Статья

Личностный подход как один из принципов организации учебного процесса в учебно-методическом центре Приволжского федерального округа

В нашем понимании личностное обучение — это обучение, центром которого является личность слушателя (обучаемого), ее самоценность, признание слушателя главной фигурой всего образовательного процесса.

 

М.В. ПЕСКИЧЕВА,

ведущий специалист-эксперт учебно-методического отдела УФССП России по Кировской области

 

Любая из программ обучения в учебно-методическом центре Приволжского федерального округа (далее — УМЦ ПФО) рассчитана на 40 учебных часов, но, несмотря на столь малый срок контактирования со слушателями, работники и преподаватели УМЦ ПФО стараются подойти к каждому обучающемуся индивидуально, реализуя один из главных принципов работы со слушателями — личностный подход в учебном процессе.

В нашем понимании личностное обучение — это обучение, центром которого является личность слушателя (обучаемого), ее самоценность, признание слушателя главной фигурой всего образовательного процесса.

Иными словами, личностно-ориентированное обучение основано на глубоком уважении к личности слушателя, отношении к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику учебного процесса, нашему коллеге, при этом с учетом его психологических, возрастных, гендерных особенностей и уровня профессиональной подготовки.

При обучении взрослых преподавание должно быть направлено на учащегося, учебные мероприятия могут быть менее официальными, а преподаватели должны разнообразить методы и формы обучения. Надо всегда быть готовым корректировать содержание учебного материала с учетом пожеланий слушателей. Взрослые более заинтересованы в получении значимой информации, чем дети; обладая жизненным опытом, они более мотивированы на обучение и готовы взять на себя ответственность за это обучение.

Отличительная особенность слушателей курсов в УМЦ ПФО в том, что они  стремятся к практическому применению и использованию полученных знаний.

Специалисты УМЦ ПФО уделяют много внимания методическим компонентам учебного процесса, а именно:

— разрабатываются учебно-методические комплексы по направлениям профессиональной подготовки;

— проводится планомерная работа с преподавателями по оптимизации уровня их методической подготовки;

— каждый слушатель обеспечивается рабочими тетрадями, справочными материалами, практикумами, пособиями;

— на всех занятиях работники УМЦ ПФО выступают в роли помощника преподавателя;

— по окончании обучения каждому выдаются диски с фотографиями и учебными материалами.

Интенсивно практикуются следующие варианты проведения занятий и доведения информации до слушателей: работа групп краткого обсуждения тем и ситуаций; изучение конкретных ситуаций; обсуждение проблемных вопросов; игры и имитация (моделирование) ситуаций; семинары, учебные модули; стажировка на рабочем месте; круглые столы; доклады (выступления); лекции в форме беседы. Вариант подбирается в соответствии с категорией группы и в зависимости от темы занятия.

Важную роль при личностном подходе играет оценка обучения слушателями. Поэтому специалистами УМЦ ПФО разработан целый ряд анкет, анализ которых позволяет сделать объективные выводы, скорректировать программы обучения, конспекты занятий, способы подачи того или иного материала, продолжительность занятий и, возможно, даже поведение преподавателя на занятии.

В УМЦ ПФО используются различные виды анкет.

Входящая анкета. Указывается первичная информация о слушателе: Ф.И.О., территориальный орган ФССП России, должность, отдел, дата рождения, образование, стаж работы. Могут быть запрошены какие-либо иные данные, интересующие работников УМЦ ПФО.

Вся полученная информация заносится в статистическую базу данных для дальнейшей работы с ней. Анализ этой базы данных показывает, что за годы работы УМЦ ПФО обучение прошли люди с разным стажем работы и образованием, принадлежащие к разным возрастным категориям.

Оценка проведения занятия. В данной анкете слушатели оценивают работу преподавателя: качество проведения занятия по определенным критериям, таким как логичность изложения материала, актуальность и связь теории с практикой, ощущение психологической комфортности на занятии, заинтересованность преподавателя в результатах обучения и др. Также в этой анкете слушатели могут оставить свои комментарии, замечания и предложения преподавателям. Эта анкета заполняется в конце каждого учебного дня.

После анализа таких анкет подводятся итоги работы преподавателей за год и определяется преподаватель, достойный звания «Преподаватель года УМЦ ПФО».

Оценка качества образовательного процесса. Эта анкета заполняется по окончании обучения. В ней указываются все проблемные и положительные моменты, возникшие в процессе обучения, вносятся различные пожелания по совершенствованию учебного процесса, выставляются общие оценки учебному курсу и пр.

Оценка качества образовательного процесса и программ обучения очень важна. Многие считают оценку качества окончательной стадией программы обучения, однако часто это лишь начало работы над новой улучшенной программой для будущей учебной работы. Что тут может оцениваться? Компоненты курса, работа преподавателя, ожидания слушателя, оборудование и другие аспекты всего учебного процесса. Результаты оценки позволяют повысить уровень  преподавания, скорректировать планирование; они используются для утверждения расширения программ, их продолжения или прекращения, для определения того, работает ли новый метод или техника, для отчета руководству и совершенствования мастерства преподавательского состава и специалистов. Данные анкет могут использовать те, кто планировал программы, преподаватели, участники программы, а также руководство и все, кому эти сведения интересны и нужны.

Таким образом, сами слушатели принимают непосредственное участие в учебном процессе не только как обучающиеся, но и как эксперты, формирующие и совершенствующие учебный процесс для следующих групп.

Оценка результативности образовательного процесса. Эта анкета заполняется начальниками отдела — старшими судебными приставами в целях анализа результативности образовательного процесса в УМЦ ПФО. В ней предлагается оценить работу сотрудника, прошедшего обучение (заполняется по истечении одного месяца работы судебного пристава-исполнителя, прошедшего обучение), для оценки результата до и после обучения.

Как правило, при анализе таких анкет выявляется, что по истечении одного месяца работы судебного пристава-исполнителя после обучения его деятельность по разным критериям в среднем оценивается выше на 0,6%. Это говорит о том, что обучение судебных приставов-исполнителей со стажем работы от 6 месяцев до полутора лет и стажем от 1 до 5 месяцев было эффективным. Предложения начальников отдела — старших судебных приставов, которые они вносят в анкеты, учитываются при организации обучения следующих групп судебных приставов-исполнителей.

За годы работы УМЦ ПФО анкетирование прошли более 3,5 тыс. человек, и все комментарии и оценки обязательно учитывались. Так слушатели вносят свой вклад в формирование учебного процесса. Их комментарии часто становятся основой совершенствования образовательного процесса.

 

 

Список литературы

 

1. Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. 2003.  № 2.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. —М., 1998.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети