УДК 340.131.2
Страницы в журнале: 29-33
В.В. Яровая,
соискатель кафедры гражданского права Южного федерального университета Россия, Ростов-на-Дону kvv_161@mail.ru
Рассматриваются различные подходы к определению сущности локального правового акта, основанные на раскрытии содержания локального правового акта в таких аспектах, как сфера общественных отношений, образующих предмет его регулирования; территория и круг лиц, на которых направлено его действие; круг субъектов локального правотворчества. В свете современных тенденций развития законодательства сопоставляются термины «локальный правовой акт» и «корпоративный правовой акт». Анализ основных подходов исследователей к дефиниции «локальный правовой акт» позволяет выделить главные характеристики и отличительные признаки локального правового акта и сформулировать определение рассматриваемого понятия.
Ключевые слова: локальные правовые акты, нормативность локальных правовых актов, субъекты локального правотворчества, корпоративные правовые акты, отличительные признаки локальных правовых актов.
На сегодняшний день сфера частного права вызывает значительный интерес исследователей. Правовые акты, исходящие не от государственных органов, а от частных организационных структур, становятся важной частью правовой системы, в связи с чем возникает необходимость определения сущности локальных правовых актов, сферы их применения и роли в правовой техносфере.
Наиболее популярным в отечественной юридической литературе, приводимым большинством исследователей в качестве основного подхода к пониманию локального правового акта, является предметный подход, который основан на раскрытии содержания локального правового акта через сферу общественных отношений, образующих предмет его регулирования. Так, А.Ф. Черданцев рассматривает локальные правовые акты как «акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий…» [32, с. 224]. При этом сторонники данного подхода чаще всего связывают понятие локального правового акта с отношениями между организацией (ее руководством) и работниками, т.е. с трудовыми отношениями.
Подобное понимание локальных правовых актов сформировалось еще в первой половине XX века. Например, Н.Г. Александров определял локальные акты как особые акты, конкретизирующие применительно к задачам и условиям отдельного предприятия нормы трудового права (см.: [1, с. 66]). В настоящее время можно утверждать, что отождествление локальных правовых актов и актов, регулирующих исключительно трудовые правоотношения, в основном преодолено, хотя традиция использования последней дефиниции данного термина прочно устоялась в сознании юристов и зачастую «постулируется» ими (см.: [7, с. 198]). Такую устойчивость, помимо всего прочего, объясняет и наличие единственного легального понятия локального правового акта, используемого именно в трудовом законодательстве (см.: [28, ст. 8, 11, 15, 20, 22, 26]), в то время как другие законы и различные подзаконные акты (см.: [20; 29; 31]), регулирующие иные сферы общественных отношений, хотя и содержат упоминание локальных правовых актов (локальных нормативных актов), но лишь в контексте возможности их принятия теми или иными компетентными органами при осуществлении своей деятельности.
Вторым подходом к пониманию локальных правовых актов является подход, определяющий, что локальные правовые акты — это разновидность подзаконных актов определенной правовой отрасли. Так, Ю.А. Тихомиров рассматривает все локальные акты, как принятые в государственных организациях, так и все иные, в качестве источника административного права (см.: [25, с. 149]); другие ученые относят локальные нормативные акты к источникам коммерческого права (см.: [2, с. 36; 27, с. 17]) либо трудового права (см.: [3, с. 63; 14, с. 262; 33, с. 30]).
Третий подход к определению дефиниции локального правового акта — пространственный подход, основанный на понимании данного термина в аспекте территории и круга лиц, на которых направлено его действие. Так, В.И. Власов рассматривает локальные правовые акты как акты, «которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории» [4, с. 177]. В рамках данного подхода главным отличительным признаком локальных правовых актов выделяют либо территориальный критерий, при этом под локальными правовыми актами, как правило, понимают особую разновидность правовых актов, действующих в пределах конкретной организации (см.: [13, с. 15; 22, с. 336; 23, с. 185]); либо, не ограничивая действия локальных правовых актов территорией предприятия, определяют сферу их регулирования принадлежностью субъекта к коллективу или членством, возникающим по различным основаниям (см.: [10, с. 225; 18, с. 170]).
Касаясь вопроса о природе локальных правовых актов, следует отметить и иные точки зрения. Например, В.Н. Козлова указывает, что «любые акты, принимаемые органами юридического лица частного права, нельзя признать ни нормативными, ни даже индивидуальными актами», и рассматривает их в качестве односторонней гражданско-правовой сделки (см.: [11, с. 53]). Однако, хотя локальные правовые акты и не обладают отличительными признаками нормативных актов, следует согласиться с Н.Н. Пахомовой, которая отмечает, что локальным корпоративным актам присуща иная нормативность, отражающая социально-обязательный аспект взаимодействия между субъектами в конкретном корпоративном объединении и обеспечиваемая корпоративными санкциями (см.: [19, с. 168]).
Очередной «камень преткновения», возникающий при определении понятия локальный правовой акт, — это круг субъектов локального правотворчества. Локальный правовой акт — «письменный документ, исходящий от компетентного субъекта правотворчества, отличающийся оперативностью принятия» [8, с. 13], при этом не вызывает сомнения тот факт, что подобными субъектами выступают юридические лица, а именно: администрация организации (см.: [18, с. 179; 22, с. 16]), «органы юридического лица, представительные органы работников, уполномоченные законом или доверенностью физические лица» [16, с. 11], «учредители либо сами предприятия» [5, с. 38—39] и др. Довольно спорным является отнесение к субъектам локального правотворчества руководителей государственных и муниципальных организационных структур (см.: [15, с. 7]), поскольку многими учеными указывается, что только акты коммерческих организаций, принимаемые по всем экономическим, производственным и социальным вопросам, называются локальными актами (см.: [26, с. 257—286]).
В контексте определения круга субъектов локального правотворчества необходимо обратить внимание на получившую в последнее десятилетие активное развитие тенденцию отождествления терминов «локальный правовой акт» и «корпоративный правовой акт» (см.: [6, с. 70; 9, с. 11; 17, с. 95]). Однако современные мнения относительно субъектного состава и целей данного объединения коренным образом разнятся и поставить точку в этом споре, даже на законодательном уровне, в настоящий момент не представляется возможным [21; 30, ст. 7.1], в связи с чем использование термина «корпорация» и производных от него лишь еще сильнее способствует разноплановости толкования понятия локальных правовых актов.
Анализ основных подходов исследователей к дефиниции «локальный правовой акт» показывает, что, во-первых, локальные правовые акты регулируют различные вопросы организационной структуры, связанные с осуществлением ее хозяйственной деятельности, «с учетом собственного понимания путей и способов достижения легитимных целей своей деятельности» [12, с. 45]. Во-вторых, законодательные указания на обязательность наличия и определенные требования к содержанию в отношении того или иного локального правового акта не меняют его сущности и природы, при этом локальные правовые акты являются самостоятельной разновидностью правовых актов и могут обладать характеристиками как индивидуальных, так и нормативных правовых актов. В-третьих, локальные правовые акты выступают в роли программ, определяющих не только правила поведения внутри организации, но и взаимоотношения между организацией и окружающей средой, в связи с чем сфера действия локальных правовых актов не может быть ограничена ни территорией конкретной организации, ни членством в ней. В-четвертых, определяя круг субъектов правотворчества, необходимо учитывать двойственную природу определенных организационных структур и характер правовых актов, исходящих от них, и сделать оговорку, что принимаемые руководителями государственных или муниципальных организационных структур правовые акты являются локальными только в случае, если они касаются внутренних вопросов данных структур как самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Интегрируя приведенные выше характеристики, под локальными правовыми актами следует понимать правовые акты, принятые (изданные) в пределах компетенции самостоятельными хозяйствующими субъектами с соблюдением установленной законодательством РФ процедуры, регулирующие внутриорганизационные вопросы различной направленности, действие которых ограничено рамками одного или нескольких отдельных юридических лиц.
Список литературы
1. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. — М., 1948. С. 66.
2. Андреева Л.В. Коммерческое право России: учеб. — М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 36.
3. Бриллиантова Н.А., Волкова О.Н, Смирнов О.В, и др . Трудовое право: учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — М.: Проспект, 2009. С. 63.
4. Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права: уч. пос. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 177.
5. Вознесенская Н.Н., Занковский С.С., Клеандров М.И. и др. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. — М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 38—39.
6. Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Корпоративное право: учеб. — М.: Эксмо, 2009. С. 70.
7. Калюжнов Е.Ю. Специфика юридической техники локальных нормативных актов // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2012. № 10. С. 198.
8. Карнаухова Е.В. Принципы систематизации локальных нормативных правовых актов // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 3 (9). С. 13.
9. Кашанина Т.В. Юридическая техника в сфере частного права: корпоративное и договорное нормотворчество. — М., 2009. С. 11.
10. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учеб. — М.: Эксмо, 2008. С. 225.
11. Козлова Н.В. Гражданско-правовой статус органов юридического лица // Хозяйство и право. 2004. № 8. С. 53.
12. Корпоративное право: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / отв. ред. И.С. Шитина. — М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 45.
13. Маленко Т.В. Локальный нормативный акт в системе объектов правового мониторинга // Журнал российского права. 2010. № 1.
14. Марченко М.Н. Источники права: уч. пос. — М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 262.
15. Нестеров А.В. Классификация правовых актов // Государство и право. 2013. № 7. С. 7.
16. Никитенко Ю.М. Локальная юридическая деятельность: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2013. С. 11.
17. Нормография: теория и методология нормотворчества: уч.-метод. пос. / под ред. Ю.Г. Арзамасова. — М.: Академический Проект; Трикста, 2007.
18. Общая теория права и государства: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2000. С. 170, 179.
19. Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных отношений: правовой аспект. — Екатеринбург, 2004. С. 168.
20. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 111 (ред. от 05.08.2014) «О всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
21. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
22. Рубайло Э.А. Юридическая техника локальных актов: понятие и виды: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2013. С. 16.
23. Смоленский М.Б. Теория государства и права: учеб. — М.: Дашков и К°; Академцентр, 2012. С. 185.
24. Теория государства и права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. — М., 1996. С. 336.
25. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. — М., 2005. С. 149.
26. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. — М.: Юринформ-центр, 1999.
27. Толкачев А.Н. Коммерческое право: уч. пос. — М.: Дашков и К°, 2012. С. 17.
28. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
29. Óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíûé êîäåêñ Ðîññèé-
ñêîé Ôåäåðàöèè îò 08.01.1997 ¹ 1-ÔÇ (ðåä. îò 23.06.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
30. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О некоммерческих организациях». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
31. Федеральный çàêîí îò 29.12.2012 ¹ 273-ÔÇ (ðåä. îò 21.07.2014) «Îá îáðàçîâàíèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
32. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. — М.: Юрайт-М, 2001. С. 224.
33. Шиткина И.С. Локальное (внутреннее) нормотворчество в акционерном обществе // Налоги. 2006. № 14. С. 30.