А.В. САЛАМАТИН,
аспирант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ
Функционирование политической системы любого государства предполагает взаимодействие интересов различных групп населения, способов их отражения и представительства на самом высоком уровне. Граждане могут влиять на государственную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством реализации различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на отзыв выборного должностного лица, права на объединение и т. д.
Для установления баланса во взаимоотношении личности и государства необходимы и иные механизмы влияния личности на публичную власть. В этих взаимоотношениях более сильной стороной является государство, так как:
· располагает властной компетенцией и специальным аппаратом принуждения для воплощения своей воли;
· имеет достаточные материальные ресурсы для реализации властных предписаний;
· ограничивая личность в ее правах и свободах, может руководствоваться принципом особой значимости публичного интереса, который в отличие от частного призван, с одной стороны, обеспечивать устои общества и государства как условие их существования, а с другой — гарантировать удовлетворение частных интересов.
Одной из форм воздействия может выступать лоббистская деятельность, или лоббизм. Согласно Словарю иностранных слов, лоббизм — система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т. п. Лобби (лоббисты) — агенты этих контор и агентств. Работа лоббистов нередко ведется на грани дозволенного, отсюда и предположение «вплоть до подкупа»[1].
А.В. Малько полагает, что лоббизм как явление имеет как «световой», так и «теневой» смысл. Причем теневая его составляющая ассоциируется с блатом, протекционизмом и тому подобными негативными явлениями. Но государственное регулирование лоббистской деятельности и призвано содействовать тому, чтобы лоббизм был неотъемлемой чертой правового государства, будучи конституционно-правовым институтом, способствовал выражению интересов различных субъектов правоотношений[2]. Лоббизм и есть, по сути, законное воздействие, давление в рамках дозволенного, иначе мы уже столкнемся не с политико-правовым, а с политико-антиправовым пролоббизмом.
Возможно, определение, данное А.В. Малько, наиболее часто цитируемое в средствах массовой информации, и повлияло на негативное отношение к лоббистской деятельности.
В соответствии с определением, приведенным в Кратком энциклопедическом словаре, лоббизм — это «специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций на процесс принятия решений парламентом»[3]. В Политологическом словаре дано следующее определение: лоббизм — это «деятельность социальных групп, отстаивающих свои особые политические интересы; группы давления на органы законодательной и исполнительной власти»[4].
В определении сущности лоббизма среди ученых нет единства. Лоббизм может быть рассмотрен как реализация права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству.
По мнению А.П. Любимова, определение лоббизма можно дать в широком и правовом смыслах. В широком смысле — деятельность граждан, групп, организаций, предприятий и других субъектов правоотношений по отстаиванию своих активных интересов. В правовом смысле — совокупность норм, регулирующих взаимодействие (участие) граждан, общественных объединений, организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти для оказания влияния на принятие необходимых лоббистам решений и активного отстаивания своих интересов[5].
Определение лоббистской деятельности можно дать через ее признаки. Эта деятельность:
· связана с политической властью;
· направлена на обеспечение конкретных интересов группы, социальных слоев, гражданина и т. д. (эта черта лоббизма указывает на его универсальность);
· заключается во внешнем воздействии на сознание, волю и поведение ее объектов;
· реализуется в виде методов и форм различного содержания, позволяющих участвовать в принятии и реализации правовых и политических решений.
Властные решения не могут удовлетворить разнополярные, а часто и противоположные, интересы. Объективность законов жизни состоит в том, что каждая личность (группа лиц) стремится достичь своих интересов, и для этого отстаивает их всеми возможными способами. Власть (должностные лица законодательных и исполнительных органов государственной власти, участвующие в принятии решений) — объект лобби; нет объекта — нет и лоббизма.
Для воздействия на органы власти требуется хорошая подготовка, организация процесса. Как показывает практика, следует использовать лишь те способы воздействия на власть, которые способны дать результат.
Лоббизм состоит в целенаправленном законном воздействии граждан или их групп на принятие и реализацию решений в законодательных или исполнительных органах государственной власти. Однако общество пока не воспринимает лоббистскую деятельность как возможность участия граждан в управлении государством, а слово «лоббист» зачастую используется как ругательное, с криминальным оттенком, отождествляется с коррупцией.
Понятие «коррупция» также не закреплено в законодательстве и толкуется неоднозначно. Так, некоторые исследователи полагают, что коррупция состоит в подкупе одних лиц другими[6].
Б.В. Волженкин определяет коррупцию как социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда публичные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах[7]. Коррупционная преступность — преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственные и муниципальные служащие, иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций), использующих имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды[8].
Продвижение интересов на любом уровне приобрело в России форму теневого лоббирования, что для власти и бизнеса оказалось единственной формой отношений наряду с коррупцией.
В России отсутствует соответствующее мировым стандартам законодательство о борьбе с коррупцией, независимых структурах борьбы с ней, что усиливает отчужденность, недоверие в отношениях общества, бизнеса и власти, ведет к ослаблению политического влияния властных структур.
Библиография
1 Словарь иностранных слов. — М., 1988. С. 282.
2 См.: Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России. — М., 2000. С. 172.
3 Краткий энциклопедический словарь. — М., 1999. Т. 1. С. 132.
4 Политический словарь. — М., 1994. Т. 1.
5 См.: Любимов А.П. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации // Подготовка и принятие законов в правовом государстве: Сб. (мат-лы междунар. семинара). — М., 1998. С. 115.
6 См.: Кирпичников А. Взятка и коррупция в России. — СПб., 1997.
7 См.: Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. — М., 1997.
8 См.: Волженкин Б.В. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1993. № 1. С. 21.