УДК 343.611.5
Страницы в журнале: 124-127
В.С. ХАРЛАМОВ,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала ФГКУ «ВНИИ МВД России» по Северо-Западному федеральному округу Valentinx55@mail.ru
Анализируются случаи внутрисемейных убийств в Санкт-Петербурге, рассматривается природа насилия в семьях, где конфликты разрешаются лишением жизни близкого (родного) человека.
Ключевые слова: насилие, семейные отношения, убийство, преступление, наказание, конфликт.
Criminological features of the family murders in Saint-Petersburg
Kharlamov V.
The author analyzes the cases of family murder in St. Petersburg, considers the nature of domestic violence, where conflicts are resolved taking lives close (native) rights.
Keywords: violence, family relations, murder, crime, punishment, conflict.
Проблемы семейного насилия как никогда злободневны. Насилие в семье порождает агрессию, жестокость, причиняя невосполнимый нравственный урон обществу. К опасным формам криминального насилия в сфере семейных отношений относят убийства. Неслучайно в законодательстве всех стран убийство признается наиболее тяжким насильственным преступлением. Посягательство одного из членов семьи на жизнь другого подрывает традиционно сложившийся уклад родственных отношений и фактически разрушает семьи.
Примеров семейного насилия можно привести множество. Так, во время ссоры, возникшей на почве ревности, г-н Д. жестоко избил свою жену и выбросил ее из окна своей квартиры, расположенной на третьем этаже. Супруга от полученных повреждений скончалась на месте происшествия [1]. В другом случае во время ссоры г-н Республики Азербайджан Р. ножом убил жену брата и двух его дочерей в возрасте одного года и четырех лет. Пытаясь скрыться, Р. выпрыгнул из окна шестого этажа [2].
Филиалом ФГКУ «ВНИИ МВД России» по Северо-Западному федеральному округу проведено научное криминологическое исследование особенностей внутрисемейных убийств в Санкт-Петербурге в 2000—2010 гг. Результаты исследования отражают динамику ежегодного показателя убийств в сфере семейных отношений, выраженную неравномерным (волнообразным) характером корреляционной кривой. В частности, в 2000 и 2005 годах зафиксировано максимальное количество внутрисемейных убийств (по 98 случаев), в 2009 году — минимальное (60 случаев).
Установлено, что до 50% всех раскрытых в городе особо тяжких преступлений, предусмотренных ст. 105 УК РФ, совершается в быту и около трети бытовых убийств происходит в семье.
Отличительная особенность внутрисемейных убийств заключается в абсолютном доминировании насилия в отношениях супругов либо сожителей.
Более 30 лет назад указанный феномен одним из первых исследовал известный российский криминолог Д.А. Шестаков [3, с. 12—20]. Характерно, что случаи убийства супруги или супруга, сожительницы или сожителя происходят гораздо чаще, чем убийства других членов семьи. При этом доля таких убийств в общем количестве внутрисемейных преступлений ежегодно составляла от 44,9 до 51,3%. Количественные показатели отдельно супружеских и сожительских убийств незначительно отличаются друг от друга; вместе эти случаи составляют почти половину внутрисемейных убийств каждый год. Ежегодный совокупный количественный показатель этих преступлений варьировал от 29 до 50 случаев. В 2000—2003 гг. наблюдалась тенденция роста числа убийств одним сожителем другого при обратной тенденции супружеских убийств.
В дальнейшем количественные показатели таких преступлений были уравновешены. Вероятно, это связано с определенными негативными процессами, происходившими в сфере семейных отношений в тот период.
В 2010 году в Санкт-Петербурге картина внутрисемейных посягательств, предусмотренных ст. 105 УК РФ, выглядела следующим образом (данные представлены в порядке убывания): доля убийств супружеских (суммарный удельный вес количественных показателей убийств мужа и жены) составила 24,6; сожительских — 21,5; матери — 13,8; отца — 9,2; сына — 9,2; дочери — 3,1; родителя супруга — 3,1%; доля убийств иных родственников (бабушки, дедушки, брата, сестры и др.) составила 15,4%.
Дети, престарелые, женщины, инвалиды (категория лиц, не способных защитить себя) составляют ежегодно более 60% всех жертв преступлений на почве семейно-бытовых отношений.
Социально-демографическая статистика жертв внутрисемейных убийств. Возраст потерпевших распределился следующим образом (% от их общего числа): женщин до 18 лет — 6%, от 18 до 30 лет — 9, от 30 до 55 лет — 58, старше 55 лет — 27%; мужчин до 18 лет — 3%, от 18 до 30 лет — 22, от 30 до 60 лет — 62,5, старше 60 лет — 12,5%.
В 2010 году женщины явились жертвами самых тяжких зарегистрированных внутрисемейных насильственных преступлений в 50,8% случаев (из них 39,4% были замужем), мужчины — в 49,2%. Доля женщин, потерпевших от рассматриваемых преступлений, составила 56%, из них 26% были замужем [4, с. 26]. Если в 2000 году на одного убитого мужа и сожителя приходилось две убитых жены и сожительницы, то в 2010 году на одного убитого мужа и сожителя — одна убитая жена и сожительница.
Из этого можно заключить, что агрессивность женщин возрастает. Чаще всего противоречия обостряются и перерастают из конфликтов в преступления в семьях, где есть не малолетние, а взрослые дети. Сыновья в большинстве своем применяют насилие по отношению к матерям. Братья и сестры становятся потерпевшими от данной категории преступлений в 6 случаях из 100. В 5 случаях из 100 жертвами особо тяжких насильственных преступлений являются дети. Для сравнения: дети в начале нынешнего века становились жертвами внутрисемейных убийств в 8 случаях из 100 [5, с. 43].
Характеризуя личность потерпевших, отметим, что большинство из них имеют невысокий образовательный уровень, не работают и не учатся (50%). Каждый пятый потерпевший является пенсионером, каждый четвертый — работником сферы материального производства. В 2% случаев жертвами особо тяжких насильственных преступлений были инженерно-технические работники.
Проведенное исследование подтверждает вывод о том, что тунеядство, пьянство и наркомания, половая распущенность и проституция превращают людей в примитивных тиранов, жестоких и агрессивных. Это наиболее характерно для маргинальных семей, в которых неустойчивая, неблагополучная среда обитания и убогий и искаженный досуг.
Исследование показало, что практически каждое второе внутрисемейное убийство совершалось во время ссоры, возникшей после совместного распития спиртных напитков. Например, гр-ка В. (1968 г. р.) во время ссоры с сожителем (оба неработающие), возникшей после совместного распития спиртных напитков, облила его керосином и подожгла. Мужчина с ожогами 80% тела был госпитализирован и скоро скончался [6].
Нередко будущая жертва пьянствует, наносит оскорбления и избивает своего потенциального палача. Зачастую преступник и потерпевший в ходе разногласий и споров ничем не отличаются друг от друга, и лишь ситуация решает, кто из них преступит, а кто потерпит.
Известно, что под воздействием спиртного возникают психологические состояния, стимулирующие проявление ранее сформировавшихся отрицательных свойств личности, ослабляются социальные связи с семьей. В одних семьях алкоголизм одного из членов становится постоянной причиной ссор и в результате приводит к совершению преступления, в других пьянство является стилем жизни, что также способствует возникновению ссор. Распространенные мотивы таких преступлений — месть, корысть, ревность. Так, в Кронштадте во время внезапно возникшей ссоры г-н И. ножом убил своего отца и ножевыми ранениями грудной клетки и брюшной полости причинил тяжкий вред здоровью сожительницы отца. Как показало расследование, у сына с детства сложилось неприязненное отношение к отцу [7].
Если говорить о времени совершения таких преступлений, то наибольшее их количество приходится на период с 23 до 7 часов (35%), наименьшее — с 7 до 12 часов (10%). Чаще всего они совершаются в рабочие дни — понедельник и пятницу (23 и 19% соответственно), реже — в воскресенье (7%).
Большинство преступлений совершается спонтанно, в процессе возникшего конфликта, однако бывает, что исполнителей нанимают заранее. Так, 4 апреля 2010 г. петербургский школьник С. организовал убийство своих родителей, чтобы воспользоваться их жильем. Посредством Интернета он нанял киллера и передал ему ружье отца, с помощью которого впоследствии были убиты родители [8].
Убийства чаще всего совершались с применением ножа, топора (49%), реже — огнестрельного оружия (3%), веревки (3%), бензина (3%). В 4% случаев насилие было осуществлено в состоянии наркотического опьянения. При этом каждое четвертое внутрисемейное убийство было совершено ранее судимыми лицами.
Если характеризовать преступников данной категории по половому признаку, то следует отметить среди них незначительное преобладание мужчин (50,8%). По возрастным группам преступники распределяются следующим образом: убийцы в возрасте 30—50 лет составляют 59%, 18—30 лет — 22%, в пенсионном возрасте (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) — 17%, несовершеннолетние — 2%. Не работали и не учились 74% преступников. Из числа лиц, совершивших внутрисемейные убийства, 8% являлись работниками сферы материального производства, 2% — инженерно-техническими работниками. Все преступники отличались низким образовательным уровнем. (Лица с высоким уровнем образования и культуры находят выход из конфликтов иным, как правило непреступным, способом, в том числе в виде развода, примирения).
В рассматриваемый период за внутрисемейное убийство федеральные суды назначали наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет в 53% случаев, на срок от 1 до 5 лет — 21%, от 10 до 15 лет — 20%, свыше 15 лет — в 3% случаев; условно было осуждено 3% совершивших такие преступления.
Подводя итог, можно констатировать, что внутрисемейные убийства совершаются чаще всего в семьях с низким социальным и материальным уровнем, в состоянии алкогольного опьянения. Преступное поведение формируется под доминирующим влиянием деформаций в семейно-бытовой сфере определенных слоев населения.
Литература
1. Архив Октябрьского федерального суда Адмиралтейского района Санкт-Петербурга за 2000 год. Уголовное дело № 1-1409.
2. Архив городского суда Санкт-Петербурга за 2000 год. Уголовное дело № 242.
3. Шестаков Д.А. Семейная криминология: Криминофамилистика. 2-е изд. — СПб., 2003.
4. Харламов В.С., Иванова А.А. Внутрисемейные убийства в Санкт-Петербурге // Ин-формационный бюллетень ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 2004. № 24.
5. Харламов В.С. Противодействие внутрисемейным насильственным преступлениям ми-
лицейскими подразделениями (на материалах Санкт-Петербурга): моногр. — СПб., 2007.
6. Архив Московского федерального суда Санкт-Петербурга за 2001 год. Уголовное дело № 1-991.
7. Архив городского суда Санкт-Петербурга за 2001 год. Уголовное дело № 136.
8. Васильев А. Заказавшего убийство родителей петербуржца посадили на 11 лет // Российская газета. 2011. 17 нояб. ULR: http://www. rg.ru/ 2011/11/17/reg-szfo/zakaz-anons.html [дата обращения: 12.04.2012].