Лидерами «рейтинга самых острых социальных проблем», измеряемого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на декабрь 2012 года стали (с учетом годовой динамики): ситуация в сфере ЖКХ — мнения 58% опрошенных (рост на 5% по сравнению с показателями конца первого полугодия), низкий уровень жизни — 51% (рост на 2%); инфляция — 51% (рост на 1%); коррупция и бюрократизм — 50% (рост на 8%), ситуация в сфере здравоохранения — 43% (рост на 6%).

В настоящее время в связи с потребностями практики актуализируется потребность планирования борьбы с преступностью и применения криминологического прогнозирования, дальнейшего совершенствования криминологических знаний, разработки адекватных методов прогнозирования, проведения систематической научно-исследовательской работы в этой области и адекватных организационно-правовых мер.

Признание социальной природы преступности указывает на то, что ее динамика и структура обусловлены развитием общественных отношений, интенсивностью и характером общественных противоречий. Существующие противоречия, воздействующие на конкретный уровень и характер общественных отношений, а также на поведение людей, в современных условиях включают противоречия, вызванные сменой общественно-экономической формации, объективными и субъективными трудностями строительства новой общественно-экономической формации общества, вследствие чего происходит резкая дифференциация доходов, приостанавливается или откладывается удовлетворение жизненно важных потребностей широкого круга граждан, противоречия, возникающие как следствие установления частной собственности, ее передела, недостатков, имеющих место в организации общественной жизни, труда, распределения и социальной защиты лиц, в ней нуждающихся, противоречия между личными желаниями и общественными потребностями. Поэтому важнейшими факторами противодействия преступности становятся мероприятия, направленные на решение жизненно важных экономических и социальных проблем, ориентированных на повышение качества жизни, культуры, образования, здравоохранения, экономического и социального уровня, включая сферу государственной гражданской, правоохранительной и военной службы.

Современная законотворческая практика внесения многочисленных, весьма противоречивых изменений норм уголовного законодательства в значительной степени связана с игнорированием криминологических аспектов формирования уголовной политики и ведет к негативным последствиям правоприменительной деятельности. Поэтому системные криминологические исследования и прогнозы представляются необходимой составной частью планируемой борьбы с преступностью, формирования уголовной политики. Это особенно необходимо для центральных органов, определяющих концепцию и стратегию комплексного подхода к противодействию преступности. Такая информация должна отвечать на вопрос о том, какого развития преступности можно ожидать, какие изменения могут произойти в ее структуре в связи с эволюцией общества и с осуществлением конкретных мероприятий, проводимых в соответствии с положениями уголовной политики.

Эмпирической базой криминологических исследований в рассматриваемой сфере может и должен стать системный мониторинг профессионального и общественного мнения относительно состояния законотворческой и правоприменительной деятельности в сфере формирования и осуществления социально ориентированной уголовной политики в интересах законопослушного большинства общества [3].

В поле зрения криминологической науки должны находиться так называемые фоновые явления, которые создают для преступности питательную среду. К ним относятся наркомания, алкоголизм и некоторые другие. Научное обеспечение предупреждения правонарушений должно учитывать особенности их причинной обусловленности на современном этапе строительства нашего государства. Среди таких факторов следует отметить обострение социально-экономических и внутриполитических противоречий, идеологическое расслоение общества, утрату частью населения политического и мировоззренческого ориентиров, конфликтность межнациональных отношений, рост наркомании, пьянства, проституции, проявления агрессии, экстремизма, терроризма, активное развитие корыстной мотивации, стяжательной ориентации, деградацию социального контроля, в том числе в деятельности органов власти, правоохранительных органов, рост молодежной преступности, а также организованную преступность и коррупцию.

Рассмотрение состояния, динамики и структуры ряда доминирующих видов преступлений позволяет констатировать следующее:

— сокращение количества зарегистрированных преступлений не имеет под собой каких-либо объективных причин, подтверждающих реальность тенденции такого сокращения;

— тенденция сокращения числа зарегистрированных убийств, из которых свыше половины совершаются виновными в нетрезвом состоянии, учитывая распространенность пьянства, наркотизма, недостатки регистрации и розыска пропавших лиц, противоречит сложившимся объективным обстоятельствам, что дает основание утверждать о росте их латентности;

— сокращение числа рецидивных преступлений не достигнуто, что свидетельствует о низком уровне контроля над поведением таких лиц, которыми чаще всего совершаются кражи, грабежи и разбои;

— вызывает сомнение достоверность статистического учета общеуголовной преступности, особенно таких преступлений, как кражи, грабежи и разбои, поскольку в условиях кризиса и безработицы, значительного числа незаконных мигрантов, не имеющих легальных источников средств к существованию, при наличии иных негативных факторов объективно отсутствуют предпосылки для снижения корыстных и корыстно-насильственных преступлений.

Продолжается сокращение количества зарегистрированных преступлений, совершенных участниками организованных преступных формирований, хотя существенных изменений в причинном комплексе организованной преступности не происходит. Расширяется и укрепляется экономическая база, усиливается негативное влияние организованных преступных формирований как на территории нашей страны, так и за пределами России [4]. По устойчивому мнению компетентных сотрудников правоохранительных органов, в настоящее время происходит консолидация преступного сообщества, проникновение лидеров криминальных структур в отечественный и зарубежный бизнес, в элитные слои общества, в органы государственной власти и управления, опосредованное влияние на деятельность правоохранительных органов и средств массовой информации.

Особую опасность для общества представляют организованные формы преступности, связанные с бандитизмом, терроризмом, экстремизмом, а также незаконным оборотом наркотиков и оружия. На основе коррупционной составляющей деятельность организованной преступности осуществляется во взаимодействии с рядом сотрудников правоохранительных органов. При этом если ранее наиболее высокодоходные сферы незаконной деятельности находились под негласным контролем криминальных преступных авторитетов, то в настоящее время наметилась тенденция к реализации преступных схем руководителями крупных коммерческих организаций и должностными лицами органов государственной власти.

Наблюдается рост высокопрофессионального экономического и юридического обеспечения криминальной деятельности, опирающейся на зарубежные связи и опыт, внедряется криминальная психология отношений в обществе, используются новые образовательные, информационные, организационные возможности клановой системы.

Деятельность правоохранительных органов по противодействию организованной преступности еще не носит системного и целенаправленного характера, в ней имеются существенные недостатки, оказывающие негативное влияние на состояние борьбы с преступностью в целом. Прежде всего это связано с дефицитом честных, компетентных сотрудников с устойчивой нравственно-правовой ориентацией. Система подготовки кадров, ориентированная на подготовку сотрудников, формально обладающих профессиональными знаниями и навыками, не обеспечивает их надежной нравственно-правовой ориентации, исключающей использование служебного положения в личных корыстных целях.

Рассмотренные проблемы обусловливают потребность конкретных мер в целях криминологического обеспечения противодействия преступности, формирования современной уголовно-правовой политики, а именно:

— обеспечения достоверности регистрации и учета преступлений и других правонарушений в стране, системного изучения причин преступности и иных криминогенных обстоятельств в целях их минимизации исходя из того, что главные причины преступности связаны с социальной, экономической и правовой несбалансированностью отношений в обществе;

— признания необходимости и возможности организации системного широкомасштабного криминологического мониторинга правосознания и общественного мнения граждан в интересах выявления влияния уровня правосознания и состояния общественного мнения на показатели преступности, отношения к деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов и судов, а также обоснования мер противодействия преступности в сфере развития уголовной политики, законотворчества, правового обучения и воспитания граждан, совершенствования деятельности органов государственной и муниципальной власти, общественности, правоохранительных органов и судов;

— создания объединенного центра криминологических и криминалистических исследований, что обеспечит преодоление ведомственной ориентации и разобщенности, комплексирование теоретических и прикладных направлений исследований в интересах практики на основе объединения усилий научных сотрудников Института государства и права РАН, НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, ВНИИ МВД РФ, НИЦ ФСБ РФ;

— организации криминологического обеспечения формирования уголовно-правовой политики, уголовно-правового, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законотворчества независимым, высококвалифицированным персоналом на основе системного научного мониторинга, изучения и прогнозирования криминологических реалий;

— преодоления существующей коррупциогенности и бессистемности в разработке законодательства, а также несогласованности между различными законодательными актами, связанных с частыми изменениями действующих законов, множественностью подзаконных нормативных правовых актов, нечеткостью и неполнотой формулировок их норм;

— учреждения административного судопроизводства, необходимого для рассмотрения претензий граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления не только к отдельным категориям должностных лиц, но и непосредственно к самому государству, поскольку этот правовой пробел российские граждане вынуждены преодолевать путем обращения в Европейский суд по правам человека;

— признания роли функционирования системы судебного административного производства как антикриминогенного механизма снижения уровня напряженности в правоотношениях, складывающихся между государством и гражданами в различных сферах, снижающего вероятность перерастания проступков в преступления;

— разработки методологического и методического обеспечения антикриминогенной правовой работы органов государственной власти и управления, юридической службы, правового обучения и воспитания граждан в интересах укрепления дисциплины, законности и правопорядка.

Необходимым условием реализации этих мер, очевидно, является профессиональная компетентность, жизненная позиция специалистов и их востребованность.

Список литературы

 

1. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2201. URL: http://

wciom.ru/index.php?id=459&uid=113509

2. Лунеев В.В. Модернизация в условиях преступности: доклад на ХII междунар. конф. «Модернизация России: проблемы и решения», 15, 16 декабря 2011 г., г. Москва / ИНИОН РАН // Crimpravo. ru: криминологи РФ: научная сеть. URL: http://

www.crimpravo.ru/blog/1470.html

3. Основы  государственной  политики  России  в  сфере  развития  правовой  грамотности  и  правосо-

знания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля.

4. Постановление Всероссийского координационно-го совещания руководителей правоохранительных ор-ганов Российской Федерации от 21.02.2011 № 1 «О  не-отложных  мерах  по  противодействию  преступности, усилению охраны  общественного  порядка, активизации профилактики противоправного поведения».

5. Состояние  законности  и  правопорядка  в Российской Федерации и работа органов прокуратуры, 2012 год: информационно-аналитическая записка  /  под  общ.  ред.  ректора  Академии  Генеральной прокуратуры  Российской  Федерации  д-ра  юрид. наук, проф. О.С. Капинус. — М., 2013.

6. ФОМ. URL: http://fom.ru/obshchestvo/10368; http://fom.ru/obshchestvo/10406

7. URL: http://события.президент.рф/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8

Библиография

1 Окончание. Начало см. в № 9.

 

2 Статистические данные ГИАЦ МВД России приводятся по формам: «Сводный отчет по России о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» (форма 494); «Сводный отчет по России о результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием служебного положения должностными лицами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации» (форма 590); статистические сведения управления правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности» (форма К) за 2012 год и аналогичные формы за 2008—2011 годы.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Отмечая большой вклад советских и российских ученых в возрождение научного интереса к проблемам уголовно-правовой политики. Автор исследует нерешенные и широко обсуждаемые проблемы: роль уголовно-правовой статистики в формировании уголовной политики государства, понятие и сущность уголовного проступка, возможность внедрения этого института в Уголовный кодекс РФ.
Добавлено: 26.05.2024
В государстве созидающем одной из важнейших задач ближайшего будущего (в случае адекватного восприятия нами феномена цифровизации и «прорыва в новый технологический уклад») является адаптация социально-экономической и правовой системы к новой геополитической реальности.
Добавлено: 06.04.2024
На основе комплексного анализа судебной практики и научной литературы в статье рассмотрена взаимосвязь учета личности виновного при назначении наказания и практической реализации принципа индивидуализации
Добавлено: 12.11.2023
Анализируются основные положения диссертации Хохрина Сергея Александровича «Концептуальные основы предупреждения и профилактики пенитенциарной преступности», представленной на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 5.1.4 Уголовно-правовые науки
Добавлено: 04.09.2023
В статье через призму международной и национальной безопасности рассмотрены отдельные аспекты международной миграции как многогранного явления
Добавлено: 08.08.2023