Реклама
Статья

Международная исламская радикальная организация «Братья-мусульмане» [1] в России и современном мире: политико-правовой аспект деятельности

Рассматриваются история возникновения и идеология ихванизма; раскрываются особенности деятельности международной исламской радикальной организации «Братья-мусульмане» в современной России и за рубежом; анализируются правовые, организационные, политико-философские основы этого международного объединения.

УДК 341.4:297

Страницы в журнале: 128-132

 

Н.В. Володина,

доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Россия, Москва nina_volodina@mail.ru

 

Рассматриваются история возникновения и идеология ихванизма; раскрываются особенности деятельности международной исламской радикальной организации «Братья-мусульмане» в современной России и за рубежом; анализируются правовые, организационные, политико-философские основы этого международного объединения.

Ключевые слова: ихванизм, ислам, национализм, радикализм, экстремизм, терроризм, организация, законодательство, идеология, единство, государство.

 

Политической идеологией исламской организации «Братья-мусульмане» (по-арабски — «Аль-Ихван аль-муслимун») является ихванизм, базирующийся на определенной религиозной доктрине догматического и правового центризма.

 Ихванизм — универсальный исторический субъект, объединяющий всех мусульман независимо от их внутренних религиозных разногласий, своего рода «собиратель» общемусульманской нации, фактор формирования некоего сверхнационального единства. Это общеисламское единство имеет безусловный приоритет над религиозно-догматическими разногласиями, а его следствием является воздержание от крайних позиций и действий как во внутриконфессиональных, так и в межконфессиональных отношениях. Активная пропаганда достижений современного индустриального общества с его технологическими и институциональными основами и постановка их на службу исламским целям и ценностям используются в широком комплексе идей, главным пропонентом которых являются «Братья-мусульмане» [8].

Обращение к тематике учения радикального направления в исламе — общества «Братья-мусульмане» определяется рядом причин, одна из которых — бостонский теракт 2013 года, организованный братьями Царнаевыми, имеющими связи с последователями радикального ислама в Дагестане [3]. По сведениям газеты USA Today, Американской антидиффамационной лиги и организации «Американцы против ненависти», исламские террористы-экстремисты входили в состав исламского общества Бостона, которое тесно связано с Американским мусульманским обществом, а в ходе расследования определилось как отделение «Братьев-мусульман» в США.

Вторая причина состоит в возникновении споров в научной среде по поводу клерикализации современного общества, особенно остро звучащих в странах, где большинство населения исповедует ислам. Можно утверждать, что в общем мировое сообщество идет по пути секуляризации, но есть исключения: например, Египет, президентом которого стал представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси1 [11]. Однако в июле 2013 года армия Египта свергла президента Мурси. Египетское общество, таким образом, не выдержало испытание исламизацией.

Третья причина заключается в том, что противодействие религиозному экстремизму и терроризму в Российской Федерации объявлены В.В. Путиным приоритетным направлением деятельности государства, о чем Президент Российской Федерации заявил в своем выступлении перед Федеральным Собранием Российской Федерации в декабре 2013 года.

В деятельности радикальных экстремистских группировок важную роль играет финансирование. В отношении исламской организации «Братья-мусульмане» показателен пример, рассмотренный Д.В. Степанковым — заместителем начальника отдела Управления правового обеспечения Федеральной службы по финансовому мониторингу — в статье «Реализация федеральной службой по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмывания) преступных доходов по финансированию терроризма». Автор указывает: осуществляющее свою деятельность «Общество социальных реформ» (далее — Общество) фактически является филиалом организации «Братья-мусульмане», деятельность которой запрещена на территории большинства цивилизованных государств. В этой связи Федеральной службой по финансовому мониторингу проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности Общества, и проработаны первичные документы по движению денежных средств по счетам этой организации, открытым в Сбербанке России и КБ «Банк Москвы». При этом установлено, что российское отделение организации систематически получало от «SOCIAL REFORM SOCIETY» (KUWAIT) значительные денежные средства в долларах США. После продажи валюты деньги поступали на расчетные счета Общества в указанных выше банках и на счета различных организаций и частных лиц. Наряду с переводами значительных средств некоммерческим структурам — религиозным (мусульманским) центрам и организациям в различные регионы России, существенная их часть расходовалась на предоплату за якобы приобретаемые по договорам у многочисленных коммерческих структур продукты питания, аренду контейнеров и транспортные услуги, а также переводилась некоторым физическим лицам.

Полученные в ходе финансового анализа материалы были направлены на рассмотрение в правоохранительные органы и способствовали закреплению доказательственной базы о причастности Общества к финансированию деятельности на территории Российской Федерации экстремистских организаций. В этой связи решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2003 № ГКПИ 03-116 деятельность Общества, как и «Братьев-мусульман», на территории Российской Федерации запрещена (прекращена)1 [6]. Этим же решением аналогичные меры приняты в отношении созданного в Чечне в 2001 году «Высшего военного Меджлис-уль-Шуры Объединенных сил моджахедов Кавказа», действовавшего под руководством ближневосточных штаб-квартир «Братьев-мусульман», а также кувейтских «Общества социальных реформ» и «Общества возрождения исламского наследия». Но «Братья-мусульмане» продолжают функционировать в виде религиозных групп на территории современной России, действуют нелегально и зачастую под другими наименованиями.

По мнению руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Р. Сулейманова, особенно активны «Братья-мусульмане» в Татарстане. На общероссийском уровне взгляды «Братьев-мусульман» активно навязываются при помощи сайта «IslamNews», отдельными журналистами и рядом научных сотрудников.

С точки зрения эксперта, в России легально действуют проводники ихванизма: «российские ихванисты, работая преимущественно в СМИ, активно проводят мысль о необходимости политизировать ислам, чтобы мусульмане  участвовали в политике не как отдельные граждане, а как религиозное сообщество. Ярким доказательством этого является их желание принять участие даже в «белоленточном» движении, возникшем в период между парламентскими и президентскими выборами в России в декабре 2011 года — марте 2012 года. Так, ими был подготовлена так называемая «Исламская гражданская хартия», целью которой было включить российских мусульман в массовые антиправительственные политические акции» [10].

В Татарстане ихванисты завуалировали свою деятельность социальным служением: организацией бесплатных обедов, культурных вечеров и религиозных проповедей, работой с детьми и т. д. Р. Сулейманов призвал обратить внимание на деятельность Культурного исламского центра «Семья», который располагается в Высокой горе (районный центр в 19 км от г. Казани), издает свою газету «Крепкая семья» на русском и татарском языках. По словам Р. Сулейманова, ихванизм в Татарстане активно распространяют через проповеди арабские проповедники, чьи книги уже были признаны экстремистскими. «Братья-мусульмане» в России действуют гораздо аккуратнее, тоньше и более скрытно, чем ваххабиты. Они стараются преподнести себя в качестве современно ориентированных и социально актив-ных мусульман, чтобы завоевать популярность у населения, расположить к себе органы власти [10].

Религиозная исламская ассоциация «Братья-мусульмане», проповедующая ислам-

ский фундаментализм, была создана в 1928 году в Египте в целях возвращения ислама к фундаментальным основам Корана и Сунны. Базу религиозной идеологии составляют нормы панисламизма. Основная цель организации — создать в мусульманских странах общество, построенное на принципах «исламской справедливости». По мнению «Братьев-мусульман», эта цель может быть достигнута, только если следовать по исламскому пути развития, выполняя и полностью соблюдая нормы, которые прописаны и четко сформулированы в Коране и шариате. Большую роль в формировании идеологии этой ассоциации сыграли Мухаммед аль-Газали, Сайид Кутб, Мустафа ас-Сибаи и др. [1]

Исторически учение ихванизма обосновали Хасан аль-Банна (1906—1949) и Сайид Кутб (1906—1966); сегодня главным идеологом «Братьев-мусульман» является Юсуф аль-Кардави, проживающий в Катаре. В основе идеологии ихванизма лежит талфик — смешение мазхабов, когда из разных религиозно-правовых направлений (мазхабов) ислама берется в отдельности какое-нибудь положение для обоснования того или иного сиюминутного решения, политически выгодного в данный момент. Именно идеологическое насаждение талфика осуществляется ихванистами по всему миру. Как отмечает Фарид Салман, «если ваххабиты идут напролом в продвижении своей идеологии, то ихванисты действуют более хитро: через социальную активность и через информационное пространство, где в его мусульманском сегменте они задают нередко тон» [1].

В начале своей деятельности эта организация имела религиозное направление, занимаясь проповедничеством и миссионерской деятельностью. Позднее Хасаном аль-Банной, Сайидом Кутбом, Мустафой ас-Сибаи, Мухаммедом аль-Газали была разработана идеологическая и правовая основа учения, выдвинута идея «не

вежества» западного общества. С 30 годов ХХ века отделения «Братьев-мусульман» активно создаются в Ливане, Ираке, Иордании, Сирии, Судане для распространения идеи объединения всех мусульман. В настоящее время представительства «Братьев-мусульман» есть в разных государствах, но все они организационно и идеологически привязаны к центру движения, расположенному в Египте. Распространенный лозунг «Братьев-мусульман» «решение — в исламе» определяет направление развития  общества во всем мире.

Современный ученый Тарик аль-Башари замечает, что движение «Братья-мусульмане» возникло не только как реакция на забвение Халифата. Целью исламской организации «Братья-мусульмане» являлось восстановление культурной идентичности мусульманской уммы на исламской интеллектуальной основе. Это осуществлялось в соответствии с концепцией реформаторства, разработка которой связана с трудами Джамал-ад-Дина аль-Афгани, Мухаммада Абдо, Рашида Рида и учителя имама Хасана аль-Банны. Идеи «Братьев-мусульман» распространились, утвердились по всему миру и охватили миллионы мусульман. Выборы президента Египта — представителя общества «Братья-мусульмане» — свидетельствуют об определенном их влиянии и успехе в политической жизни. Однако более объективный анализ показывает, что подобные успехи носят скорее организационный, нежели идеологический характер.

В современном мире остро стоят вопросы национализма, в том числе соотношения ислама и национализма1  [7]. В связи с этим отметим еще один важный аспект: Хасаном аль-Банной разработана теория национализма ислама (каумият аль-ислам) в противовес концепциям мусульманского национализма. Национализм ислама опирался на три принципа:

— веру в Аллаха;

— гуманизм;

— аламийу («всемирность»).

 Из научного материала и лекций Ю.В. Шаповал следует, что Хасан аль-Банна признавал эффективность и полезность некоторых разновидностей национализма. Важным для национализма ислама он считал каумият аль-маджд («национализм славы»), основанный на приверженности, пристрастности своему историческому прошлому, а также каумият ат-танзим (национализм в смысле приверженности организации). Положительно оценивал Хасан аль-Банна патриотизм (ватания) в виде:

— ватания аль-ханин (патриотизм по отношению к своей малой родине);

— ватания аль-хуррия ва-ль-изза (готовность к борьбе за ее свободу и достоинство);

— ватания аль-муджтамеа (приверженность социальной группе, к которой принадлежит мусульманин);

— ватания аль-фатх (проявление патриотизма в отношении территориальных приобретений).

Д. Марченко справедливо отмечает, что экстремизм как сложный политико-правовой феномен может носить различную идеологическую окраску в виде этнического и религиозного экстремизма. Идеология, пропагандирующая национальный экстремизм, исходит из искаженной интерпретации права наций на самоопределение [4, с. 157].

Национализм необходим только на первом этапе борьбы мусульманских народов за независимость от колониализма Запада. Второй этап — это достижение арабского единства; третий — образование федерации мусульманских государств; четвертый — унитарная религиозно-политическая общность в духе мединской общины в планетарном масштабе.

Особенность, выделяемая учеными, занимающимися этими проблемами, состоит в том, что в существующих вариантах соотношения ислама и национализма приверженность исламским ценностям, в том числе идее общеисламского единства, остается неизменной и это определяет специфику мусульманского национализма и, соответственно, особенность понимания нации в исламском мире, не сводимой к европейским коннотациям этого понятия. Основатель идей панисламизма Джамал ад-Дин аль-Афгани отстаивал тезис о том, что вероисповедная общность людей создает наиболее прочные связи между ними. По мнению этого мыслителя, мусульманин отвергает всякую иную асабию (чувство солидарности, приверженности), кроме исламской, кроме уз, которые связывают единоверцев [7].

Многими экспертами отмечается двойственность исламской радикальной организации «Братья-мусульмане» и их ориентация на два полюса — непримиримость и компромисс.

Немаловажную роль играет в современном мире тот факт, что в декларации «Братьев-мусульман» «Наш призыв» 1945 года ислам объявлен уникальным и универсальным общественным порядком, определяющим человеческую жизнь, а также отмечено, что ислам вбирает в себя нации, как общество вбирает семьи своих граждан.

К середине 40 годов ХХ века ассоциация «Братья-мусульмане» насчитывала свыше 5 тыс. отделений в разных странах мира. Последователи этого учения принимали участие в боевых действиях в качестве самостоятельной боевой единицы в Палестинской войне 1948 года. «Братья-мусульмане» под названием «секретный аппарат» совершили ряд террористических актов, объясняя это тем, что правительство в войне с Израилем играло крайне пассивную роль. Некоторое время организация «Братья-мусульмане» подвергалась репрессиям, но в 1950 году была легализована как религиозная организация. В 1954 году после неудачного покушения членов ассоциации на президента Гамаля Абдель Насера деятельность «Братьев-мусульман» в Египте была запрещена на законодательном уровне, однако это не помешало им принять участие в парламентских выборах. «Братья-мусульмане» выступали в блоке с либеральной партией «Новый Вафд», и в результате в Народном собрании оказались восемь кандидатов от этого объединения.

На выборах 1987 года «Братья-мусульмане» баллотировались уже в союзе с оппонентами «Нового Вафда» — Либерально-социалистической партией и Социалистической партией труда, объединившимися в «Исламский альянс». Кандидатам от «Братьев-мусульман» досталось 37 мест [2, с. 17].

На выборах в парламент Египта в 2005 году «Братья-мусульмане» получили 88 мест (20% состава парламента), образовав наиболее мно-гочисленную оппозиционную фракцию.

В ноябре 2010 года «Братья-мусульмане» получили гораздо меньший процент голосов, но в июне 2012 года представитель движения Мухаммед Мурси победил на египетских президентских выборах.

Сторонники «Братьев-мусульман» были причастны к убийствам политиков и журналистов в Египте. «Это люди, хотя и одетые часто в костюмы и галстуки, но носят в своем сердце идеи, под флагом которых взрывают мирных жителей в разных странах», — так еще в 2011 году высказался об ихванистах исламовед, мусульманский журналист Юсуф Ибрагимов [9].

При рассмотрении деятельности организации «Братья-мусульмане» в мире обратим внимание на Сирию. В этой стране радикальная организация проявила себя как экстремистская и террористическая еще в 1970 годах: ею спровоцированы беспорядки в связи с принятием новой конституции страны; весной 1976 года обществом «Братья-мусульмане» организованы манифестации в знак протеста против участия сирийских войск в урегулировании ливанского кризиса. Главные объекты террористических атак «Братьев-мусульман» в Сирии — алавиты, высшие чиновники госаппарата, агенты безопасности.

В июле 1980 года Народное собрание Сирии приняло закон о смертной казни за принадлежность к организации «Братья-мусульмане». Закон предусматривал мораторий в 60 дней, в течение которого члены организации могли сдаться властям без риска быть казненными, что и сделало примерно 800 человек. В конце 1980 года на конгрессе в ФРГ в руководстве общества «Братья-мусульмане» произошел раскол. Меньшая часть, возглавляемая лидером «сирийского братства» Исамом аль-Аттаром, выступила за продолжение борьбы «законными методами», имея в виду методы политические. Большая часть руководства, представлявшая так называемых внутренних братьев-мусульман (т. е. действующих непосредственно внутри страны, в отличие от «внешних», обосновавшихся в некоторых арабских, а также западноевропейских странах), заявила о готовности продолжать борьбу с использованием террористических и других экстремистских форм [9].

«Братья-мусульмане» действуют под разными названиями в других исламских странах. Они выступали в оппозиции к правящим режимам вплоть до участия в вооруженной борьбе против правительства (в частности, в Сирии в период правления Хафеза Асада).

В некоторых странах (Иордания, Кувейт) «Братья-мусульмане» ведут легальную политическую деятельность.

 

Список литературы

 

1. Братья-мусульмане в России // Новости СНГ. URL: http://novostink.ru/sng/33172-bratya- musulmane-v-rossii.html#ixzz2oTcvHRNK/2013/

2. Кудрявцев А. Египетские исламисты: кто они? // Le Monde Diplomatique. 2006. Дек.

3. Мальцев В. Бостонских братьев связали с «Братьями-мусульманами» // НГ-Религии. 2013. 15 мая. С. 1—4.

4. Марченко Г.В. Какую Россию мы обретаем? // Полис. 1995. № 2.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.

6. Степанков Д.В. Реализация федеральной службой по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмывания) преступных доходов по финансированию терроризма» // Банковское право. 2006. № 6.

7. Шаповал Ю.В. Ислам и национализм: конфронтация или возможность взаимодействия? — М., 2010.

8. Эксперт № 30—31 (813) // Expert.ru

9. URL: Reuters/InterRight/fourredbullsaday.blogspot.com

10. URL: http://www.riss.ru/actions/1381-bratya-musulmane-v-rossii#.U1VToVV_uSo

11. URL: http://www rus.ruvr.ru

 

 

1 – Запрещена в РФ

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются виды преступлений в сфере цифровой информации, различные по своей сущности и включающие как распространение вредоносных компьютерных программ, взлом, несанкционированный подбор личных паролей, кражу номеров банковских карт и других реквизитов...
Добавлено: 12 дней назад
Анализ принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования приводит к выводам о позитивности изменений, сделанных в русле поправок, внесенных в Конституцию Российский Федерации в 2020 году
Добавлено: 12 дней назад
В работе исследовано состояние международно-правового регулирования отношений в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Проанализированы документы ООН, ОЭСР, «Группы семи» и «Группы двадцати», приведены позиции ученых-юристов. Выявлены основные принципы, которыми руководствуются государства при выработке национального регулирования
Добавлено: 05.07.2024
В каждой стране имеется национальное законодательство, регулирующее обращение лекарственных средств. Страны, входящие в состав Европейского союза, руководствуются как европейским законодательством, так и национальным
Добавлено: 05.07.2024
Современное закрепление в демократических странах мира на конституционном (государственном) уровне принципа равноправия личности связано как с многовековой историей его формирования, так и с динамичным развитием человеческой цивилизации, расширением круга ее субъектов, изменением их социального и правового статуса, непосредственной трансформацией содержания самого принципа
Добавлено: 05.07.2024